Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Российское гостеприимство, или Уголовка за помощь соотечественникам

Российское гостеприимство, или Уголовка за помощь соотечественникам

На снимке — правозащитница Татьяна Котляр. Фото с веб-сайта Kaluga24.tv

Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Калужской области возбудило уголовное дело в отношении депутата Обнинского городского собрания Татьяны Котляр. Ее подозревают в фиктивной регистрации иностранца по месту жительства (ст.322.2 Уголовного кодекса РФ, штраф до 300.000 руб., принудительные работы или лишение свободы до четырех лет) и в фиктивной постановке на учет иностранных граждан по месту пребывания (ст. 322.3, лишение свободы до шести лет).

Из сообщения следственного комитета следует, что в январе 2014 года Татьяна Михайловна Котляр подала в городской отдел УФМС заявление о регистрации гражданина Таджикистана в своей квартире - по версии следствия, «в нарушение положений закона о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства». Кроме того, тогда же Татьяна Михайловна подала в органы УФМС подписанные уведомления о прибытии еще двух граждан Республики Таджикистан «без намерения предоставить им жилое помещение для пребывания». Следствие полагает, что «подозреваемая не являлась принимающей стороной, у которой иностранные граждане фактически проживают либо работают, свою квартиру для проживания депутат вышеуказанным трем лицам не предоставляла, иностранцы, в свою очередь, в квартиру не вселялись и в ней не проживали».

Татьяна Михайловна Котляр хорошо известна в Обнинске, она правозащитник, член Федерального политсовета движения «Солидарность», депутат городского Собрания. Весь Обнинск знал, что Татьяна Михайловна регистрирует в своей квартире тех, кто в этом нуждается, причем бесплатно. «Имея собственную квартиру, я регистрирую всех, кому требуется регистрация», - говорила Котляр журналистам.

Многие горожане оставались недовольны такой активностью депутата Городского собрания. О ней писали в местной прессе, а добрые люди оставляли свои комментарии: «Обнинск из статуса первого наукограда, постепенно переходит в статус первого чуркограда»; «Зачем Обнинску столько чурок?.. А по Т.Котляр одно могу сказать. Человек изгаляется над законом. Если в нём есть прореха она ей и пользуется на зло. Вот вам дескать получите и Т.Котляр получит соответственно на карман. Она и живёт за счёт них: они её обихаживают,она ходит в чуркистанскую парикмахерскую и в маршрутках наверное бесплатно катается, в общем создала себе место под солнцем»; «Сейчас у Татьяны Михайловны нимб отрастёт. Т.е. финансового интереса у неё нет - точно святая!». Им возражали другие добрые горожане: «Татьяна Михайловна просто защищает права всех. ВСЕХ. Не деля людей на "своих" и "чужих". Я не перестаю глубоко уважать Татьяну Михайловну Котляр за её многолетнюю самоотверженную деятельность на благо всех людей»; «Татьяна Михайловна Котляр - единственный человек, которого я уважаю несмотря на её политические убеждения, почти полярные моим собственным. Просто потому, что честный человек всегда достоин уважения, какой бы политической ориентации он ни был» (орфография оригиналов соблюдена - ред.).

В раже борьбы с приезжими и с Котляр люди шли на прием к высокому начальству. Местное издание рассказывало, что аж сам губернатор Калужской области пообещал одной кляузной старушке разобраться и «поднять вопрос с правоохранительными органами и миграционной службой». Женщина жаловалась, что у Татьяны Михайловны зарегистрировано «больше 100 гастарбайтеров, которые постоянно шумят, ходят толпами и вообще устроили из квартиры депутата проходной двор».

С Котляр стали разбираться. Прокуратура области подала в суд, отдел управления ФМС по Калужской области выносил постановления о привлечении Котляр к административной ответственности. Но Обнинский городской суд отменил все эти постановления в связи с истечением срока давности, а областной суд установил, что правонарушения не было.

В январе 2014 года была введена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию. Татьяна Михайловна продолжила регистрировать у себя людей, результат - уголовное дело. Когда мы заинтересовались подробностями, то выяснилось, что ситуация очень актуальная - и особенно хорошо смотрится на фоне сегодняшней государственной борьбы за права русских в Крыму.

Соотечественники, которые никому не нужны

- Все началось с моего открытого письма Путину, тогда еще кандидату в президенты, после его статьи по национальному вопросу и миграции, - рассказывает «Фергане» Татьяна Михайловна Котляр. - Предвыборная публикация была в «Независимой газете», и Путин прошелся в ней по «резиновым» квартирам и предложил ужесточить наказание за проживание не по месту прописки и за формальную регистрацию, без проживания.

Из открытого письма Татьяны Котляр:

«Человек, живущий без регистрации, каждый день сталкивается с нарушением всех прав: политических и социальных. Такой гражданин не может проголосовать на выборах, его автомобиль не ставят на учет в ГИБДД, ему не выдают права и кредит в банке, не принимают на работу и не признают безработным, ему не платят детские пособия и не ставят в очередь на жилье. Список можно продолжать бесконечно.

Прекратятся в нашей стране постоянные нарушения прав человека, живущего без регистрации, - исчезнут и «резиновые квартиры», владельцы которых регистрируют приезжающих.

Пригрозив ужесточить наказания бесквартирным гражданам за проживание без регистрации, г-н Путин не сказал, где может зарегистрироваться бесквартирный гражданин России. При таких обстоятельствах приличным людям нужно проявить солидарность: владельцам жилья зарегистрировать в своих квартирах людей, не имеющих жилья и регистрации. Не боясь угроз.

Имея собственную квартиру, я регистрирую всех, кому требуется регистрация. Я сознательно превратила свою квартиру в «резиновую», в которой зарегистрировано более ста человек. Г-н Путин дал поручение привлекать владельцев «резиновых квартир» к уголовной ответственности. Я готова. Прошу соответствующие органы привлечь меня к уголовной ответственности».
Я написала тогда, что проблема вовсе не в «резиновых» квартирах и их владельцах, а в том, что в России у людей, не имеющих своего жилья, нет возможности зарегистрироваться, в том числе и в той квартире, где они реально проживают. Для этого требуется не только их заявление о регистрации, но и согласие собственников жилья, а также письменный договор о найме жилья (если регистрируешь больше чем на шесть месяцев). У нас появляется целый класс людей - и граждан России, и иностранцев, - не имеющих возможности зарегистрироваться, и это ведет к нарушению их прав.

В том письме я заявила, что буду регистрировать в своей квартире любого, кому нужна регистрация, чтобы каким-то образом людям помочь.

Чем я и занималась все эти годы. Делала я это бесплатно.

В Калужской области осуществляется Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. К нам едут иностранные граждане - из Молдовы, с Украины, из азиатских республик: Узбекистана, Таджикистана, Казахстана… Они приезжают сюда со свидетельствами участников Госпрограммы.

Разумеется, их предупреждают, что в Калужской области жилье им не дадут, будут снимать или покупать сами, и они должны быть к этому готовы. Но они совершенно не готовы к тому, что первое, что от них потребуется, - это зарегистрироваться. Они спрашивают: где? А им отвечают: ищите. Или покупайте регистрацию.

А если у человека здесь нет родственников или знакомых, которые пойдут на то, чтобы сделать им ту самую «фиктивную» регистрацию? Ну представьте себе, вы приехали в незнакомую страну, в неизвестный вам город, где у вас никого нет, - где искать регистрацию?

В январе ко мне обратился человек, приехавший по этой Госпрограмме. Он уже несколько дней ходил и искал, кто бы мог его зарегистрировать, все отказывались, и он, в конце концов, нашел меня. И я его зарегистрировала, и других людей, тоже приехавших к нам по этой Госпрограмме. Но мне вдруг сообщают, что я не являюсь принимающей стороной, поэтому не могу его регистрировать, - и возбуждают уголовное дело.

А кто является принимающей стороной для участников этой Госпрограммы? Ответа не дают. Мне кажется, что областная администрация, которая дала согласие на переезд этих людей в Калужскую область, и Министерство труда Калужской области являются принимающей стороной - значит, они и должны ставить людей на миграционный учет. Но они этого не делают.

Прореха в законе

Председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина прокомментировала дело Татьяны Котляр на своей странице в «Фейсбуке»: «Зарегистрированные у Татьяны Михайловны иностранцы - это граждане стран СНГ, приехавшие в Россию по любимой Госпрограмме В.В.Путина - Программе добровольного переселения. Они знают русский язык и русскую культуру, едут по согласию и даже поддержке наших властей, т.е. это как раз те, кого наше государство хочет принять. Кроме того, едут они туда, куда допускает программа. Часто едут в регионы и населенные пункты, где нет приемлемой инфраструктуры, а помощь государства, которую они получают, минимальна.

Но главное, ради чего люди становятся участниками программы, - это получение российского гражданства в упрощенном порядке. Им это обещают, и без этого программа совсем уж провалилась бы, к чему она весьма близка.

Люди верят, что гражданство они получат сразу. Но не тут-то было, на пути к российскому гражданству у них стоит требование иметь регистрацию по месту жительства. Им этого никто не сказал, а они сами плохо прочли закон».

Действительно, статья 14 п.7 Закона «О гражданстве РФ» гласит (курсив наш): «В случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, они могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона».

«А откуда у только что приехавшего в Россию не слишком богатого (богатые по этой программе не приезжают!) русского человек возьмется регистрация по месту жительства? - продолжает Светлана Ганнушкина. - Он либо получит место в общежитии, либо снимет недорогую квартиру. Но ни хозяева общежития, ни владельцы жилья не станут регистрировать у себя жильцов по месту жительства, т.е. навсегда. Вот таким, в сущности, обманутым, людям и помогает Татьяна Михайловна, регистрируя их в своей квартире.

Уберите из закона нелепое требование регистрации по месту жительства, замените его постоянным проживанием, т.е. фактическим проживанием в том месте, куда людей направило наше государство, и необходимость создавать «резиновую» квартиру исчезнет сама собой», - пишет С.Ганнушкина.

История переселенца

«Фергана» разыскала русскую семью, приехавшую в Калужскую область из Ташкента по программе добровольного переселения соотечественников в начале этого года. Муж, жена, двое детей. В роду немцы, русские и украинцы, в Средней Азии оказались после крестьянских восстаний, раскулачивания и депортаций. Кто-то сам уехал, кого-то сослали…

Человек, который согласился с нами поговорить, боится публиковать свое имя: он еще не получил РВП и не хочет, чтобы что-то сорвалось. Но ситуацию «с защитой прав соотечественников» обрисовал внятно. Вот его история.

«Мы очень долго ждали, чтобы попасть в эту программу по переселению соотечественников. Потом были сложности бюрократические: меняли паспорта на биометрические, в посольстве требовали, чтобы все печати были видны не меньше чем на 80%, поэтому пришлось получать новые метрики: в старых печати были выцветшие… 18 марта мы подали документы, 3 апреля Министерство труда Калужской области рассмотрело заявку и дало согласие на наш приезд. 25 апреля мы продали трехкомнатную квартиру, ушли с женой с работы и стали ждать свидетельства переселенцев, чтобы уехать. Но ожидание это оказалось очень-очень долгим. И только 10 декабря, когда у нас уже почти не было денег, мы получили свои свидетельства переселенцев и на последние средства купили билеты.

Приехали в отделение ФМС по Калужской области, чтобы встать на учет. И первое, что нам сказали, - давайте регистрацию. А у нас нет, мы только приехали, никого не знаем. В посольстве нам говорили, что по новым правилам мы можем оформить РВП у них, но для этого нужно было заново подавать все документы и снова месяцами ожидать приема. У нас уже не было никаких возможностей снова ждать… Так вот, потребовали регистрацию, без нее вообще никаких бумаг не дают, даже заявление на компенсацию дорожных расходов подать нельзя.

За фиктивную регистрацию сегодня берут большие деньги, я слышал, до трех тысяч рублей с человека. На этом построен серьезный теневой бизнес. Кроме того, если ты делаешь фиктивную регистрацию, а сам живешь где-то на съемной квартире, то в любой момент на официальный адрес могут прийти участковый и инспектор ФМС, проверить, живешь ты там или нет. И если тебя три раза не застали по месту регистрации, то заводится административное дело о нарушении, штрафуют. Могут отказать в получении РВП и лишить статуса участника программы.

А дальше как хотите. Вам покупают билет до Узбекистана, и разбирайтесь сами. И это - людям, которые отдали все, что имели, уехали по этой программе… У нас ничего в Узбекистане не осталось, ни квартиры, ни работы…

Здесь никто не предоставляет переселенцам ни работы, ни жилья, мы все должны искать сами (среди ссылок на странице программы по переселению соотечественников на сайте УФМС по Калужской области висит информация о вакансиях с предоставлением жилья. Последние данные - за июль 2013 года - ред.). Пишут, что с удостоверением переселенца тебя могут взять на любую работу, но это не так. Работодатель требует РВП или гражданство. Сын закончил в Узбекистане два курса политехнического колледжа, но его не берут учиться дальше, академическую справку с оценками за два курса никто не воспринимает как документ. А те, кто приезжает сюда с деньгами, - у них нет проблем, их дети учатся в российских школах, у них все бумаги. За деньги в России многое можно сделать».

* * *

По официальным данным ФМС России, за 2013 год в РФ прибыло и прошло регистрацию в территориальных отделениях ФМС 34.697 соотечественников и членов семей. За два месяца 2014 года, после наступления уголовной ответственности за фиктивную регистрацию, прибыло 9.414 соотечественников и членов семей.

Администрации областей и местные министерства труда, которые дали согласие на приезд этих людей в Россию, - не желают быть «принимающей стороной» и не предоставляют соотечественникам регистрацию.

Имейте в виду, дорогие соотечественники. Вас тут ждут, конечно, - но как в том старом анекдоте: «Приезжайте в гости! - Спасибо! Давайте адрес! - А зачем вам адрес? Вы приезжайте, и все!»

Мария Яновская

Международное информационное агентство «Фергана»