Узбекистан: Охрана посольства Японии заявляет о коррупционных схемах оплаты
16 июля наша редакция получила комплект материалов, свидетельствующих о добровольном и намеренном использовании коррупционных схем при оплате труда охранников посольства Японии в Узбекистане – дипломатическом представительстве страны, где борьба с коррупцией возведена в ранг национального приоритета. Материалы, включая описание ситуации, упоминание основных фигурантов коррупционных схем, аудио и видеозаписи, подтверждающие их наличие, были предоставлены охранниками посольства.
Чтобы понять мотивы, вынудившие охранников посольства вынести «сор из японской избы», необходим краткий экскурс в изменения нормативной базы, регулирующей в Узбекистане функции охраны юридических и физических лиц. Если до недавнего времени охрану осуществляли частные охранные агентства, как правило, созданные на базе различных спортивных федераций, то с 1 февраля 2014 года Кабинет Министров Узбекистана сохранил эти полномочия только для республиканского объединения «Охрана» Министерства внутренних дел. В рамках правительственного постановления юридические и физические лица были обязаны расторгнуть договора с частными охранными агентствами и заключить их с указанной в документе государственной структурой. Реорганизацию взаимоотношений с охранными структурами, естественно должны были провести и дипломатические представительства иностранных государств, аккредитованные в Узбекистане. Часть из них включили работающих охранников в штат с оформлением на работу по всем правилам, часть – пошли навстречу пожеланиям государства и оформили договора с МВД.
Исключением из правил, как выяснилось, стало посольство Японии. Оно заключило договор на охрану со спортивным клубом «Водорю кемпо», расположенным в городе Ангрен, что в ста с лишним километрах от столицы Узбекистана. Учредителем и председателем клуба является некий Сергей Зенюк, а заключен договор был при содействии советника посольства Сатору Такахаши с подачи сотрудника консульского отдела посольства (из числа местных) Озода Муродова и не без ведома юриста посольства Равиля Исанбаева.
Казалось бы, какое дело рядовым охранникам до специфики договорных отношений между частным спортивным клубом и посольством Страны восходящего солнца? Дело есть и самое что ни на есть непосредственное. Охранники сначала подозревали, а затем и уличили Сергея Зенюка в том, что из 26 тысяч долларов наличными, ежемесячно выделяемых посольством на оплату охранников, 70 процентов он оставляет себе и Озоду Муродову и лишь 30 процентов отдает тем, кто охраняет посольство. Уличили, кстати, по нынешним меркам, элементарно, установив камеры наблюдения в служебном помещении, где С.Зенюк считает выданные ему деньги, встречается с сотрудником консульского отдела О.Муродовым, находящемся в доле, и передает ему 7 тысяч долларов США в конверте.
Первый вопрос, который возник у редакторов нашего агентства после просмотра видеоматериалов и прослушивания аудиозаписей диалогов, как такое возможно в посольстве страны, известной свой обязательностью в деловых отношениях и щепетильностью в финансовых вопросах? Возможно. Дело в том, что люди, работающие в охране посольства Японии, формально не числятся нигде. У них нет прав, их трудовые отношения не узаконены ни контрактами с посольством, ни договорами с руководством спортивного клуба, хозяин которого может в любой момент отказаться от услуг человека, задающего нежелательные вопросы, и принять вместо него того, кто этих вопросов задавать не станет.
По свидетельству охранников, решивших донести суть конфликта до нашего информационного ресурса, еще недавно подобное в посольстве Японии было бы абсолютно невозможно. В качестве примера они приводят случай с теперь уже бывшим сотрудником посольства, обманывающем хозяйку арендуемого для него жилья и недоплачивающего ей половину суммы, выделенной на эти цели. Японца, решившего нажиться на налогоплательщиках собственной страны, не только обязали все до последнего цента вернуть хозяйке арендуемого жилья, но и уволили без права в дальнейшем работать на государственной службе. Что касается С.Зенюка и О.Муродова, то за три месяца они положили в карман значительно больше – более 50 тысяч долларов.
Такая деталь: в рамках двустороннего сотрудничества Япония и Узбекистан работают в рамках Совещания японо-узбекских межправительственных переговоров по предотвращению коррупции. Основная цель Совещания – выявление фактов коррупции на основании законов двух государств. Вопрос – почему советник посольства Сатору Такахаши не заинтересован, чтобы скандал, имеющий явную коррупционную составляющую, вышел за стены посольства?
…Казалось бы, мы рассказали частную историю, не заслуживающую внимания широкой общественности. Обычный конфликт работодателя с персоналом. Не совсем частный, смеем сказать. Известно, что совсем недавно Япония выразила обеспокоенность мошенничеством и коррупцией при реализации совместных проектов в ряде стран, в том числе и в Узбекистане. Если верить Japan Times, в планы Японии входит ужесточение контроля над реализацией проектов с целью исключения из схем пресловутых откатов. По данным газеты, только за последние пять лет сумма откатов во Вьетнаме, Индонезии и Узбекистане составила 160 миллионов иен. Около трети этих денег, ушедших на прокорм чиновников, приходится на Узбекистан.
Не секрет, что иностранные инвесторы, на родине исключающие коррупционные схемы при ведении бизнеса, жестко осуждающие их, как только приходят в Узбекистан, нередко забывают о своих принципах, предпочитая «играть» по тем правилам, которые в этой стране считаются единственно приемлемыми. Достаточно вспомнить вялотекущий скандал со шведской компанией TeliaSonera, подозреваемой во взятках на территории Узбекистана взамен предоставления ей карт-бланш на присутствие в этой стране и возможность зарабатывать деньги.
Не надо путать бизнес с дипломатией, скажет привередливый читатель, и будет не прав. Принципы - они или есть, или их нет. Другого не дано. По крайней мере, так должно быть.
Соб.инф.
Международное информационное агентство «Фергана»