Горячий суп и молоко с булкой, или Чем кормят в школах Кыргызстана
«Фергана» продолжает знакомить читателей с состоянием школ Кыргызстана. В прошлый раз мы писали о том, как выглядят школьные здания, об обеспечении детей учебниками и повальном желании школьников изучать русский язык. В новом репортаже с юга страны мы расскажем о том, как организовано питание в школах. Но школьное питание - это не только тарелка горячего супа. Это еще и наличие нормального водопровода, канализации, современной электропроводки и многого другого, чего в сельских школах подчас просто нет.
По закону на питание одного младшего школьника (1-4 класс) выделяется 7 сомов в день, в высокогорных областях - 10 сомов. В Бишкеке и Оше к 7 сомам столько же добавляют и муниципальные власти. На первый взгляд, сумма мизерная. Например, средняя цена пирожка в Кыргызстане – 10-15 сомов. В школах же за эти деньги дети получают коржик и стакан чая.
Однако при правильной организации и минимальной финансовой помощи родителей и сельских управ, лишь увеличив сумму на 3 сома в день, ситуацию можно изменить кардинально и начать обеспечивать детей горячим питанием.
Программа школьного питания в Кыргызстане существует с 2006 года, но в 2012 году встал вопрос об ее эффективности: стало ясно, что растущему организму коржика с чаем недостаточно. Тогда правительство страны обратилось к Всемирной продовольственной программе ООН (ВПП ООН) с просьбой помочь в реформировании системы школьного питания.
В 2013 году пилотный проект ВПП ООН охватил 60 школ (из примерно двух тысяч), в которых начали отрабатывать наиболее приемлемые для страны модели обеспечения школ горячим питанием. Но к концу 2014 года пилотный проект охватит уже 250 школ. Если проект покажет эффективные результаты и его одобрит правительство, то появится надежда, что наиболее оптимальные модели организации питания будут внедрены во всех школах.
Так что же предлагает ВПП ООН? Коренным образом изменить саму систему организации питания, начиная от закупок и заканчивая вопросами санитарии и гигиены.
Школы должны готовить сами
Раньше система закупок была выстроена так, что районные администрации закупали коржики на все школы района. Поставщик мог напечь коржиков на три дня вперед, и на третий день дети получали уже такие черствые завтраки, что и их недоедали.
С подачи ВПП ООН было решено, чтобы каждая школа готовила сама. И вот здесь начались проблемы. Из-за вечных проблем с водой работу по организации школьного питания нужно было начинать со строительства систем водоснабжения и канализации, закупать кухонное оборудование. Многие школьные здания не были типовыми, и там не было даже предусмотрено помещений для кухни и столовой.
ВПП ООН исследовала школы для пилотного проекта, и выяснилось, что 73% школьных зданий нуждаются в капитальном ремонте, 90 процентам школ не помешал бы текущий ремонт. В 32% школ отсутствует водоснабжение, всего две школы из 60 имеют рабочую централизованную канализацию, 17 школ имеют индивидуальную канализацию. Ни в одной исследованной школе нет газоснабжения, зато круглосуточным электричеством снабжаются почти все (98%). Центрального снабжения горячей водой не оказалось ни в одной пилотной школе, и всего в трех школах имеется индивидуальное снабжение горячей водой. У всех остальных (95%) горячей воды нет вообще.
Хуже всего ситуация со школьным водоснабжением в Нарынской области: там воды нет в 58% пилотных школ. На «втором» месте - Иссык-Кульская область (45%), затем Баткенская (23%), Ошская (18%), Джалал-Абадская (17%). Средний физический износ технологического оборудования во многих школьных столовых составляет 90%.
«Чтобы повар мог поставить перед ребенком тарелку супа, у него должны быть возможности приготовить этот суп, то есть хорошая плита и проводка, промышленная овощерезка и картофелечистка, кастрюли. Но самое главное - нужна чистая водопроводная вода. И должен быть сток, то есть канализация. Почти во всех школах, где мы работали, есть проблемы с водой, от катастрофических (полное отсутствие воды) до незначительных. В итоге получилось, что для того, чтобы начать кормить детей по-новому, мы с местными властями решали все эти проблемы», - рассказала «Фергане» специалист по связям с общественностью ВПП ООН Елизавета Залкинд.
Школы для проекта выбирались из областей с низким уровнем продовольственной безопасности, из районов с высокими показателями бедности (более 40% населения), оценивалась возможность финансирования программы органами местного самоуправления и возможность финансового участия родителей.
Пока ВПП ООН апробирует три модели школьного питания: горячее питание с выдачей первого блюда, горячее питание с кашей и улучшенное молоко. «Фергана» посетила школы со всеми тремя моделями организации питания.
Тарелка горячего супа
Первая модель - организация горячего питания с выдачей первого блюда. Может быть реализована в школах, где имеются помещение для приготовления блюд, в том числе для обработки картофеля и овощей, и отдельное помещение для приема пищи – обеденные залы; где нормально функционируют водоснабжение, канализация, в исправном состоянии электроснабжение, оборудовано место для мытья посуды и место для хранения овощей. В этом случае школьников можно кормить супами и молочными кашами.
Эта модель питания уже начала работать в школе №11 села Абдраимова Базар-Коргонского района Джалал-Абадской области. Директор школы Замира Адышова рассказала, что здесь учится 1200 детей, из которых 570 необходимо обеспечивать горячим питанием.
Пока в школе №11 не установлен водонагреватель, посуду моют холодной водой. Фото © «Фергана»
Изначально водопровод был на улице, теперь его провели в столовое помещение, установили септик. ВПП ООН закупила оборудование: промышленные плиты и печи, овощерезки и картофелечистки, кастрюли, обещают поставить водонагреватель. В день нашего приезда детям подавали гороховый суп и хлеб, который тоже выпекают сами.
В школе №11 детям подали суп и хлеб. Фото © «Фергана»
Кстати, вода в это село поступает через день, поэтому для постоянного обеспечения школы водой построили специальный резервуар, который заполняют в день подачи воды.
Советское оборудование в 11-й школе заменено современным. Фото © «Фергана»
На такое большое количество детей готовит лишь пять поваров. Найти школьного повара, как рассказала директор, не так-то просто: не каждый повар может замесить тесто, испечь хлеб и приготовить суп почти на 600 детей. Но к сентябрю повара найти удалось, в школу пришла работать Алия Хусаинова - потомственный повар. Когда-то ее мама тоже кормила детей в школах, она же научила готовить и Алию, которая долгое время работала в Бишкеке. «Детей мы кормим в несколько смен, по несколько раз в день замешиваем тесто и выпекаем хлеб. Тяжело, но пока справляемся», - говорит она. Пока повара месят тесто и чистят и режут овощи вручную: овощерезка, картофелечистка и тестомешалка прибудут в школу в ближайшее время.
Повар Алия Хусаинова выпекает хлеб. Фото © «Фергана»
«Нет, уехать на заработки в Россию никогда не хотелось, хотя моя профессия там очень востребована, - говорит Алия. - Да и муж не пускает. Он бизнесмен, хорошо зарабатывает, поэтому я работаю не за самую высокую зарплату, всего 3000 сомов (около $62)».
По словам директора, горячий обед на одного ребенка обходится школе в 10,5 сомов. 7 сомов дает государство, по полтора сома - родители и еще по 2 сома (в виде обогащенной муки) «вносит» ВПП ООН.
«Конечно, никто из родителей не был против доплатить 300 сомов в год на обеды. Это мизерная сумма, за которую их ребенок получает полноценный горячий обед, который не всегда может получить дома. Более того, родители скинулись и купили посуду для детей», - говорит директор Замира Адышова.
Отличный гороховый суп. Фото © «Фергана»
Нас тоже накормили в этой школе обедом, и мы убедились, что довольные лица детей, уплетающих горячий гороховый суп с мясом и свежим хлебом, - не наигрыш. В этой школе, действительно, вкусно кормят.
Каша и булка
Вторая модель - горячее питание с кашей. Возможна там, где в школьных пищеблоках и столовых после косметического ремонта можно решить вопросы водо- и электроснабжения. Один-два раза в неделю младшие школьники получают молочные каши – например, манную, пшенную, рисовую или гречневую.
Горячая каша с булочкой в школе №16. Фото © «Фергана»
Вторая модель питания апробируется в школе №16 села Сузак. Школа переполнена, здесь учится 2.556 человек, из них тысячу надо ежедневно кормить. Четыре повара справляются с этим в три смены, причем в каждой смене - два потока детей.
Приготовление еды в 16-й школе. Фото © «Фергана»
Пока повара сами готовят только каши, а булочки в школу привозит выигравший тендер поставщик. Но скоро в школе появится и своя выпечка.
Обновленная кухня в 16-й школе. Фото © «Фергана»
Булочки мы попробовали: они были и свежие, и очень вкусные. Но главное - они были огромные, и у детей, которые навернули тарелку каши, на булку уже не хватало сил. Но булки никто не оставлял: заворачивали в небольшие полотенца и уносили с собой. Потом доедят.
Недоеденные булочки дети забирают с собой. Фото © «Фергана»
Молоко и печенье
Третья модель питания - улучшенное школьное молоко. Эта модель предполагает не только выдачу молока ученикам, но и ежедневное приготовление разнообразных питательных напитков, от какао на молоке до витаминизированных компотов. При этом молоко не будет единственным блюдом в школьном меню, к нему добавится улучшенная выпечка: булочки из обогащенной муки, коржики и другая выпечка.
Глядя на школу №41 села Кара-Ой, сложно было поверить, что это вообще школа. Сомнения рассеяли входящие ученики. Перед нами был дом, приспособленный под школу. Обучается здесь всего 174 человека (в селе проживает около 2000 человек), питанием надо обеспечить 64 ученика. В этой школе реализуется третья модель организации школьного питания - предоставление улучшенного молока, потому что ни для чего другого здесь нет условий.
Переделанный под столовую класс в 41-й школе. Фото © «Фергана»
Школа не типовая, под столовую приспособили бывший класс. Нет здесь ни канализации, ни воды, ее привозят машинами. Одна машина обходится в 800 сомов, хватает ее на 15 дней. Тратится вода на приготовление пищи, мытье посуды и рук. Оплачивать затраты на воду пообещали местные власти. Кстати, так как село очень бедное и модель питания проще, родители не добавляют денег и на еду школьника здесь тратятся лишь «государственные» 7 сомов в день плюс 2 сома от ВПП ООН (мука). А родители добровольно приносят сухофрукты для компотов.
Школа №41, отдельный домик справа - столовая. Фото © «Фергана»
Во всех пилотных школах экономят и на моющих средствах, в состав которых входят вредные вещества. Так, врачи санэпиднадзора научили работников кухни изготавливать специальный моющий раствор из соды, хозяйственного мыла, уксуса и воды. Еще один плюс программы школьного питания в том, что детей приучают в обязательном порядке мыть руки перед едой. Для этого во всех пилотных школах в обязательном порядке установлены умывальники.
Проект школьного питания рассчитан на три с половиной года. За это время необходимо отработать применение наиболее оптимальных моделей, чтобы потом их можно было внедрить во всех школах страны.
«Должна быть сформирована и утверждена национальная стратегия школьного питания, - говорит Елизавета Залкинд. - Сейчас ВПП ООН вносит вклад в школьное питание в виде муки, но постепенно мы хотим, чтобы наше участие было заменено доходами с пришкольных участков, чтобы не порождать иждивенчество. На этих участках учителя будут выращивать овощи или возделывать фруктовые сады. Часть урожая можно использовать на школьных кухнях, а часть - продавать».
«В Кыргызстане финансирование школьного питания гарантировано законом и в бюджет ежегодно только на него закладывается около 475 миллионов сомов (примерно $9.8 млн). Но мы уже начали доказывать, что эти деньги могут работать гораздо эффективнее. Апробируемые модели предназначены для пересмотра всей организации детского питания: от момента закупок до процесса приготовления блюд, включая даже такую элементарную вещь, как мытье рук перед едой. Выделяемая сумма - это хороший бюджет, но задача правительства – научиться правильно тратить эти деньги, и тогда необходимость в поддержке доноров просто отпадет. Нужно поменять и родительское отношение к школьным проблемам: хорошо бы добавлять деньги на питание детей, тем более что суммы мизерные. В Бразилии за 20 лет существования программы смогли втрое сократить бедность и миграцию. Там 30% продуктов для школьного питания закупается у местных фермеров, которым это дает постоянную работу и не вынуждает мигрировать на города. Аналогичный подход был бы идеален и для сельскохозяйственного Кыргызстана», - отметила специалист по связям с общественностью ВПП ООН.
В том, что программа школьного питания, апробированная ВПП ООН, прекрасно подойдет Кыргызстану, сомневаться не приходится. Модели, предложенные ВПП ООН, работают: родителям даже в сельской местности не затруднительно добавлять по одному сому в день на полноценный обед для ребенка, а видеть сытые и довольные лица детей, которым и учиться на сытый желудок легче, - одно удовольствие.
Дело остается только за кыргызстанским правительством. Несмотря на то, что оно получит готовую программу школьного питания, властям придется потратиться на школьную электропроводку, водопровод и канализацию. Только чтобы оборудовать 60 «пилотных» школ, ВПП ООН израсходовала 14 миллионов сомов. Остается надеяться, что школы не будут финансировать по остаточному принципу, и через несколько лет все младшие школьники смогут получать горячее питание или хотя бы по стакану теплого молока с булкой.
Екатерина Иващенко
Международное информационное агентство «Фергана»