Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

США нашли в КИТАЕ террористов

28.08.2002 00:00 msk, Вахтанг Джанашия

Черный список террористических организаций госдепартамента США пополнился. К визиту заместителя госсекретаря Ричарда Армитиджа в Китай Соединенные Штаты признали террористами Исламское движение Восточного Туркестана (ИДВТ) - группу уйгурских мусульман, добивающихся создания независимого Уйгурстана.

Китайские политики еще в 1996 году назвали проблему уйгурского сепаратизма самой большой угрозой территориальной целостности страны. Одной из целей создания Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном Шанхайской организации сотрудничества была совместная борьба с исламским, в первую очередь уйгурским, сепаратизмом. Только за два года в борьбе за создание независимого государства уйгурские исламисты убили в Китае и постсоветских странах Центральной Азии 162 человека и ранили более 400.

Земли, населенные тюркскими народами (уйгуры, казахи, киргизы) и монголами, вошли в состав Китая в 1759 году и получили название "Синьцзян" ("Новая граница"). С тех пор уйгуры более 400 раз поднимали восстания против китайцев. Ситуация обострилась с начала 1950-х годов, когда во вновь образованной КНР по "плану развития западных территорий" начали массово переселять этнических китайцев из густонаселенных восточных провинций в Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР). Одновременно началась разработка значительных природных ресурсов местных гор, строительство дорог, которые можно превратить в весьма доходные транспортные и трубопроводные коридоры из Китая в Европу. Сегодня китайцев в СУАР почти 60% (свыше 9 млн.), уйгур - около 40% (7,7 млн.). Но пригодных к обработке земель в районе немного, а рождаемость у тюрок традиционно высокая. Результатом перенаселения явилось массовое пополнение уйгурской молодежью военизированных тренировочных лагерей в Пакистане и до недавнего времени в Афганистане. Там на деньги бен Ладена из фонда "Байтул-мол" инструкторы из мусульманской секты суннитов-деобандийцев "Харкат уль-Муджахиддин" осуществляют их военную подготовку. Кстати, именно деобандийцы, а не "раскрученные" европейской и российской пропагандой ваххабиты располагают наиболее сильными террористическими группами. Боевую обкатку выпускники лагерей проходят в Таджикистане, после чего по горным тропам уходят в СУАР. Там в ожидании своего часа они зарабатывают на жизнь наркоторговлей и рэкетом. У сепаратистов Джунгарии (север Синьцзяна), примыкающей к российскому Алтаю и Казахстану, превалирует цель создания независимого светского государства Уйгур-стан. На юге, в Кашгарии, граничащей с Киргизией, Таджикистаном, Афганистаном и Пакистаном, господствует идея образования союзной Пакистану Исламской Республики Восточного Туркестана и особенно популярен бен Ладен.

Уйгурский сепаратизм - проблема не только Китая, но и России и центральноазиатских республик. По данным ФСБ, в войне на стороне чеченских боевиков участвуют десятки уйгурских наемников. Отличились уйгурские боевики и налетами на Узбекистан и Киргизию. Кстати, Центральная Азия, в которой проживают до 600 тысяч уйгуров, квалифицируется ими как "территория Западного Туркестана, аннексированная Российской империей". А возможный прорыв уйгурских боевиков в Среднюю Азию грозит России такими потоками наркотиков, беженцев и преступников, в сравнении с которыми все нынешние закавказские и северокавказские проблемы покажутся мелочью.

На практике включение в реестр террористических организаций влечет арест банковских счетов и собственности группировки в США. Однако, во-первых, уйгурский сепаратизм, похоже, останется выгоден Вашингтону в политических играх с Китаем и центральноазиатскими государствами. Во-вторых, активно поддерживают уйгурских сепаратистов многочисленные правозащитники, вплоть до главы комиссии ООН по правам человека Мэри Робинсон. К тому же пропагандистское сражение с уйгурскими сепаратистами Пекин несомненно проиграл. Интернет забит уйгурскими сайтами, а список проуйгурских правозащитных и "культурно-исторических" структур, формирующих общественное мнение, легко заполнит газетную полосу. Можно констатировать, что Китай потерял в глазах мирового сообщества "право на Синьцзян" так же, как фактически проиграл информационную войну за Тибет.