Кыргызстан-Узбекистан: Десять столбов и шесть метров от границы
«Фергана» продолжает выяснять подробности приграничного инцидента, произошедшего в начале января 2013 на юге Ферганской долины, в районе узбекского анклава Сох на территории Кыргызстана.
«5 числа в 18:00 пятьдесят человек, граждан Узбекистана, подошли к пограничной заставе [имеется в виду застава Чарбак. - здесь и далее примечания «Ферганы»], - рассказывает житель Баткенской области, пожелавший остаться анонимным. Он отмечает, что группа узбекистанцев действовала под руководством некоего неформального лидера. - Там граница проходит по дороге, а дорога является объектом общего пользования. Шесть-семь железобетонных столбов были установлены на узбекской стороне (там граница описана). Люди подошли и сказали, что столбы стоят не на том месте. Также там были вырыты лунки [для будущих столбов], и этот лидер потребовал, чтобы их засыпали».
Пограничники поговорили с ними и вроде бы договорились, что не будут предпринимать никаких действий для появления специалистов из Госрегистра. Когда именно были установлены столбы — опоры линии электропередачи, не сообщается.
«6 января утром уже около тысячи человек пришли снова, - продолжает свой рассказ житель Баткена. - Они были агрессивно настроены, начали ломать столбы. На предупредительные выстрели киргизских пограничников они не реагировали. Туда подъехал участковый и попал в толпу, его не слушали и избили, полностью испортили его машину. Тогда пограничники (командир заставы и один солдат) дали предупредительные выстрелы в воздух. Толпа отошла. Милиционера спасли. Но толпа двинулась дальше по дороге в сторону Хушяра и там они завалили десять новых железобетонных столбов и пятнадцать столбов, установленных 15-20 лет назад...»
Сельский сход в районе села Чарбак, Кыргызстан. Фото RFE/RL, 7 января 2013 г.
Однако сносом электрических столбов толпа узбекистанцев не ограничилась. Кажется, их действия были направлены на то, чтобы сильнее обострить обстановку. Наш собеседник продолжает:
«Потом, пока не ясно, почему, толпа начала врываться в дома и захватывать заложников. Дело в том, что сёла Чарбак и Хушяр так близко расположены друг к другу, что граничат дувалами [заборами] домов. В таких пограничных домах и захватывали заложников. Также там есть место, где чтобы попасть в киргизское село, надо проехать границу с Узбекистаном, на этом участке дороги толпа захватила 7-8 машин. По разным данным, в заложники в целом захватили тридцать-сорок человек. Шестнадцать женщин и детей отпустили в ночь с 6 на 7 января. И к пяти часам вечера 7 января отпустили остальных».
Даже из разговоров с местными жителями остается непонятным, как в районе двух сел — киргизского и узбекского — организована государственная граница. «Пограничники стояли на границах, а в местах, где захватывали заложников, их не было. Село Чарбак - «вытянутое», и там в его начале вместе живут люди с людьми из Хушяра дом к дому», - говорит источник «Ферганы».
По его словам, вчера, то есть 7 января, он встречался с освобожденными заложниками. Источник «Ферганы» подтвердил, что среди них были и те, кто подвергся физическому насилию со стороны граждан Узбекистана. «Я лично видел избитого мужчину, с синяками под глазами. Была сильно психически подавленная женщина, она кричала; все рассказывали, как их вытаскивали из домов, как были напуганы. О том, кормили их или нет, я не спрашивал. Толпа им угрожала, материла, говорила, что их убьют. Сначала толпа избила людей, затем передала их узбекской милиции, а милиция держала их в больнице».
Одна из улиц в Сохе. Сохский район Ферганской области Узбекистана, как и окружающие его сёла Баткенской области Кыргызстана — один из самых депрессивных регионов постсоветской Центральной Азии. Местные населенные пункты практически опустошены из-за отъезда трудоспособной части населения на заработки; экономические проблемы для местных жителей, занятых практически выживанием, здесь гораздо важнее, чем приграничные... Фото Дмитрия Бабаева, 2008 г.
Согласно рассказам киргизстанцев, заложников держали на складе больницы села Хушяр. Впрочем, степень физического ущерба, нанесенного людям, не вполне ясна. Вечером 7-го января в больнице села Чорбак находилось шесть человек, один самостоятельно ушел домой. Сейчас там уже лишь пятеро пострадавших.
По словам нашего источника, в самом начале конфликтной ситуации узбекская сторона закрыла все пограничные посты, которые ведут в Кыргызстан. Киргизские пограничники приняли ответные меры позже.
Как выясняется, граждане Кыргызстана, недовольные действиями соседей, пошли на «симметричные» меры и также захватили несколько заложников из числа узбекистанцев.
«Естественно, что по области пошли разговоры о происходящем, - рассказывает наш информатор. - А когда люди узнали, что их родственники в заложниках, то они (это были люди не из Чарбака, а из близлежащих сел) поймали шесть таджикских женщин и передали киргизской милиции [Сохский район Узбекистана, включая село Хушяр, населен преимущественно этническими таджиками] . Потом они договорились и обменяли заложников. Это был первый обмен в ночь на 7-е. Больше киргизская сторона людей не захватывала. Но скоро 100 недовольных собралось в городе Баткен, те, кто родом из приграничных мест. Также собрались люди в близлежащих селах...»
Границы между Кыргызстаном и Узбекистаном зачастую представляют собой несколько ниток колючей проволоки. Вблизи пограничной заставы Чарбак. Фото RFE/RL, 6 января 2013 г.
Как сообщал «Вечерний Бишкек», волна возмущения действиями узбекской стороны докатилась и до Бишкека. Днем 7-го января несколько десятков человек, выходцев из Баткенской области, собрались на митинг вблизи здания парламента в центре столицы Кыргызстана. Они требовали от властей принять какие-то оперативные меры для защиты их земляков, а в противном случае предоставить им самим транспорт и оружие.
Следует отметить, что официальные власти Узбекистана ограничились только одним сообщением, исходящим от Комитета по охране государственной границы и опубликованном на малоприметном и подконтрольном правительству веб-сайте 12.uz. Ни информагентство МИДа республики, ни ведущие электронные медиа об инциденте ничего не сообщили.
Свою версию событий, чуть более подробную и слегка отличающуюся от предыдущих, предлагает местный житель Топчубай Мавлонов, работающий на юге Кыргызстана.
«Строители ставили столбы для электросетей от села Чарбак до погранзаставы. Протяженность – два километра. Около десяти столбов попало на неописанный участок границы, который проходит через дорогу. Так как строители были приезжие, они про это не знали и не понимали, что им надо было отодвинуть столбы всего на шесть метров и они бы уже стояли на киргизской земле. Видя это, жители узбекского села Хушяр свалили все столбы и двинулись в село, где также развалили линии электропередач. До неузнаваемости испортили две машины... Также напали на милиционера, стали его избивать, поломали его машину. Они бы его даже убили, если бы в это время пограничники не начали стрелять в воздух. Тогда жители Хушяра милиционера отпустили, он убежал. Именно благодаря пограничникам, которые стреляли только в воздух, не началось кровопролития.
Затем толпа 1500-2000 человек начала врываться в дома и забирать жителей. Это уже было на несколько сотен метров выше погранзаставы, там пограничников не было и людям никто не мог помочь. Так кыргызстанцы оказались в заложниках. Дома не пострадали, но толпой была снесена часть глинобитного забора. Конечно, люди, семьи в 4-5 человек к которым неожиданно врывались домой, ничего не могли предпринять в ответ...»
Молчание СМИ и органов власти Узбекистана, которые могли бы сообщить подробности событий, а также удаленность и труднодоступность района до сих пор оставляют наблюдателям больше вопросов, чем ответов. Когда именно устанавливались электрические столбы? Знали ли об этих работах местные власти, были ли предупреждены о возможном недовольстве со стороны соседей? В каком месте строители нарушили границу и почему? Правильными ли были действия пограничников — как с одной, так и с другой стороны? Почему местные жители Сохского анклава, словно не желая компромисса, сразу же перешли к насильственным действиям, будто провоцируя соседей из Кыргызстана?..
Мы задаем эти вопросы экспертам и политикам, общественным лидерам и ученым из Кыргызстана и Узбекистана. Мы также надеемся, что только открытый диалог по приграничным вопросам, звучащим в последнее время все острее, способен предотвратить серьезные конфликты в самом сердце Центральной Азии. Ведь Сох — вовсе не единственный анклав в Ферганской долине, способный стать детонатором нестабильности.
Подготовили Екатерина Иващенко и Даниил Кислов