Информацию не добыть, а потом - не опубликовать. В Душанбе обсудили свободу СМИ Центральной Азии
29 ноября 2013 года в Душанбе (Таджикистан) состоялась международная конференция «Медиа и безопасность журналистского творчества в Центральной Азии». На мероприятии присутствовали журналисты из Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана, не приехали из Узбекистана и Туркменистана. Эксперты признали, что ситуация со свободой слова в центральноазиатском регионе не улучшается. Журналисты говорили о давлении режимов и о существующих угрозах свободе слова.
Открыл мероприятие глава бюро «Репортеров без границ» по Афганистану и Ирану Реза Муини, который привел статистику: в 2012 году было убито 55 журналистов, еще большее количество подвергаются давлению властей или находятся в заключении. «Ежегодно мы проводим статистическое исследование, чтобы узнать уровень свободы журналистов, информации и ее выражения. В странах Центральной Азии ситуация с каждым годом ухудшается, на самом последнем - 177-м - месте по уровню свободы слова стоит Туркменистан, и его позиция в рейтинге никак не изменилась за последние годы. Узбекистан по сравнению с прошлым годом опустился на семь пунктов вниз и занимает 164 место. Казахстан находится на 160-м месте и начинает следовать модели Туркменистана. Таджикистан, который также опустился на несколько пунктов, находится на 120-м месте. Хорошая ситуация со свободой слова в Кыргызстане, в рейтинге страна занимает 106 место».
Муини отдельно отметил, что только в Узбекистане на сегодняшний день девять журналистов находятся в заключении, причем один из них, Мухаммад Бекжан, только что получил ежегодную международную премию Свободы прессы.
Выступает Реза Муини. Фото © «Фергана.Ру»
Тамара Калеева, глава Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз», базирующего в Казахстане, отметила, что сейчас в этой республике две угрозы для свободы выражения мнения и передачи информации достигли критических размеров: это нападения на журналистов и злоупотребление ограничительными законами.
«В 2012 году с грубейшими нарушениями было закрыто 23 интернет-ресурса и совершено 26 нападений на работников СМИ, - рассказала Калеева. - Отдельно хочу рассказать о случаях избиений журналиста Игоря Ларра. Первый раз на него напали в 2011 году, редакция связывала это с критическими публикациями Игоря. Но МВД заявило, что нападение носило бытовой характер. Второй раз его избили уже в нынешнем году, но ему даже не дали пройти медицинское обследование. Силовики заявили, что в нападении он виноват сам. 14 октября журналист скончался, и никто не исследовал связь появившейся у него болезни с нападением», - отметила Калеева.
«Активно возбуждают дела против журналистов. За 10 месяцев в суд были поданы 64 претензии в адрес работников СМИ о защите чести и достоинства. Общая сумма исков – более $16 миллионов. Огромные иски выдвигаются специально, чтобы издание разорилось и закрылось. Еще предъявлено 11 обвинений в клевете и оскорблениях. Был арестован и повергнут принудительной психиатрической экспертизе Александр Харламов, против него возбудили уголовное дело за разжигание религиозной и межнациональной розни. Отмечу, что в своих публикациях он критиковал правоохранителей, а о религии и боге размышлял на своей странице в социальных сетях. Как он там что-то «разжигал» - непонятно», - заметила Т.Калеева.
Представители из Кыргызстана рассказали, что в стране, действительно, ситуация со свободой слова относительно хороша, а наибольшую опасность для журналистов представляет не власть, а инициативы отдельных депутатов. Например, только в этом году
- депутаты от социал-демократов намеревались ввести ответственность средств массовой информации за ложный донос, но после шума в СМИ данный законопроект был отменен;
- депутат от фракции «Ата-Журт» требовала привлечь к ответственности главу Государственной кадровой службы за публикацию на официальном сайте ведомства деклараций о доходах и запретить СМИ перепечатку этих данных;
- во время заседания комиссии по расследованию фактов мародерства в столице в апреле 2010 года депутат от фракции «Ата Мекен» потребовал удалить из зала журналистов телеканала НТС. Именно этот телеканал передал в эфир информацию, что группы мародеров возглавили некоторые действующие законодатели. Однако журналисты консолидировались и провели пикет в защиту свободы слова.
Журналистам в Кыргызстане опаснее работать не на какое-то конкретное СМИ, а на мероприятиях, таких как митинги, судебные заседания или акции протеста, которых в Бишкеке проводится довольно много. И во время этих публичных мероприятий работники СМИ вынуждены защищать себя сами, потому что правоохранители бездействуют.
Председатель Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана Нуриддин Каршибоев (эта организация и была инициатором и главным организатором данной конференции, которая также проводилась при поддержке ОБСЕ) в своем выступлении отметил, что «специальная мониторинговая служба организации зафиксировала 10 судебных дел (гражданских и уголовных), три из которых, по мнению правовых экспертов, имеют политический оттенок. Одного журналиста, Махмадюсуфа Исмоилова, приговорили к 11 годам лишения свободы.
Продолжила тему работы в Таджикистане собкор РИА-новости Лидия Исамова, которая отметила, что только гражданская война в этой стране унесла жизни 80 коллег. Очень сложно было работать в 2010 году во время Раштских событий и событий 2012 года в Горном Бадахшане. «Во время таких событий крайне тяжело получить достоверную информацию. Чиновники отказываются давать комментарии, и журналистам приходится идти другими путями, что им потом и аукается. Например, использовать информацию анонимных источников, которые могут использовать медиа для «слива» выгодной им информации. Кроме того, ни одна редакция не в состоянии достойно оплатить работу военного журналиста, которые рискуют своими жизнями».
Доступ к информации как главную проблему в работе таджикских журналистов во время различных военных операций назвала и редактор IWPR в Таджикистане Лола Олимова. «Во время событий 2011 и 2012 годов не было никакой информации, власти блокировали сайты и прерывали телефонную связь. Журналисты бросились к альтернативным источникам. Естественно, что освещение событий шло не в пользу властей. Это вызывает возмущение, отсюда вытекает вторая проблема – давление на журналистов. Как оказывается давление? Органы национальной безопасности вызывают журналистов на беседы, международников в МИД. Действуют силовики методом внушения и угроз, у журналистов появляется самоцензура, это тоже нехорошо, потому что журналист обязан говорить правду».
Лола Олимова. Фото © «Фергана.Ру»
Лола Олимова отметила, что освещение политических процессов зачастую одностороннее, журналисты переходят на сторону одного кандидата или партии. «У нас проходят ангажированные процессы, мы живем не в самом демократическом обществе, и все это влияет на работу журналистов и контент СМИ», - отметила она.
С другой стороны, по данным эксперта, за последние два года именно журналисты практически стали единственной оппозицией в стране, которая выражает мнение народа: «Именно журналисты вынудили оппозицию объединиться и выставить единого кандидата. У нас есть две оппозиционные партии. Их роль выходит на первый план только накануне выборов. В другое же время все ошибки и недостатки, о которых они должны говорить, озвучивают только СМИ. Поэтому я считаю, что такая яркая политическая кампания во время президентских выборов этого года – это заслуга СМИ», - отметила Л.Олимова.
Об отличии работы региональных СМИ рассказал директор региональной телевизионной станция ТВ «Азия» (Худжанд) Азамхон Акбаров.
«Когда наш президент с международных трибун говорит о свободе слова, он апеллирует хорошими цифрами: мол, растёт свобода слова, так как растет количество независимых СМИ. Количество - это неплохо. Но я хочу затронуть качество, а оно не повышается. Есть такая особенность свободы слова: чем дальше от центра, тем ее меньше. Все же в Душанбе уровень понимания этого вопроса выше. Здесь больше министров, и получить информацию легче. На примере нашего города могу сказать, что нам постоянно отказывают в информации, ссылаясь на то, что им надо получить разрешение столичных чиновников. Кроме того, многие наши якобы независимые коллеги находятся на побегушках на местных властей. И чем дальше, тем четче это прослеживается».
Эксперт по кибер-безопасности Мухаммади Ибодуллоев (Таджикистан) рассказал, что в вопросе попыток регулирования Интернета Таджикистану, как и Кыргызстану, удалось отстоять свои права и не принять закон, приравнивающий интернет к СМИ.
Слева директор ОФ «Интернет» Рустам Косимов, справа - Мухаммади Ибодуллоев. Фото © «Фергана.Ру»
«Тем не менее, некоторые наши интернет-издания блокируются. Особенно во время различных острых событий, о которых неоднократно говорили выше. В 2012 году также стали блокировать социальные сети. В этом году появились новые тенденции по блокировке сайта, блокируется не весь сайт, а снижается уровень сигнала, и сайт, например, не открывается через компьютер, но на него можно зайти через сотовый телефон. Тем не менее, люди научились обходить блокировку. Например, в 2012 году был заблокирован сайт Asia Plus, но наш анализ показал, что количество его посетителей в день снизилось лишь на 16%», - рассказал М.Ибодуллоев.
Комментируя «Фергане» ситуацию со свободой слова в регионе, Реза Муини отметил, что свобода слова – это основа всего в государстве. «При определении рейтинга страны учитывается несколько факторов: сколько в стране независимых СМИ, насколько соблюдается законодательство, какие существуют угрозы для осуществления профессиональной деятельности СМИ, сколько возбуждено уголовных дел против журналистов и сколько находится в заключении. В некоторых странах на работу СМИ влияет тоталитаризм властей, так сказать, режим. Ведь именно власти каждой страны ответственны за свободу слова - потому что они подписали международные нормы, защищающие свободу слова».
Отвечая на вопрос, какой смысл в этих подписаниях, если ситуация только ухудшается, Муини ответил: «Для нас это повод обратить внимание, что тот или иной режим не выполняет свои обязательства в рамках международных соглашений. Свобода слова – это не только право говорить и думать, но и давать информацию через радио, телевидение, прессу. Сейчас это проблема. Например, в Таджикистане различные учреждения и организации имеют относительную свободу, у них есть важная информация, но когда встает вопрос ее опубликования, сразу возникает проблема – нет СМИ, которые бы осмелились это озвучить».
По словам Резы Муини, возможно повлиять на восприятие режима в глазах мирового сообщества: «Можно бороться, а можно нет. Мы решили бороться. И наша борьба приносит плоды. Мы находимся здесь, озвучивается наша позиция по отношению к президенту Рахмону, и несмотря на это, власти не воспрепятствовали нашей работе или проведению таких мероприятий, как эта конференция».
«Особенно сложная ситуация со свободой слова в Туркменистане и Узбекистане. Мы пытаемся бороться с этим в рамках законодательства. Если это не получается, идем другим путем, например, публикуем рейтинг, его используют, в частности, организации ООН. То, что эти страны находятся в черном списке этого рейтинга, говорит о том, что они злейшие враги свободы слова. Все это влияет на имидж стран на международной арене, влияет на подписание с ними каких-либо соглашений», - рассказал Реза.
«Что касается еще одной проблемы стран региона – самоцензуры, то это тоже проблема государства. Такая атмосфера возникает из-за суровых законов и наказания журналистов властями. Все это вынуждает журналистов ограничивать самих себя», - заключил Реза Муини.
Екатерина Иващенко