Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

«Герой дня»: Киргизский депутат от фракции СДПК предложил казнить пожизненно заключенных на электрическом стуле

«Герой дня»: Киргизский депутат от фракции СДПК предложил казнить пожизненно заключенных на электрическом стуле

Депутат парламента Кыргызстана Эркин Сакебаев. Фото с веб-сайта Kenesh.kg

В Кыргызстане нужно ввести смертную казнь - она «гуманнее и выгоднее», чем пожизненное заключение, заявил 4 декабря на заседании комитета по законности, правопорядку и борьбе с преступностью депутат Жогорку Кенеша (парламента республики ) от фракции социал-демократов Эркин Сакебаев, сообщает КирТАГ.

«Пожизненное заключение означает медленную смерть, зачем их так мучить? Считаю, что намного гуманнее было бы ввести смертную казнь. В США, к примеру, преступников казнят на электрическом стуле. Почему бы нам не ввести эту норму?», - предложил Сакебаев.

По мнению социалиста, демократа и депутата, такая мера будет и экономически выгодна для государства. «Сегодня на строительство колонии для лиц, осужденных на пожизненное заключение, требуется 300 миллионов сомов (свыше $6,3 млн). Когда наши дети учатся в палатках, мы должны строить школы или колонии для преступников?»,- возмутился социал-демократ.

Напомним, вынесенные в последнее время в Киргизии пожизненные приговоры связаны, главным образом, с трагическими событиями июня 2010 года. В частности, пожизненный срок получил правозащитник и журналист Азимжан Аскаров, в ноябре текущего года удостоенный престижнейшей международной премии за свободу слова Комитета по защите журналистов.

Заявлением депутата Сакебаева уже возмутился омбудсмен Киргизии Турсунбек Акун. «Во всем мире идет процесс гуманизации уголовных наказаний. Мы должны решать данные вопросы гуманным путем, так как зло порождает зло, а добро порождает добро, карательными методами мы ничего не добьемся», - сказал Акун.

Он напомнил, что мораторий на смертную казнь был введен в Кыргызстане в 1998 году, но начал действовать только в 2002. «Это решение повысило имидж нашей страны, вызвало одобрение мирового сообщества. Обратное решение ударит по нашей стране. Ведь мы позиционируем себя как демократическая парламентская республика - первая в Центральной Азии», - заявил омбудсмен.

В настоящее время в Кыргызстане, в колонии для осужденных на пожизненное заключение содержится чуть более 260 человек. Из них около сорока были осуждены после трагических столкновений в Оше и Джалала-Абаде в июне 2010 года, в том числе, Азимжан Аскаров. Авторитетные юристы считают приговор Аскарову сфальсифицированным и расценивают его не иначе как месть со стороны сотрудников правоохранительных структур.
Исполнительный директор правозащитного центра «Граждане против коррупции» Толекан Исмаилова считает, что партийные списки породили такой феномен, как безграмотный парламент, где 65% депутатов не соответствуют своей должности, не знают, что такое права человека, занимаются дискриминацией по половому, национальному принципу и даже не понимают терминов международного права.

«Мы радовались, когда Кыргызстан доказал свою приверженность правам человека и в стране была отменена смертная казнь, потому что государства, которые убивают осужденных, ничем не отличаются от преступников, которые также убивают людей. Так чем отличается от преступника депутат, озвучивающий такое?! Своими словами Эркин Сакебаев сам себе сделал «политическое харакири», его политическая карьера завершится, после таких суждений его никто больше не изберет на еще один срок», - считает Исмаилова.

Правозащитница призывает демократической общество, депутатов, которые ратуют за права человека, продолжать работать над реформой МВД и преобразованием Уголовного кодекса, так как следственные органы продолжают работать в рамках коррупции, занимаются пытками, незаконными задержаниями, «выбиванием» признаний. «Все это и приводит к такому количеству заключенных. Например, только по июньским событиям много осужденных только по национальному признаку. Не видя, не понимая или делая вид, что не понимают этого, депутаты вроде Сакебаева представляют опасность для общества», - заключила Толекан Исмаилова.

Депутаты парламента Кыргызстана часто удивляют мир своими заявлениями. Сначала они категорически и безапелляционно решают, какие средства массовой информации следует подвергнуть цензуре и почему. Потом задолго до решения суда поименно называют виновных в межнациональных столкновениях. Затем предлагают национализировать ранее приватизированные предприятия с участием иностранных инвестиций... Но народный избранник от правящей, по сути, партии пошел еще дальше — решил растоптать Конституцию страны.

Слова депутата вызвали возмущение и у руководителя Коалиции «За демократию и гражданское общество» Динары Ошурахуновой. «Они (депутаты, - ред.) считают, что вот так, взмахом руки и согласием на смертную казнь можно решить проблему, колонии станут лучше, а мир гуманизируется?! Что означает это заявление? Оно показывает их отношение к человеческой жизни».

«Стоит всегда помнить о том, что если случайно кого-то из политиков политически обвинят, посадят, приговорят к смертной казни, а потом убьют, то он уже никогда не сможет доказать свою невиновность. И это все при том что следствие у нас ведется как попало, много несправедливо обвиненных, правоохранительные органы и силовые структуры не реформированы и вопрос о реформе даже не стоит. И когда наши депутаты говорят о колониях, они должны предлагать реформы, решение всех этих вопросов – только реформы, а не смена одного человека на другого. Сколько сейчас у нас несправедливо обвиненных, и если депутаты считают, что можно вот так просто взять и убить, то сколько смертей будет? Вот он, показатель уровня наших политиков».

Руководитель НПО «Кылым Шамы» Азиза Абдирасулова говорит, что если для кого-то смертная казнь - это игрушка, политика, то «для нас это необратимый процесс и право человека на жизнь». «К отмене смертной казни Кыргызстан шел 8 лет. раньше президент, тогда еще Акаев, лишь продлевал на один год мораторий на исполнение решения суда, который избирал высшую меру наказания. Это длилось с 1998 года. Когда к власти пришел Бакиев, ему думать об этом вопросе было некогда.

«Тогда я была членом Конституционного совещания и нас (более 300 членов) собрали на заседание 30 декабря 2005 года, - рассказывает Азиза Абдирасулова. «К счастью, тогда Бакиев отсидел заседание до конца и всех выслушал. Тогда я меня в сумке была печать моей организации, и я знала, что сегодня последний день действия предыдущего моратория. Я понимала, что если он не будет продлен, то с 31 декабря на 1 января или в самом начале нового года могут исполнить решение суда. А тогда в подвалах тюрем находилось 187 смертников. Тогда я от руки написала обращение к Бакиеву, где было сказано, что Акаев ежегодно продлевал мораторий, и если он не примет [такого же] решения, то приговоры начнут исполняться. Я отметила, что если он найдет нужным, то пусть примет указ до полного исключения нормы о смертной казни из нормативно-правовых и законодательства страны. И 31 декабря, рано утром, просматривая новости, я увидела, что своим первым указом он подписал указ о полном исключении высшей меры наказания из законодательства страны. Я сидела и плакала от радости. Это был такой большой подарок – 187 жизней… В 2007 году, когда был принят очередной вариант Конституции, высшая мера наказания была исключена».

«И как депутаты могут делать такие заявления, зная о том, какое у нас состояние судебной власти, работы розыскных групп, следователей и прокуроров? Кому сегодня мы можем доверять наши жизни? В такие моменты я всегда вспоминаю случай, когда на юге за убийство жены и ребенка одного молодого человека приговорили к смертной казни. Процесс длился несколько лет, и в 1998 году Верховный суд оставил в силе решения судов предыдущих инстанций, его должны были казнить, но Акаев подписал мораторий и парень остался жив. А потом нашлась его жена с ребенком, которая, как оказалось, после ссоры с мужем попросту куда-то уехала», - рассказывает А.Абдирасулова.

«Не мы давали жизнь человеку, и не мы имеем права ее отнимать. Есть такая поговорка: не копай яму другому, сам можешь в нее попасть. Наша политическая ситуация очень шаткая – сегодня ты во власти, а завтра можешь попасть за решетку. Депутатам не стоит забывать об этом», - говорит правозащитница.

Международное информационное агентство «Фергана»