Хлопок-2013: Небывалый урожай… пропагандистов
На рисунке: эмблема молодежного движения «Камолот»
Октябрь – самый напряженный месяц для сборщиков хлопка и их начальников: день сдачи плана уже маячит на горизонте. «Фергана» уже рассказывала о том, каким образом узбекские власти обеспечивают увеличение количества сборщиков хлопка. Еще об одном способе нам сообщил читатель из Ташкентской области: наряду с местными хокимиятами (администрациями), милицией и махаллинскими (квартальными) активистами подворные обходы с «хлопковой» агитацией совершает и множество молодых людей из общественного движения «Камолот».
«Камолот» - это своего рода узбекский комсомол. Это общественное движение молодежи Узбекистана было создано 25 апреля 2001 года. Его первичные организации есть во всех образовательных учреждениях, воинских частях, правоохранительных органах, предприятиях и организациях республики. Тесно сотрудничает с Фондом Форумом Гульнары Каримовой в проведении воспитательно-развлекательной работы с молодежью. Как пишет УзА, «Камолот» ведет систематическую работу в целях объединения молодежи страны во имя построения процветающей Родины, воспитания духовно развитого, самостоятельно мыслящего, имеющего четкие жизненные позиции поколения в духе патриотизма, развития его политической и правовой культуры, защиты прав и интересов подрастающего поколения, предотвращения правонарушений и преступности среди молодежи и оказания социальной поддержки».
В октябрьском контексте «Камолот» делает ставку на патриотизм. Члены движения ходят по махаллям и призывают граждан, каким-то образом избежавших «хлопковой» мобилизации, все же выйти на поля, чтобы внести свой вклад в процветание страны. При этом камолотовцы клеймят позором тех, кто отказывается «помогать Родине в уборке урожая «белого золота», являющегося основой благополучия каждого из узбекистанцев». Давление на совесть граждан подкрепляют для верности заявлением: «Кто не на хлопке – тот против политики президента!»
«Когда я сказала, что не могу собирать хлопок, потому что нахожусь на четвертом месяце беременности и у меня сильнейший токсикоз, парень из «Камолота» стал меня громко ругать и стыдить, заявив зачем-то: «Вы узбечка, а ведете себя, как российская женщина», - рассказала Мадина, молодая невестка из поселка Уртасарай Урта-Чирчикского района Ташкентской области. – И добавил, что «для сознательных людей хлопок должен быть важнее каких-то их мелких личных переживаний».
Несмотря на то, что с начала хлопкового сезона прошло уже полтора месяца, в фермерских хозяйствах Урта-Чирчикского района полно участков с еще не убранным урожаем. Теплых дней, судя по прогнозам, остается все меньше и меньше, а рабочих рук катастрофически не хватает, добровольцев в сборщики найти не просто: подневольный труд мало кого вдохновляет на патриотические подвиги.
Вместо того чтобы самим встать в ряды хлопкоробов, полные сил и энергии камолотовцы-пропагандисты целыми днями прочесывают дворы в поисках новых сборщиков.
«Они (камолотовцы) такие здоровые и сытые, приезжают на дорогих машинах, стильно и красиво одетые, но сами работать не хотят, занимаются сплошным словоблудием, как и все остальные представители власти, - продолжает собеседница «Ферганы». – Когда мы их попросили разобраться с местными коммунальщиками, которые превышают свои полномочия, угрожая отказывающимся выходить на полевые работы отключением света (газа, воды), камолотовцы заявили, что «они правильно делают».
Мадина рассказала, как агитаторы набросились на ее пожилую соседку, которая простодушно предложила отправить на поле двух своих внуков-школьников. «Вы что, хотите нас под монастырь подвести? Наши враги только и ждут провокации! Вон американцы по полям ходят и все записывают!», - накричали камолотовцы.
Напомним, что в этом году Узбекистан разрешил миссии Международной организации труда (МОТ) мониторить ход хлопкоуборочной кампании. В связи с этим привлеченным к сбору хлопка гражданам представители местных органов власти велят не вступать в разговоры с «посторонними людьми» - журналистами, правозащитниками или иностранцами. Если же избежать разговора не удастся – велено сообщать, что они собирают хлопок добровольно, желая помочь родине в укреплении экономики. Работников госучреждений заставили написать заявления о том, что они хотят добровольно поехать на сбор хлопка.
Как правило, агитаторов мало волнует, сколько килограммов может собрать отправленный ими на поля человек, для них главное – обеспечить явку временных хлопкоробов. Поэтому-то они и не стыдятся разглагольствовать даже перед пожилыми, больными и беременными.
Тем временем хоким (глава администрации) одного из районов Ташкента дал своим подчиненным другую установку, заявив, что слабые и ленивые сборщики ему не нужны, звать надо только тех, кто способен собирать не менее 50 килограммов в день. При этом он подчеркнул, что главное для него – сдать спущенный план, а что касается сверхпланового урожая, то «всегда можно перепахать землю и закопать остатки», даже если это будут целые поля.
Напомним, что хлопкоуборочная кампания в Узбекистане должна завершиться сдачей плана в размере порядка 3,5 миллиона тонн сырца.