Таджикистан: Спецоперация в Горном Бадахшане может спровоцировать серьезные выступления против режима Рахмона
Ситуация в Горном Бадахшане меняется каждый час. В четырнадцать часов по местному времени должно было закончиться перемирие, заключенное вчера между правительственными войсками и боевиками. Однако уже утром договоренности были нарушены: в Хороге (центре Горно-Бадахшанской Автономной области) неизвестные снайперы застрелили семь мирных жителей - четверых детей, двоих мужчин и женщину. Когда срок перемирия подходил к концу, президент Таджикистана Эмомали Рахмон подписал указ о полном прекращении огня в Хороге.
Криминальное убийство как повод к спецоперации
Официальным поводом для проведения спецоперации в Горном Бадахшане стало убийство генерала Абдулло Назарова - начальника регионального управления Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ). По официальной версии, инцидент произошел в пригороде Хорога, когда генерал возвращался на служебной машине из районного центра Ишкашим (Ишкашим - поселок на берегу реки Пяндж на границе с Афганистаном). Автомобиль Назарова якобы был остановлен группой неизвестных людей, которые вытащили генерала из автомобиля и нанесли ему несколько ударов ножом, после чего скрылись. Сообщалось, что в момент нападения рядом с Назаровым были два сотрудника ГКНБ из группы «Альфа», однако они не смогли его защитить. Вина за убийство была возложена на незаконное вооруженное формирование, которое возглавляет заместитель начальника Ишкашимского пограничного отряда Толиб Айёмбеков. По данным ГКНБ и МВД, группировка в течение длительного времени занималась контрабандой наркотиков, табачных изделий, драгоценных камней, за ней числятся тяжкие преступления, в том числе бандитизм.
По официальной версии, именно чтобы найти и арестовать убийц Назарова, в Горный Бадахшан и были введены войска и бронетехника. Хорог начали бомбить, не предупредив и не эвакуировав мирных жителей - но вывезя оттуда представителей международных организаций. В результате спецоперации было убито, по неофициальным данным, более 200 человек, по официальным - 42 человека. Был убит один из сыновей Айембекова, сам Толиб бежал в Афганистан.
Источники «Ферганы» в Хороге, однако, дают свою версию произошедшего убийства. По словам человека, близкого к структуре, где работали и погибший генерал Назаров, и Толиб Айембеков, это были исключительно криминальные «разборки». «У Назарова и Айембекова были договоренности по определенным видам контрабандного товара (видимо, Назаров «крышевал» Айембекова - ред.), и когда возникли некоторые проблемы, генерал Назаров отправился их урегулировать - поэтому он и не взял с собой охранников, ему не нужны были лишние свидетели, - говорит источник «Ферганы». - Но во время разборок что-то пошло не так, и, как говорят, именно брат Толиба Айембекова и ударил генерала ножом в грудь. Это именно криминальные разборки, тут нет никакой политики. В Горном Бадахшане власть давно срослась с криминалитетом, через область идет большой поток контрабанды».
Эта версия объясняет, почему Толиб Айембеков наотрез отказался выдавать виновных в гибели генерала, а так же официальную версию с 20 ножевыми ранениями: власть не заинтересована в широком расследовании связей криминала и высоких чиновников ГКНБ, а «групповое убийство» Назарова - хороший повод для проведения войсковой спецоперации, которая выгодна и власти, и наркокартелям (если предположить, что это две разные силы). С одной стороны, спецоперация может усмирить автономную область, где и сегодня есть вооруженные формирования и которая традиционно настроена против Рахмона, а с другой, чем серьезней беспорядки в ГБАО, тем проще контрабандистам.
Как сказал эксперт по Центральной Азии, международный обозреватель «Московских новостей» Аркадий Дубнов в интервью Радио «Свобода», «известная мне версия заключается в том, что убийство Абдулло Назарова является лишь поводом для того, чтобы развернуть там серьезную крупномасштабную военную операцию правительственных войск, чтобы искоренить серьезную угрозу режиму Рахмона. В этих утверждениях есть доля истины, потому что найти виновных в убийстве Назарова официальный Душанбе может, только начав крупномасштабную военную операцию. Дело в том, что в Бадахшане фактически все население является противниками центральной власти. И попытки Душанбе заставить прийти с повинной либо сдаться тех, кого этот режим считает виновными, были с самого начала обречены на неудачу. Извините за цинизм, но, думаю, если бы не было этого повода – убийства Назарова, его нужно было бы выдумать тем, кто сегодня у власти в Душанбе. За год с лишним до президентских выборов в Таджикистане, где у Рахмона нет никаких серьезных соперников, кроме вооруженной оппозиции, эту занозу нужно было выдрать».
Что сейчас происходит в Хороге?
«Фергана» связалась с председателем российского фонда культурного наследия «Памир» Мукимом Майбалиевым, который рассказал, что, по их данным, в результате спецоперации, которая длилась с шести утра до шести вечера, погибло около 150 человек: 35-40 погибших со стороны правительственных войск, 30-40 человек со стороны боевиков, и 50-60 - со стороны мирного населения. Международные организации, имеющие представительства в Хороге, накануне вывезли своих людей из города, - местных жителей никто не предупреждал.
- Люди отправили на лето на родину своих жен и детей, - и сейчас не имеют никакой информации от родственников, телефонная связь заблокирована, - рассказал Муким Майбалиев. - Мы подготовили обращение к правительству Таджикистана, где просим только о двух вещах: прекратить боевые действия и восстановить связь. Сегодня утром в Хороге на митинг вышли женщины и старики, они тоже требуют прекращения боевых действий.
Тем временем на «Фейсбуке» появились панические сообщения о том, что происходит в Хороге: «Состояние населения плачевное, много убитых серди мирных жителей, военные не разрешают женщинам хоронить убитых ребят, тела, которых на улицах лежат, вообще трогать не дают, многие на грани срыва. Военные также взяли под контроль единственную больницу в городе, и разместили там своих раненых, кроме своих никого туда не пускают...» Информация о «телах, которые лежат на улицах», косвенно подтверждают и слова председателя Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Кодира Косима, который прокомментировал распоряжение Рахмона о прекращении огня: «Данное решение принято в связи с тем, что есть раненые, и на улицах могут разлагаться тела убитых».
Утром 25 июля Муким Майбалиев не подтвердил «Фергане» информацию с «фейсбука»: «Хоронить разрешают. Сегодня в Хороге тишина, до двух часов объявлено перемирие».
- На фейсбуке стоит призыв прийти на митинг к посольству Таджикистана в Москве к 18.00. Этот митинг санкционирован?
- Нет. Мы пока не говорим о митинге. Мы передадим в посольство наше обращение и очень надеемся, что нас услышат. Потому что если боевые действия будут продолжены, мы не сможем удержать людей - а только в Москве и области около 35 тысяч выходцев из Горного Бадахшана, - рассказал М.Майбалиев.
Исмаилиты из Афганистана
История противостояния Горного Бадахшана и Душанбе заслуживает отдельного рассказа, на который сейчас нет времени. Напомним только, что ГБАО - автономная область, жители которой традиционно уязвлены отношением официального Душанбе. Горный Бадахшан - бедная, самая социально незащищенная и самая проблемная область Таджикистана. Памирцы отличаются от остальных таджиков не только этнически: у них иное национальное самоощущение. Напомним, что большинство коренных жителей Горного Бадахшана составляют исмаилиты (последователи шиитских мусульманских религиозных течений), тогда как в других областях Таджикистана проживают, в основном, сунниты.
Боевая операция правительственных войск объединила исмаилитов крепче, чем экономические интересы или криминальные обязательства: как рассказал источник «Ферганы» в Таджикистане, сегодня среди исмаилитов доминирует ощущение «враги пришли на нашу землю и убивают мирных людей». Как стало известно «Фергане», в Афганистане, на границе с Таджикистаном, сейчас находятся около 250 исмаилитов - людей Толиба Айембекова, которые готовы перейти границу и отправиться на помощь единоверцам.
Самое опасное, что существует реальная угроза: под эти знамена в Таджикистане могут подняться многие из тех, кто сегодня недоволен режимом Рахмона. И возможно, власть это поняла.
Примерно за час до предполагаемого времени окончания перемирия президент Таджикистана подписал распоряжение о полном прекращении боевых действий в Хороге. Кроме того, как стало известно «Фергане» из своих источников, Рахмон пригласил принца Ага-Хана IV (духовного лидера мусульманской общины исмаилитов-низаритов), но он пока не прилетел.
«Фергана» продолжает следить за развитием событий в Горном Бадахшане.
Мария Яновская