Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

«Преломление»: Новая книга о Кыргызстане две тысячи десятого года

«Преломление»: Новая книга о Кыргызстане две тысячи десятого года

В апреле 2014 года в книжные магазины Бишкека поступила книга российского исследователя Алексея Василивецкого, название которой говорит само за себя: «Преломление: события 2010 года в Кыргызстане глазами историка и очевидцев». Автору удалось найти много новых источников информации о событиях Апрельской революции в Киргизии и о том, что за ними последовало, включая печально известные июньские события в Оше и Джалалабаде. С согласия автора мы публикуем полную электронную версию этой книги. Алексей Василивецкий, который давно сотрудничает с нашим изданием, также ответил на несколько вопросов «Ферганы».

- Скажите, на ваш взгляд, удалось вам ответить на основные вопросы, связанные с событиями переломного для Киргизии года?

- Было бы слишком самонадеянно для меня так определить свою задачу. Это, во-первых, были очень масштабные по размаху события, и, во-вторых, вокруг них уже накрутилось столько мифов, что пробиваться к истине очень трудно. Кроме того, значительная часть документов и материалов была потеряна или сознательно уничтожена. О чем я тоже пишу в своей книге.

Некоторые вопросы мне удалось хотя бы корректно сформулировать, на иные – подсказать, где искать ответ. И, конечно, я стремился привлекать новые источники информации, новые массивы данных. По событиям Апреля никто хронологию не составлял вообще, я этот пробел попытался восполнить по мере сил. Я думаю, то, что я подготовил, станет хорошим подспорьем для других исследователей.

- На днях в Бишкеке завершится суд по событиям 7 апреля. Материалы этого процесса тоже дали вам материал для выводов?

- Разумеется, я их также использовал и с большим интересом хожу на судебный процесс. Недавно прошли судебные прения, скоро можно ждать приговора. Но выступления гособвинения и адвокатов на завершающей стадии процесса, говоря начистоту, мне какой-то новой информации практически не дали.

ДРУГИЕ КНИГИ

Исследование событий июня 2010 года в Ошском регионе публиковал московский «Мемориал». Свое видение межэтнического конфликта на суд публики представлял и бывший мэр Оша Мелисбек Мырзакматов. В мае 2013 года вышла в свет документальная книга американского журналиста Филиппа Шишкина «Беспокойная долина» (Restless Valley) - о современной истории Ферганской долины, начиная с 2005 года. С другой стороны, в Кыргызстане имели также место случаи сожжения «неугодных» книг.
Рискну предположить, что по некоторым частным моментам я знаю даже больше, чем они. Например, представитель гособвинения на процессе заявил, что Марат Бакиев, сын президента и бывший «смотрящий» клана в ГСНБ (Государственной службе национальной безопасности), покинул Кыргызстан 7 апреля в 13 часов. Однако же у меня на руках есть справка от пограничников о том, что контрольно-пропускной пункт «Ак Жол» он пересек в 14.11. Что это меняет? Известно, что первые раненые и убитые на площади Ала-Тоо и вокруг нее появились после 13 часов. В 13.19 «Скорая» забирает первую большую группу раненых с огнестрельными ранениями. Дорога от центра города до «Ак Жола» на машине с мигалкой занимает порядка 20 минут. Если Марат Курманбекович покинул Кыргызстан в 13 часов, никакого касательства к стрельбе в Бишкеке он иметь не мог. Если позже – вопрос остается открытым (хотя он перед бегством был не в Белом доме, а в здании ГСНБ).

Следствие было проведено скомкано, с огромными пробелами. Что и вылезло на суде. Не нужно было обладать талантом Шерлока Холмса, чтобы направить запрос пограничникам - в какое время подозреваемые покидали страну? То есть, с какого момента у них алиби? Не направили… Когда расследуешь дело о массовом кровопролитии, куда нужно идти в первую очередь? На станцию «Скорой» и в дежурную часть городской милиции, забрать их материалы для приобщения к делу и исследования. Я сходил. Следователи не стали… И так далее.

Не был выявлен и допрошен ряд ключевых свидетелей. Например, рядом со снайперами «Альфы» на 6 этаже Белого дома в тот день все время находились трое сотрудников Службы государственной охраны с автоматами. Чего «альфовцы» никогда и не скрывали. Почему их не установили, не допросили?

Ясно, что на следователей давили сверху, требовали передать дело в суд в самые сжатые сроки. Я думаю, что не раскрою никакой тайны, поскольку об этом много говорилось на процессе, если скажу, что персонально Азимбеку Бекназарову, в ту пору вице-премьеру временного правительства, курировавшему прокуратуру, народ Кыргызстана «обязан» тем, что правды об апрельских событиях в полном объеме не узнает никогда. Ведь именно он торопил и толкал под локоть следователей, работавших по делу…

Я не буду здесь пересказывать книгу, у меня пробелам расследования посвящена целая глава. Скажу лишь, что вопросов осталось очень много. И по действиям конкретных участников событий, и по их мотивам.

- А с подсудимыми вы тоже общались?

- Я старался опросить множество свидетелей и участников событий с разных сторон. Конечно, и некоторых подсудимых тоже. Но вот Суталинов, бывший председатель ГСНБ, мне обещал поговорить уже после процесса. Ну, пусть так. Потому что мотивов некоторых его поступков в тот день я тоже не понимаю.

- Каких поступков?

- Ну, вот, например, известно, что для силовиков в Белом доме крайне деморализующим фактором стало появление около 19 часов вечера на площади Ала-Тоо захваченного митингующими бронетранспортера. Который открыл огонь вверх из крупнокалиберного пулемета (а мог бы, при желании, и по силовикам, окружавшим Белый дом). Боевой дух их резко упал. Этот БТР принадлежал «Альфе», и его демонстранты захватили, когда получасом раньше проникли на территорию ГСНБ.

Я спрашивал у «альфовцев»: если бы вас не «выдернули» в Белый дом из комплекса зданий ГСНБ на бульваре Эркиндик, вы бы БТР свой отдали? Они, естественно, говорят, что нет – по крайней мере, испортили так, чтобы нельзя было завести. Но несколько ранее Мурат Суталинов почему-то дает им команду прорываться в Белый дом. Зачем? Я не понимаю. Если там уже сосредоточены сотни военных и милиционеров, что могут решить еще два десятка бойцов? Интересно будет услышать его версию. И так далее.

- А «Альфа» в тот день, вы полагаете, стреляла?

- Ну, что стреляла, они и сами признают, другой вопрос – куда. У «Медиа Форума» утром, как они говорят, стреляли в воздух. Вечером в Белом доме – по колесам БТР. Четыре снайпера сделали по десятку выстрелов каждый по этим самым колесам. Беда в том, что экспертиза следов их пуль в колесах БТР не нашла. Могли не заметить одну или две, но несколько десятков? Сами спецназовцы говорят, что промахнуться по колесу в метр диаметром из снайперских винтовок не могли. Еще одна загадка… Другой вопрос, что с юридической точки судить их на этом основании нельзя. Они по закону не обязаны доказывать свою невиновность, а сомнения всегда суд обязан трактовать в пользу подсудимых. А экспертиза тех немногих пуль из тел потерпевших, которые собрало следствие, «положительных пересечений» с оружием «Альфы» не нашла.

Пробелы следствия, о которых я уже говорил, не позволяют однозначно ответить, на чьей совести жертвы... И таких пробелов в отношении последующих событий на юге было ничуть не меньше. Вторая часть моей книги посвящена именно июньским событиям на юге, где тоже осталось очень много вопросов.

Автор книги на крыше «Белого дома»
Автор книги на крыше «Белого дома» в Бишкеке

- Собираетесь ли вы продолжить эту работу?

- Да, естественно. Я полагаю, что далеко еще не все источники информации, которые можно привлечь, мне удалось найти. И надеюсь, что в скором будущем выпущу второе издание данной работы, значительно переработанное и дополненное. Свои расследования я проводил в содружестве с 5 каналом телевидения Кыргызстана и уверен, что мы и дальше будем искать новые свидетельства вместе…

Знаете, когда я начинал свою работу по этой теме, мне многие говорили: «Пойми, истина о событиях 2010 года вообще никому тут не нужна». Но мне кажется, что люди в Кыргызстане все-таки хотят знать, что было на самом деле. И их реакция на мою работу меня обнадеживает. Иначе не стоило бы и писать.

Записал Александр Травников. Электронная версия книги А.Василивецкого «Преломление» доступна по этой ссылке (файл в формате PDF).

Международное информационное агентство «Фергана»