Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Усилия и реальность. Кыргызстан отчитался в ООН о правах человека

Усилия и реальность. Кыргызстан отчитался в ООН о правах человека

10 и 11 марта 2014 года Кыргызстан отчитывался в Комитете ООН по правам человека о выполнении Международного пакта о гражданских и политических правах. Слушания проходили в Женеве, делегацию Кыргызстана возглавляла заместитель министра юстиции республики Жылдыз Мамбеталиева.

Каждая страна-участник Пакта проходит подобную процедуру раз в четыре года: представляет большой периодический доклад и отвечает на вопросы членов Комитета, причем вопросы эти составляются, исходя как из общего доклада делегации, так и из сообщений НПО.

Последний раз Кыргызстан отчитывался о соблюдении Пакта в 2010 году. Судя по представленному новому докладу, за прошедшие четыре года ситуация с правами человека в республике формально улучшилась: появилась Национальная стратегия развития страны на 2013-2017 годы, которая предусматривает отдельную главу по вопросам защиты прав человека; создан Координационный совет по правам человека при правительстве, начата реформа судебной системы, правоохранительных органов и прокурорской службы; создан Национальный центр по предотвращению пыток; принята Концепция единства народа и межэтнических отношений, для реализации которой появился Межэтнический совет при Государственном агентстве по делам местного самоуправления и межэтнических отношений.

Все эти появившиеся Концепции и новые государственные институты, безусловно, важны для налаживания механизма защиты прав человека. Но вопросы, которые задавали члены Комитета, касались конкретных нарушений, и ответы киргизской делегации показали: от формальных заявлений об улучшениях, от Концепций и вновь созданных Национальных советов до реального исполнения законов, в том числе международных, - как до Луны.

Июньский дисбаланс

Одной из постоянных проблем, которая поднимается в ООН во время обсуждения кыргызстанских докладов, является вопрос об июньских событиях 2010 года: почему так силен дисбаланс между осужденными киргизами и узбеками (узбеков больше), почему выводы, сделанные Международной комиссией по расследованию причин межэтнического конфликта, игнорируются, а глава комиссии признан персоной нон грата в Кыргызстане, какие компенсации предоставляются пострадавшим и каков механизм предоставления этих компенсаций.

Комитет по правам человека ООН был образован в соответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах. В него входят 18 экспертов. Комитет рассматривает периодические доклады государств-участников о претворении в жизнь прав, признаваемых в Пакте. Пакт был принят Генеральной Ассамблей в 1966 году и вступил в силу через десять лет. На сегодняшний день его участниками являются 167 государств.

Кыргызстан ратифицировал факультативный протокол к Пакту, который признает право Комитета рассматривать частные конфиденциальные сообщения, поэтому граждане Кыргызстана, которые считают, что их права нарушены, могут обращаться с жалобой непосредственно в Комитет.
Киргизская делегация не уходит от ответов. Наоборот, дается подробный, с цифрами, отчет. Так, еще раз было проговорено, что во время межнациональных столкновений было зарегистрировано 5.649 преступлений, из них раскрыто 403 (7,1%). Сначала по каждому заявлению возбуждалось отдельное уголовное дело, но потом многие дела объединялись в одно производство, поэтому сегодня их не пять тысяч, а около двух. Кроме того, большое количество уголовных дел приостановлено: обвиняемые объявлены в розыск.

Как уточнила на слушаниях заместитель генерального прокурора Людмила Усманова, по состоянию на конец 2013 года судами рассмотрено 261 уголовное дело в отношении 497 лиц, из них 150 киргизы, 335 - узбеки, 12 человек других национальностей. По семи уголовным делам в отношении 11 лиц (6 киргизов и 5 узбеков) вынесены оправдательные приговоры, по 109 уголовным делам в отношении 180 лиц (78 киргизов, 101 узбек и один человек другой национальности) суд принял решение об условном осуждении; по трем уголовным делам в отношении трех узбеков было назначено более мягкое наказание, чем предусмотрено законом.

«Дисбаланс в числе осужденных киргизской и узбекской национальности открыто обсуждается в стране, признается реальная проблема, - сказала Усманова. - Чтобы ее решить, необходимо провести реформирование судебных и правоохранительных органов».

И в этом - суть проблемы. Применение европейских правозащитных стандартов, которые являются базовыми и воспринимаются в цивилизованных странах как нечто само собой разумеющееся, требует в Кыргызстане системной реформы судов, милиции и прокуратуры.


Во время отчета Кыргызстана на слушаниях в Комитете ООН по правам человека. Фото со страницы Дмитрия Кабака в фейсбуке.

Инструкции, пособия и пять суток ареста

Необходимость менять всю систему, а то и национальную ментальность при введении европейских стандартов чувствуется практически во всем. Посмотрим на те пункты киргизского доклада, где говорится о защите женщин от семейного насилия. Сообщается, что теперь, согласно поправке в Кодекс об административной ответственности, лиц, совершивших семейное насилие, можно арестовывать на срок до пяти суток. Кроме того, в рамках борьбы с семейным насилием в Кыргызстане создан 551 общественно-профилактический центр (в Бишкеке – 30, Оше – 13, Чуйской области – 115, Иссык-Кульской – 70, Нарынской – 66, Ошской – 91, Жалал-Абадской – 89, Таласской – 34 и Баткенской области – 43). В республике действуют 12 кризисных центров для оказания помощи пострадавшим от насилия.

Согласно официальной статистике, в 2012 году зарегистрировано 2580 фактов семейного насилия, выдано 2415 временных охранных ордеров, к административной ответственности привлечено 1663 лица, возбуждено и направлено в суд 183 уголовных дела (7,2% от всех преступлений против личности). В том же году суды рассмотрели 716 административных дел и окончили рассматривать 194 уголовных дела по семейному насилию, виновными были признаны 810 человек. Из-за семейного насилия ко врачам обратилось 4313 человек, в том числе в отделы судебно-медицинской экспертизы – 2024 человека. В кризисные центры, суды аксакалов, общественные фонды по поводу семейного насилия обратилось 6882 человека (в 2.6 раза больше, чем в милицию).

Это реальная работа.

Но вот на что обращаешь внимание, когда читаешь подробный ответ на вопрос Комитета о предотвращении семейного насилия. Чтобы реализовать закон «О социально-правовой защите от насилия в семье», в МВД пришлось разработать «Инструкцию о внедрении в практическую деятельность органов внутренних дел (ОВД) Кыргызской Республики временных охранных ордеров и о ведении статистической отчетности по ним», «Инструкцию по организации деятельности ОВД Кыргызской Республики по пресечению и предупреждению семейного насилия», определить обязанности сотрудников внутренних органов по предупреждению и пресечению семейного насилия, разработать «Инструкцию о порядке формирования ведомственных статистических отчетов о выданных временных охранных ордерах, о лицах, совершивших насилие в семье и пострадавших от семейного насилия». Были утверждены формы ведомственной отчетности, которые включают гендерно-разделенные данные о лицах, совершивших насилие в семье, пострадавших от семейного насилия, информацию по возрасту, занятости, образованию. Были проведены семинары-тренинги по предотвращению насилия в семье для участковых инспекторов милиции, инспекторов по делам несовершеннолетних и сотрудников дежурной части ОВД республики. Изданы буклеты для населения по вопросам защиты от насилия; разработаны памятки для сотрудников органов внутренних дел, предусматривающие их обязанности по пресечению насилия в семье, изданы учебно-методические пособия «Предупреждение и расследование преступлений, связанных с насилием в отношении женщин и детей» и «Роль органов внутренних дел в предотвращении и противодействии гендерному и семейному насилию». В Академии МВД введен спецкурс «Гендерная политика в деятельности ОВД». Утвержден План действий по реализации резолюции ООН о роли женщин в обеспечении мира и безопасности, где в качестве приоритета определено «формирование системы институциональной защиты прав женщин и девочек в работе по предупреждению конфликтов».

Важно даже не то, что этих инструкций, программ и буклетов не было раньше. А то, что элементарные, очевидные вещи (женщин бить нельзя, насилие в семье - плохо, милиция не только имеет право, но и обязана этому противостоять) приходится доводить и до населения, и до самих правоохранителей с помощью тренингов, буклетов и должностных инструкций.


Во время отчета Кыргызстана на слушаниях в Комитете ООН по правам человека. Фото со страницы Дмитрия Кабака в фейсбуке.

Когда проверки ничего не подтверждают

Есть еще один момент, который снова предстал на слушаниях со всей очевидностью. Комитет ООН попросил Кыргызстан предоставить информацию о расследовании конкретных дел. Делегация Кыргызстана в ответ сообщила, что по этим фактам проведены проверки - ничего не подтвердилось.

Приведем примеры.

Случай Михаила Кудряшова

Комитет попросил предоставить подробную информацию о деле Михаила Кудряшова, который был задержан и избит сотрудниками финансовой полиции Бишкека в октябре 2010 года. Его обвиняли в распространении «фильмов гомосексуального характера», Бишкекский суд приговорил Кудряшова к 1.5 годам лишения свободы (условно), все суды вышестоящих инстанций оставили приговор в силе.

Михаил Кудряшов подал жалобу, что был избит сотрудниками финпола, предъявил заключение судмедэкспертизы «о причинении легкого вреда, не повлекшего кратковременного расстройства здоровья» и выписку из Бишкекского научно-исследовательского центра травматологии и ортопедии, в которой было указано, что обнаружена закрытая черепно-мозговая травма, ушиб мягких тканей затылочной области, ушибы мягких тканей. В удовлетворении жалобы Кудряшову было отказано.

Это и было подробно описано в ответах кыргызстанской делегации на запрос Комитета.

На слушаниях заместитель генпрокурора республики Л.Усманова еще раз вернулась к жалобе Кудряшова: «Данный факт был проверен, - сказала она. - В связи с тем, что доводы, указанные Кудряшовым в обращении, не были исследованы в полном объеме, материал был направлен на дополнительную проверку. Был опрошен и сам Кудряшов, который показал, что работники финансовой полиции избивали его, пытали, издевались над ним, заставляя подписать признательные показания. Были опрошены все участники задержания [Кудряшова]. Принято решение об отсутствии состава преступления в действиях сотрудников финпола».

Анна Кирей (Human Rights Watch) сказала «Фергане», что ей непонятно такое объяснение официальной делегации: «Случай Кудряшова описан в нашем докладе («Милицейское насилие в отношении геев и бисексуальных мужчин в Кыргызстане»). Было опрошено много разных экспертов, все подтвердили, что Кудряшова избили, у него было сотрясение мозга. Есть достаточное количество подтверждающих медицинских документов, есть свидетели».

Семь смертей в местах заключения

Комитет попросил Кыргызстан предоставить информацию о расследованиях семи случаев смерти в местах заключения под стражей или в результате жестокого обращения милиционеров. Комитет интересовало, были ли привлечены виновные к ответственности. Очевидно, что прежде чем ставить эти семь фамилий в список вопросов, Комитет внимательно изучил представленные материалы по каждому погибшему.

В ответ Кыргызстан представил подробный отчет, упрекнуть страну в нежелании сотрудничать нельзя. Однако, согласно отчету Кыргызстана, в шести случаях из семи вина милиции не доказана, состав преступления отсутствует. В одном случае - да, доказана, но дело невероятно затягивается и похоже, будет спущено на тормозах.

Хайрулло Аманбаев, скончался в больнице после допроса в милиции. «Факты не подтвердились». Он сам упал с лестницы при попытке к бегству и ударился головой, после чего был госпитализирован.

Усманжан Халмирзаев, умер после жестокого избиения сотрудниками милиции. Освобождены от должностей восемь сотрудников ОВД Базар-Коргонского района, два руководителя УВД области получили дисциплинарные взыскания. Четыре сотрудника привлечены в качестве обвиняемых. 9 августа 2011 года возбуждено уголовное дело, в сентябре 2011 года оно направлено на рассмотрение в суд, потом было возвращено для восполнения пробелов следствия. В октябре 2013 года направлено на новое судебное рассмотрение, сейчас находится в производстве.

Хурматилло Шерматов. Прокуратура Ошской области провела проверку и отказала в возбуждении уголовного дела в связи «с отсутствием состава преступления».

Эссен Мамбеков. Киргизская делегация поправляет Комитет, называя погибшего не Мамбековым, а Момунбековым. По официальным данным, Момунбеков не был избит до смерти сотрудниками милиции при попытке к бегству, а был обнаружен милиционерами на обочине дороги с травмой головы. На время служебных проверок причастных к этому делу сотрудников отстранили от должностей, однако уголовное преследование было прекращено за отсутствием состава преступления.

Фирузбек Физуйев. Сотрудники милиции оправданы Военным судом Бишкекского гарнизона за недоказанностью участия в преступлении. Решение находится в процессе обжалования.

Маматазиз Бизируков. По официальным данным, смерть наступила в результате острого инфаркта миокарда.

Улугбек Хамракулов. Смерть наступила в результате болезни, диагноз - инфильтративный туберкулез легких.

Азимжан Аскаров: проверка завершена, факты не подтвердились

Дело Азимжана Аскарова тоже поднималось на слушаниях. Так, докладчики Комитета напомнили, что к Аскарову сразу после задержания не допускали адвоката. Это было опровергнуто официальной делегацией: «В ходе проведенного расследования были опрошены все лица, которые имели отношение к задержанию Аскарова. Они полностью опровергли факт избиения Аскарова. Аскаров был допрошен 15 июня с 16.45 до 19.15 в качестве свидетеля, а в качестве подозреваемого был задержан 16 июня, при этом присутствовал адвокат Мырзакулов. Перед началом допроса Аскарову был задан вопрос, доверяет ли он адвокату, и Аскаров ответил «да». Жалоб не было. У адвокатов был свободный доступ к задержанному, они не ограничивались во времени, и это установлено расследованием».

Второй раз дело Аскарова упоминалось, когда делегацию Кыргызстана спросили, будут ли направлены на дополнительные расследования дела по июню «по вновь открывшимся обстоятельствам». Да, ответили представители делегации, Генеральная прокуратура имеет такую возможность. Вот, например, Генпрокуратура возбудила проверку дела Азимжана Аскарова по вновь открывшимся обстоятельствам, была создана специальная следственная группа. Расследование продолжалось с мая 2013 года по февраль 2014-го. В результате Генпрокуратура вынесла постановление «О прекращении возбужденного производства по вновь открывшимся обстоятельствам».

Всем, кто следит за делом Азимжана Аскарова, известно, что сторона защиты предоставила множество свидетельств невиновности Аскарова; есть показания его адвокатов о том, что их к Аскарову не пускали.

Никакие аргументы не приняты. В завершении слушаний один из докладчиков Комитета еще раз спросил, как же быть с доказательствами, подтверждающими невиновность Аскарова. Председательствующий пообещал, что делегация Кыргызстана ответит на этот вопрос позже, в письменном виде.

Безнадежность

Возникает ощущение безнадежности. С одной стороны, есть очевидная готовность Кыргызстана говорить о проблемах в судах и милиции, есть признание, что эти проблемы не замалчиваются, а открыто обсуждаются в обществе. С другой стороны, все конкретные жалобы в Комитет ООН перенаправляются для проверки в те же государственные органы Кыргызстана, которые не признают никаких дополнительных аргументов и перекрывают возможность независимого расследования. В Кыргызстане вообще не слишком уважают независимые расследования и стараются их избегать.

- Доклады и отчеты в Комитете ООН - формальность? - спрашиваю у Анны Кирей, которая присутствовала на слушаниях в Женеве. - Официальная делегация уверяет, что по жалобам проведено расследование, но факты не подтвердились. И что дальше? Есть ощущение, что Комитет ООН - высшая инстанция. Но члены Комитета только кивают на эти ответы делегации…

- Докладчики Комитета - люди очень профессиональные. Они задавали конкретные вопросы, и если на какие-то вопросы не были получены удовлетворяющие их ответы, то потом докладчики это отразят в заключительных ремарках. Думаю, через две недели документ будет в открытом доступе. И они порекомендуют Кыргызстану, что делать, чтобы улучшить ситуацию.

- А если Кыргызстан не станет следовать рекомендациям?

- Я понимаю, что многие международные механизмы слишком мягкие. Но обычно в своих заключительных ремарках Комитет рекомендует, какие три основные проблемы Кыргызстан должен начать решать в течение года, и просит предоставить информацию об этом. Я не знаю, какие три проблемы будут выбраны. Кроме того, есть так называемый факультативный протокол, и у граждан Кыргызстана, которые не добились восстановления своих прав во всех национальных инстанциях, есть возможность подавать жалобы в Совет ООН по правам человека. И Комитет определяет, нарушила ли страна свои обязательства по соблюдению Пакта о гражданских и политических правах в отношении этого человека. Были выигранные дела по Кыргызстану, назначались компенсации.

- 10 марта, перед основным докладом Кыргызстана, были закрытые слушания, на которых представили доклады НПО. Какие проблемы там поднимались?

- На выступления НПО по трем странам был отпущен всего час, получилось примерно пятнадцать минут на страну. Но были затронуты практически все вопросы, которым посвящены доклады: июньские события 2010 года, проблемы милиции, пыток, дискриминация этнических узбеков, ЛГБТ, домашнее насилие. Тем было много, все они прозвучали. Докладчики Комитета ООН в курсе всех проблем, которые существуют в стране.

* * *

Все документы, представленные для обсуждения в Комитете, можно посмотреть здесь: основной доклад Кыргызстана, вопросы Комитета, ответы киргизской делегации и альтернативные сообщения НПО.

Мария Яновская

Международное информационное агентство «Фергана»