Узбекистан: Наладил прибыльное производство - садись в тюрьму
26 и 27 ноября в Ташкенте состоялись очередные заседания Яшнабадского уголовного суда, где рассматривается дело ученого-инноватора Санжара Саиджанова. Его обвиняют в получении крупных взяток. Никаких доказательств нет, дело основано исключительно на голословных заявлениях. И этому не стоит удивляться: процесс в Яшнабадском районе - лишь верхушка айсберга травли, которой вот уже два года подвергается компания «TBS-GROUP», где ученый является учредителем.
А вся «вина» этой компании заключается в том, что она стала успешно реализовывать на рынке отечественные биоудобрения «UZGUMI», которые лучше завезенных из-за рубежа и стоят в пять раз дешевле. Увы, высококачественная продукция, выпущенная отечественным производителем, - как кость в горле чиновникам, привыкшим с выгодой для себя «сидеть» на откатах от импорта.
Как пересажать полгорода?
Но сначала - о судебном процессе. Есть много фактов, которые ставят под сомнение сам факт возбуждения уголовного дела против Санжара Саиджанова - одного из членов правления «TBS-GROUP» и совладельца компании (основной пакет акций - у его супруги Мумины Абдулкадировой).
Уголовное дело появилось в связи с заявлением бывшего генерального директора «TBS-GROUP» Ахмада Юсупова, уволенного учредителями за хищения. В этом заявлении он указал, что якобы передал Саиджанову 85 тысяч долларов в виде взятки за назначение своего родственника директором филиала компании в Кашкадарьинской области.
Действительно, 27 мая 2013 года учредителями был подписан протокол об открытии филиала в Кашкадарье, но кто будет директором, не указывалось. Юсупов издал приказ о назначении своего родственника, но филиал, увы, так и не открыли. Так что родственник этот так и остался без должности.
На суде действительно выступили четверо кашкадарьинских родственников Юсупова, которые якобы дали в общей сложности 94,5 тысячи долларов - 9,5 тысяч, 20 тысяч, 25 и 40 тысяч. Однако давали они эти деньги лично Юсупову, с ним же обо всем и договаривались. А с Саиджановым на эту тему не только не говорили, но и видели его до суда только мельком на свадьбе.
Других доказательств, кроме показаний родственников бывшего директора, которые «топят» только лично самого Юсупова, в деле нет. «По таким «заявлениям» можно пересажать полгорода», - смеются в кулуарах суда защитники ученого.
Заявление, написанное неизвестно кем
Так же обстоит ситуация и со вторым эпизодом обвинения. Жительница Киргизии Дильбар Камилова подала заявление, что она за «устройство» контракта в 17,5 миллионов долларов на поставку химических удобрений с предприятия «Фергана-азот» якобы дала ученому крупную взятку. 150 тысяч долларов привезла наличными к нему в дом и еще 50 тысяч перечислила на его банковский счет в Риге.
И здесь опять нет никаких доказательств, только голословные утверждения. При этом во время судебного разбирательства выяснилось, что представленная Камиловой выписка из банка о перечислении денег на некий счет имеет принципиальные расхождения с ее показаниями. Камилова утверждает, что перечислила всего 50 тысяч, в выписке указано перечисление на этот счет разными суммами больше миллиона. Саиджанов и его супруга утверждают, что никакого счета в Риге у них никогда не было, и просят суд направить в банк запрос. Кроме того, сама Камилова заявлений, что фигурируют в деле, не писала и не могла написать, потому что очень плохо знает русский язык.
По утверждению защитников ученого, Камилова, которая упорно не хотела приезжать на процесс и была доставлена на него из Бишкека чуть ли не в принудительном порядке, путается в показаниях. Кроме того, именно она имела тесные деловые связи с Юсуповым, и именно у того есть какие-то знакомства на «Фергана-азот». Что же касается Саиджанова, он получал необходимые добавки из-за рубежа и не имел никаких отношений с местными предприятиями, выпускающими химические удобрения.
«TBS-GROUP» обвиняет заявителя в хищениях
Все вместе это ставит под серьезные сомнения сам факт появления в деле Камиловой как потерпевшей. И вполне логично приводит к мысли о вероятном сговоре. А сама личность Юсупова начинает вызывать вполне обоснованные подозрения. Особенно на фоне имеющегося в деле заявления ученого, где он перечисляет хищения, осуществленные бывшим директором как до, так и после своего увольнения.
Список хищений и цифры, указанные в нем, весьма впечатляют. Вот только несколько пунктов из этого списка. Юсупов оформил по подложному чеку якобы на приобретение канцелярских товаров 0,8 миллиона сумов. Обманным путем «изъял» для своих личных нужд 18 миллионов сумов с пластиковой карточки компании и 20 миллионов сумов с личной карточки Саиджанова.
Присвоил 101,8 миллионов сумов наличных, которые были выручены дочерней компанией «TBS AGRO TRADE» с продажи пшеничной муки. Продал «налево» био-удобрения, растительное масло, цемент и другие материальные ценности на общую сумму в 301,9 миллионов сумов. Сфабриковал по подложным документам акт купли-продажи принадлежащей «TBS-GROUP» железнодорожной ветки и производственных сооружений, рыночная стоимость которых составляет более 3,4 миллиарда сумов…
Эти обвинения, в отличие от обвинений бывшего директора в адрес Саиджанова, подкреплены многочисленными документами. Но почему-то никто из правоохранителей не обращает на них должного внимания и открывать уголовное дело не спешит.
Впрочем, даже если дело против Саиджанова в суде развалится, а виновные в его организации понесут заслуженное наказание, вряд ли возможно будет возместить ущерб, который травля компании «TBS-GROUP» нанесла сельскому хозяйству Узбекистана.
Идеи Санджара Саиджанова
Теперь немного о самом подсудимом. Закончил экономический факультет Самаркандского сельскохозяйственного института. Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Увеличение рентабельности картофелеводства в Узбекистане», рассмотрев в качестве основного стимула роста этой культуры биологические удобрения. (Забегая вперед, скажем, что в этом году Саиджанов собирался защитить докторскую диссертацию на тему модернизации сельского хозяйства Узбекистана, но этому помешала устроенная травля.)
«TBS GROUP» успешно развивалась, что позволило Саиджанову сделать шаг к приближению своей стратегической задачи - высокорентабельному производству экологически чистой сельхозпродукции. Для этого в 2010-ом году компания взяла в аренду 487 гектаров земли в Сырдарьинской и еще 97 гектаров в Ташкентской областях.
Эти земли были заброшенными и полноценно не использовались в сельском хозяйстве - в первую очередь, по причине безводья и отсутствия инфраструктуры. Но «TBS GROUP» привела их в порядок, провела электричество, оборудовала насосные станции, прорыла ирригационные каналы. А затем организовала свои сельскохозяйственные подразделения и стала выращивать экологически чистую сельхозпродукцию - в основном, мирзачульские дыни.
Одно из полей, на которых компания выращивает мирзачульские дыни.
Биоудобрения «TBS GROUP» оказались лучше импортных
Производство таких дынь основывалось на применении биоудобрений - «Гумимакс» и «Эдaгум», которые производят в Российской Федерации. Эти препараты не только дают повышение урожайности на 30-50%, но и улучшают вкусовые качества овощей и фруктов. В результате продукцию «TBS GROUP» стали охотно приобретать в странах Евросоюза, что значительно увеличило прибыль компании.
Продукция TBS GROOP на международной выставке в Берлине, 2013 год.
А Саиджанов решил сделать новый шаг к своей мечте - приступить к разработке отечественных биоудобрений. Для этого он пригласил известного узбекского ученого Сергея Барбинского. Барбинский согласился, предложил кандидатуры отечественных и зарубежных ученых, способных помочь в такой разработке. В итоге на базе «TBS GROUP» была сформирована научная группа, которая в короткий срок решила поставленную задачу.
В России биоудобрения изготавливаются на основе торфа, а научная группа компании решила делать ставку на бурый уголь, в который впоследствии превращается торф. Бурого угля в Ангренском разрезе Узбекистана огромное количество, в народном хозяйстве он используется не так широко. Это во многом и определило низкую цену биоудобрений, названных их создателями «UZGUMI».
При этом эффективность отечественных биоудобрений из бурого угля оказалась ничуть не ниже российских. Зато вкусовые качества выращенных при помощи них сельхозпродуктов - намного выше. В итоге «TBS GROUP» за свою продукцию получила первый в Центральной Азии международный сертификат качества ISO22000, а дыни компании стали приобретать еще в Индии и Южной Корее.
Неизвестные особенности экономики Узбекистана
Если бы Саиджанов на этом остановился, то, возможно, никаких проблем у него в дальнейшем и не было бы. Но он хотел, чтобы все дехкане Узбекистана выращивали такую же востребованную за рубежом продукцию и чтобы высококачественными фруктами и овощами наслаждались не только иностранцы, а все население республики. Поэтому компания в рекордные сроки построила большой завод по производству «UZGUMI» и в 2012-ом году стала реализовывать свои биоудобрения по всему Узбекистану.
Рекламный проспект удобрений UZGUMI
Эффект от этой реализации превзошел все ожидания. Дешевые биоудобрения в областях хватали, как горячие лепешки. В результате «TBS GROUP» еще до конца 2012 года поставил фермерским хозяйствам удобрений «UZGUMI» на общую сумму в три миллиарда сумов.
При этом завод, построенный в Чирчике, может производить в 40 раз больше удобрений, чем было продано. Саиджанов уже представлял, какой мощный рывок благодаря «UZGUMI» сделает сельское хозяйство Узбекистана. Только при выращивании хлопка и зерновых экономический эффект от их применения может составить 500 миллионов долларов. Но, увлеченный научными изысканиями, новатор забыл о некоторых особенностях экономики своей страны, за что жестоко поплатился.
Одно из зданий, отобранных у компании «TBS GROUP»
Удобрениями, в том числе и биологическими, в Узбекистане ведает Государственная комиссия по средствам химизации и защиты растений, которую в обиходе все называют Госхимкомиссией. По словам сведущих людей, она, как и все подобные «конторки» в этой южной республике, «живет» с откатов с дорогостоящего импорта, что поступают в карман руководства.
На взгляд тех же сведущих людей, нет ничего удивительного в том, что Госхимкомиссия тут же встала на защиту своих «кровных» доходов. Были даны соответствующие распоряжения, и областные подразделения этой организации перестали переводить деньги фермеров на счет «TBS GROUP». В результате в компанию из трех миллиардов за проданные удобрения попало только первые полтора - их «химики» от неожиданности «прозевали» - а остальные полтора без всякой разумной мотивации зависли в банках.
Образовавшаяся задолженность стала причиной последующих невыплат компании перед партнерами, налоговыми органами, банком и Международным бизнес-центром в Ташкенте, где «TBS GROUP» арендовала престижный офис. А государственные организации вместо того, чтобы разобраться в ситуации, стали всячески «давить» на компанию.
В этих складских помещениях хранятся биоудобрения UZGUMI на шесть миллиардов сумов (чуть меньше двух миллионов долларов). Фото ИА «Фергана.Ру»
Например, в Кашкадарье еще с 2013-го года саботируют решение Ташкентского хозяйственного суда о выплате «TBS GROUP» 841 миллионов сумов, которые задолжало местное подразделение Госхимзащиты. А администрация Ташкентского бизнес-центра выселила офис компании из своего здания, неправомерно оставив при этом в залог мебель и оборудование, стоимость которого в пять раз превышает сумму задолженности.
«Злой гений» компании «TBS GROUP»
По словам Саиджанова, немалую роль в экономической стороне этого давления сыграл все тот же Ахмад Юсупов. В компанию учредители пригласили его в 2009-ом году из «Асака-банка», где тот возглавлял юридический департамент. Сначала Юсупов работал в «TBS GROUP» юрист-консультом и проявил себя, как очень исполнительный работник, что и послужило причиной назначения его через год директором компании.
Однако уже в 2013-ом году учредители стали подозревать Юсупова в махинациях и назначили аудиторскую проверку. Аудиторы выявили факты хищений, Юсупов был тут же уволен. Как человек, хорошо сведущий в юриспруденции - до «Асака-банка» он был сотрудником Кашкадарьинской прокуратуры, - бывший директор пошел в контратаку. Он стал писать жалобы на учредителей, закончившиеся прокурорской проверкой, которая выявила неуплату налогов в размере 119,2 млн. сумов.
Как утверждают учредители компании, эта неуплата появилась исключительно по вине бывшего директора. Однако Юсупов никакой ответственности за это не понес, зато на «TBS GROUP» были незамедлительно наложены штрафные санкции в размере 286,8 миллионов сумов.
- По моему мнению, Ахмад Юсупов под гарантии личной безопасности стоящих за ним рейдеров был привлечен к дальнейшему уничтожению компании: последующему, но теперь уже наглому расхищению ее средств и инициированию уголовного дела по якобы данным мне взяткам, - говорит Саиджанов.
Теперь вернемся к уголовному делу. Возбуждено оно было по уже упоминавшемуся заявлению Юсупова о даче взятки в 85 тысяч долларов за назначение его родственника директором Каршинского филиала «TBS GROUP». Несмотря на голословность обвинений, Саиджанова арестовали, и он даже некоторое время сидел в СИЗО, пока суд Юнусабадского района Ташкента в ноябре 2013-го года из-за отсутствия доказательств не отправил дело на доследование.
Доследованием занималась Алмазарская прокуратура, которая вообще закрыла дело «из-за отсутствия состава преступления». Но в мае 2014-го года дело под предлогом того, что Алмазарская прокуратура не осмотрела место преступления, отозвала городская прокуратура и передала в Яшнабадский (тогда еще Хамзинский) район. Здесь-то неожиданно и появилось еще одно заявление от жительницы Киргизии Дильбар Камиловой. Заявление, как вполне обоснованно предполагают учредители компании и их адвокаты, написанное самим Ахмадом Юсуповым…
Инновационное производство уничтожат?
Травля компании настолько возмутила активистов ПАУ (Правозащитного Альянса Узбекистана), что они тут же дружно встали на защиту «TBS GROUP».
«Я случайно познакомилась с супругой Санжара - Муминой в приемной Президентского Аппарата, узнала о вопиющих подробностях дела и теперь защищаю не столько самого Саиджанова, сколько в его лице все сельское хозяйство Узбекистана», - говорит председатель ПАУ Елена Урлаева.
А ее заместитель Шухрат Рустамов считает, что все происходящее с «TBS GROUP» является обычным рейдерским захватом. «Сильные мира сего, используя всю мощь административно-принудительного аппарата государства, решили присвоить успешное предприятие - это в Узбекистане уже стало обычным делом», - говорит правозащитник.
В качестве подтверждения своих слов Рустамов приводит необычные меры безопасности, которые приняты на процессе в Яшнабадском суде. Группу правозащитников судья Тургунова пустила в зал только на первое заседание, состоявшееся 7 ноября, после чего сделала суд закрытым. До процесса в качестве защитника так же не допущен и сам Рустамов, хотя у него для этого есть должным образом оформленная доверенность.
А сотрудники отдела по борьбе с терроризмом, вместо того чтобы заниматься исполнением своих непосредственных обязанностей, заполняют Яшнабадский суд во время процесса над ученым, который явно не имеет никакого отношения к терроризму. Такое уже было этим летом - во время откровенно заказного суда над ташкентским журналистом Саидом Абдурахимовым.
Впрочем, по мнению экспертов, просивших не называть их имена, речь, скорее всего, идет лишь о присвоении налаженного бизнеса, недвижимости, оборудования и продукции «TBS GROUP» - только готового к реализации биоудобрения «UZGUMI» на складах лежит на шесть миллиардов сумов. Что же касается производства этого препарата, то оно будет уничтожено, ибо мешает отлаженной схеме получения денег с аналогичного импорта. До модернизации сельского хозяйства, о котором мечтает подсудимый, чиновникам нет никакого дела.
Соб.инф.