Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Зоопарк в Караколе: Животных кормят, но деньги скоро закончатся

23.08.2013 16:44 msk, Екатерина Иващенко

Кыргызстан Разное Общество
Зоопарк в Караколе: Животных кормят, но деньги скоро закончатся

Зоопарк в городе Караколе (Кыргызстан) был создан в 1987 году. После развала Союза он пришел в полный упадок: если кормить животных еще как-то могли, то о развитии зоопарка речи не было. В 2002 году немецкий Союз охраны природы, который решил оказывать зоопарку помощь, переименовал его в Центр защиты диких животных и пригласил на работу ветеринара Салтанат Сеитову. Работы было много, сотрудников - мало, и Салтанат стала исполнять и обязанности директора.

Салтанат Сеитова окончила Аграрную академию по специальности ветеринарный врач. Работу нашла на базаре, санветнадзор: печати ставила на мясе. Через некоторое время ей это надоело, и она ушла с работы. Родители беспокоились: «Как же ты будешь?» - но она отвечала: «Ничего, прорвемся».

И действительно, спустя какое-то время ее учитель порекомендовал Салтанат помощнице одного посла, у которой тяжело заболела собака, и никто из ветеринаров не мог понять, в чем дело. Салтанат поставила верный диагноз и спасла животное. В благодарность хозяйка собаки оплатила Салтанат курсы английского языка и рассказала о талантливом ветеринаре своим знакомым, и у Салтанат появились клиенты и пациенты.

Так Салтанат познакомилась с главой немецкого Фонда помощи животным. Он и предложил ей поработать в каракольском зоопарке, которому помогал Фонд. Только назывался он тогда Каракольский центр защиты животных.

«Естественно, я отказалась, так как я не лечила диких животных, - рассказывает Салтанат. - Однако он сказал, что наслышан обо мне, видит, как я люблю животных и предложил мне все же попробовать. И я согласилась. Но работы было так много, а людей так мало, то вскоре я начала исполнять также и обязанности директора. Тогда нам катастрофически не хватало финансирования, надо было чинить клетки, расширять территорию, платить зарплату и решать множество других вопросов. Но деньги выдавались только на определенные вещи. Ни о каком расширении зоопарка речи идти не могло. Я так устала бороться, что два раза писала заявление. Напишу заявление, а ночь спать не могу, мне животные снятся: как они без меня будут. И каждый раз мой начальник на следующий день к себе вызывал, и хорошо меня зная, говорил: «Салтанат, ведь ты сама же не сможешь без своих медведей и волков», - и рвал заявление. Так я и проработала в зоопарке почти 11 лет».

С сентября 2013 года Фонд прекращает финансирование каракольского зоопарка, Салтанат и 13 ее сотрудников остаются один на один со своими проблемами.

«Экстренную помощь нам оказали работники Государственного агентства по охране окружающей среды и лесному хозяйству (ГАООСЛХ) при правительстве Кыргызстана, которое возглавляет Сабир Атаджанов. Благодаря Агентству, нам есть чем кормить наших питомцев. Даже не знаю, что мы бы без них делали. Надеюсь, наше сотрудничество продолжится и впредь. А теперь ищем спонсоров для дальнейшего развития зоопарка», - говорит Салтанат.

Город Каракол находится в шести часах езды от Бишкека. Зоопарк занимает территорию в 7,5 гектаров, из которых освоено только три. Сейчас в нем содержится 138 особей 34 видов, семь из которых занесены в Красную книгу.

Все помнят историю краснокнижных снежных барсов, которых вывезли из Кыргызстана в Казахстан для проведения операции по восстановлению зрения.

«У нас есть две барсихи, рожденные в неволе (сводные сестры тех больных барсов), но так как пока нет достойных условий для их содержания, мы не можем перевести животных к себе в зоопарк, и сейчас они находятся в реабилитационном центре NABU. Сейчас им уже по четыре года, им уже нужно искать пару. А приобрести самца мы можем, только если вступим в ЕАРАЗА (Евроазиатский союз зоопарков и аквариумов)», - пояснила Сеитова.

Со временем Салтанат рассчитывает исправить это недоразумение, и перевезти в кыргызстанский зоопарк главный символ страны - снежного барса. Кстати, во времена Союза именно Кыргызстан и Таджикистан выполняли план по снабжению и советских, и западных зоопарков снежными барсами.

Есть в Киргизии и еще один краснокнижник, особей которого в три раза меньше, чем барсов. Это тянь-шаньский белокоготный медведь. Изначально в зоопарке их было шесть. Двух медведей, истощенных, привезли в Караколь из личного зоопарка экс-президента Бакиева после апрельской революции 2010 года. Мишек назвали Курманбек и Татьяна (по именам бывшего президента и его первой жены). Но вскоре и Курманбека, и Татьяну обменяли на животных из Алматинского зоопарка.


В Каракольском зоопарке. Фото © «Фергана»

«Обмен животными между зоопарками - нормальная практика, - объясняет Салтанат Сеитова. - Просто люди пока неправильно понимают эту процедуру. Мы не продаем зверей, а обмениваем. Ну зачем нам шесть медведей, когда мы можем получить животных других видов?»

У Салтанат, которая почти с нуля смогла поднять зоопарк, грандиозные планы и главное - вера в их исполнение. Сейчас на содержание зоопарка уходит 5 миллионов сомов, сборы по билетам покрывают только пятую часть расходов. Билеты недорогие, их стоимость 50 сомов, это чуть больше доллара.

«Сейчас, когда немцы прекратили наше финансирование, а следовательно, запрет на расширение зоопарка снят (это было одним из условий контракта) - у нас появилась перспектива, и я очень надеюсь, что нам помогут и государство, и спонсоры», - говорит Сеитова.

«Зоопарк - это многофункциональное учреждение, которое работает по четырем направлениям. Первое - природоохранное: сохранение и разведение редких и исчезающих видов животных, таких, как снежный барс, белокоготный медведь, зубр и лошадь Пржевальского. Последние два вида уже исчезли из дикой природы, но еще есть в зоопарках. Второе направление - научно-просветительское, изучение животного мира. Третье - просвещение и образование, мы не только рассказываем взрослым и особенно детям интересную информацию о животных, но и учим их беречь природу. И четвертое направление - зоопарк должен быть зоной семейного отдыха».

Пока же помощь зоопарку, как отметила Слтанат, оказывают добрые люди и просто посетители. «Кто-то деньгами, а кто-то – даже фруктами. Есть люди, которые каждый год приносят нам по 8-10 ящиков фруктов, и мы варим из них компоты и каши нашим питомцам».


Пруд с лебедями в Каракольском зоопарке. Фото © «Фергана»

Поговорив о проблемах, мы отправились взглянуть на зоопарк. Видно было, что постройки, ограждения и даже скамейки не обновлялись со времен СССР, но все вокруг было чисто и ухоженно. Первыми нас встретили обезьянки, которые совершенно не боялись подходить и брать с рук персики и виноград, а еще позировать.


В Каракольском зоопарке. Фото © «Фергана»

В следующем вольере весело бегала волчица Акбара, любимица Салтанат.

«Ее вместе с другим кутенком мне принесли охотники. Девать их было некуда, в зоопарке ухаживать тоже было некому, вот и пришлось взять их на два месяца к себе домой, - рассказывает Салтанат. - Кормила их из бутылочки, выгуливала во дворе… Они прекрасно дружили с моим котом, кровавых драк не было. А когда волчата подросли, их перевели жить в зоопарк. К сожалению, друг Акбары погиб, а она забеременела - и сейчас у нее четыре волчонка».

Салтанат спокойно заходит в вольер к волчице, которая начинает ластиться у ее ног. Заваливается на спину, ей чешут живот, она в ответ облизывает руки Салтанат, - ведет себя совершенно по-собачьи. Интересно, что Акбара - уже кинозвезда, снималась в казахстанском фильме.


Салтанат и Акбара. Фото © «Фергана»

Интереснее всего было посмотреть на медведиц Машку и Дашку. Совершенно безобидные с виду, толстые и рыжеватые, они, страдая от жары, резвились в специальной ванне с водой, катались на подвешенном баллоне и протягивали лапы с длинными белыми когтями сквозь прутья клетки. Кормят их кашами на основе компота и мясом. Каждая «барышня» потребляет ведро каши и пять килограммов мяса в день.


В Каракольском зоопарке. Фото © «Фергана»

Рядом с ними - совы, и в отдельном большом вольере очень редкий гриф-бородач, или, как его еще называют – гриф-ягнятник (кстати, эта птица является символом Алматинского зоопарка). У него купирована часть крыла, поэтому отпустить на волю его не могут.


В Каракольском зоопарке. Фото © «Фергана»

Сосед грифа - краснокнижный беркут. А в другом конце зоопарка пасутся две лошади Пржевальского, милые низкорослые лошадки.


В Каракольском зоопарке. Фото © «Фергана»

Еще здесь есть хомячки и смешные активные декоративные козлики и овцы, рост которых не превышает пятидесяти сантиметров.


В Каракольском зоопарке. Фото © «Фергана»

Чуть дальше – пони, яки, верблюды, ламы. Есть лани и рыси, павлины, пруд с лебедями.


В Каракольском зоопарке. Фото © «Фергана»

Еще дикобразы, один из которых - альбинос. Дикобразам повезло: они живут в вольере с «евроремонтом», там установлен обогреватель и пластиковые окна. Дело в том, что на зиму они уходят в спячку, поэтому им необходимы комфортные теплые условия для зимовья.


В Каракольском зоопарке. Фото © «Фергана»

Показатель хорошего зоопарка – здоровые и упитанные животные. На каракольких животных, как говорится, можно пахать – медведи толстые, рыси живые, лошадки и пони – упитанные и лоснящиеся, но это не мешало им брать из рук посетителей фрукты и хлеб.

Зоопарк небольшой, но чистый и уютный. Мы там были во вторник, но даже в будний день по его дорожкам прогуливалось много взрослых и детей.


В Каракольском зоопарке. Фото © «Фергана»

Салтанат очень хочет расширить зоопарк. «Во-первых, сейчас нам надо вернуть название «Каракольский зоопарк», - говорит она. - Де-юре он еще существует как Центр защиты животных, на этом названии настаивали спонсоры. Если мы будем зоопарком, то сможем вступить в евро-азиатскую Ассоциацию зоопарков и аквариумов. Что нам это даст? В первую очередь, статус, мы сможем получать информацию о работе зоопарков, о развитии зоопаркового дела, обмениваться коллекциями животных. Затем мы подпишем Конвенцию ООН о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. То есть наш зоопарк станет питомником по разведению редких и исчезающих видов для обмена и продажи между зоопарками. Но это коснется только животных, рожденных в неволе. Мы станем генетическим банком, благодаря чему у зоопарков отпадет необходимость для получения того или иного животного обращаться к браконьерам».


В Каракольском зоопарке. Фото © «Фергана»

«Само собой, что я хочу освоить всю территорию зоопарка и завезти сюда новых животных, - говорит Салтанат Сеитова. - А моя главная мечта – создать зоопарк ландшафтного типа в Бишкеке». Салтанат Сеитова рассказала «Фергане», что уже скоро можно ждать пополнения коллекции: цирк из Павлодара, который сейчас гастролирует в Кыргызстане, собирается подарить Караколькому зоопарку яйца питона. Но первое время маленьких питонов придется подержать в домашних условиях, и героическая женщина Салтанат Сеитова уже соорудила у себя дома небольшой террариум.


В Каракольском зоопарке. Фото © «Фергана»

Для поддержки Каракольского зоопарка недавно был создан Общественный Фонд «Бугу-эне». Деятельность Фонда, направленная на защиту и оказание помощи животным, будет вестись в тесном сотрудничестве с Агентством охраны окружающей среды и лесного хозяйства, Госэкотехинспекцией и ветеринарными службами республики, Каракольским зоопарком и другими организациями по защите животных и окружающей среды. Среди задач фонда:

- помощь в решении проблемы безнадзорных диких животных и птиц, которых вернуть в природу невозможно, потому что они уже не смогут там адаптироваться;

- оказание помощи диким животным, попавшим в экстремальные ситуации, а также защита диких животных и птиц от браконьерства и несанкционированного отлова;

- осуществление просветительской деятельности: чтение лекций, проведение учебных семинаров, конференций;

- проведение специальных мероприятий и медийных кампаний, нацеленных на повышение осведомленности населения об ответственном отношении к животным.

Общественный фонд «Бугу-эне» хотел бы также привлечь внимание общественности к проблеме и призывает власти проявить большую строгость к фактам незаконного ввоза и частного содержания экзотических животных.

Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»