Колонка Сергея Дуванова: О самообмане в политике
Казахстанский журналист Сергей Дуванов считает, что экономическое и политическое сближение Астаны с Москвой - «верх безрассудства, граничащий с предательством национальных интересов». «Сама идея единого экономического пространства на самом деле может быть и неплоха. Но после того как Россия присоединила украинский Крым, влезла во внутренние дела Украины и получила за это серьезные неприятности в виде международных санкций – этот проект, мягко говоря, потерял всякую привлекательность для Казахстана», - пишет Сергей Дуванов в своем блоге для «Ферганы».
«Когда система контролирует медиа, она может дойти в этом контроле до совершенно абсурдных степеней. Переходя от цензуры в своего рода нарративный контроль, она рассказывает всё новые, более страшные сказки, и всё чаще рассказывает их самой себе.
Би-би-си: - Останкино больше контролирует Кремль, чем Кремль Останкино?!
Г.П.: - Кремль контролирует телевидение административно и отчасти финансово, а Останкино контролирует Кремль суггестивно, символически. Оно компостирует мозги Кремлю. Ведь все, кто пишет Путину бумаги по состоянию дел, одновременно являются телезрителями. Посмотрите на бумаги, которые периодически сейчас попадают в сеть из взломанной почты кремлевской обслуги, и вы увидите, что круг замыкается: Путину лгут в стиле того, о чем лжет российское телевидение. Это наркотическая петля. И здесь происходит переворачивание цензуры, как айсберга - она начинает работать на вход. Она фальсифицирует информацию о реальной действительности для верхов. Советское политбюро, при всей бездарности советского КГБ получало на порядок более адекватную информацию о мире, чем сегодня администрация президента».
В этой связи зададимся вопросом, а насколько указанный феномен самообмана присущ Акорде ( «Акорда» - название резиденции президента Казахстана, ставшее метафорой верховной власти страны. - примечание редакции), и, соответственно, влияет ли это на формирование казахстанской большой политики. Рискну предположить, что аналогичная схема формирования политических установок наличествует и в Акорде. Понятно, что люди, которые формируют текущую повестку дня президента Назарбаева, погружены в информационное поле, где доминируют российские и местные СМИ. Это данность. То, что они при этом имеют еще и доступ к иной информации, вряд ли что-то меняет: здесь работает универсальный рекламный принцип – что чаще повторяется, то закрепляется в сознании и в итоге формирует общую установку. Именно поэтому окружение Назарбаева однозначно ориентировано на Москву, на антиамериканизм, на евразийство, как альтернативу Западу. Соответственно этот импульс передается Президенту, которого информационно кормят только тем, что дают в первую очередь кремлевские СМИ и во-вторую - местные, работающие в том же идеологическом ключе.
Таким образом, Назарбаев и его ближайшее окружение (а именно они определяют политический вектор развития страны) в реальности пользуются преимущественно ложной и фальсифицированной информацией, создание которой …сами и благословили. То есть, политики в Акорде дают добро на ложь и тенденциозность пропагандистской машине, которая своим усердием (или подыгрыванием российским СМИ) превращает это в абсолютную истину, опираясь на которую, в свою очередь, политики Акорды выстраивают внешнюю и внутреннюю политику страны. Это та информационная «наркотическая петля» о которой и говорит Павловский, но уже в Казахстане. В результате возникает парадоксальная ситуация: люди во власти при принятии решений исходят не из того, что есть на самом деле, а из мифотворчества, которое создается по их же заказу (или заказу их идеологических партнеров в Москве).
Вышесказанное как нельзя лучше объясняет откровенно абсурдное решение о вступлении в ЕАЭС, которое с точки зрения здравого смысла объяснить достаточно сложно. Сама идея единого экономического пространства на самом деле может быть и неплоха. Но после того как Россия присоединила украинский Крым, влезла во внутренние дела Украины и получила за это серьезные неприятности в виде международных санкций – этот проект, мягко говоря, потерял всякую привлекательность для Казахстана. Очень неосмотрительно заключать союзный договор с государством, которое подвергается экономическим санкциям со стороны ведущих держав мира. В таких случаях расчетливый и умный политик просто обязан предложить своему партнеру прежде решить свои проблемы, и уж только потом вернуться к подписанию договора. То, что сделали Казахстан и Беларусь, и готовы сделать Армения и Киргизия, это хорошо описывается расхожей фразой: «не было заботы, купила баба порося».
Но это еще не все. После того как Кремль пошел на откровенную конфронтацию с Европой и США, Евразийский экономический союз стал откровенно опасным для тех, кто туда стремится. И это даже в том случае, если до открытого военного противостояния не дойдет. Как должны относиться западные страны, почувствовавшие конкретную военную угрозу со стороны России, к ее партнерам? В лучшем случае - насторожено, дозируя все, что каким-то образом может способствовать усилению ЕАЭС. В худшем – это грозит распространением санкций на всех членов ЕАЭС.
Разве станет нормальный человек дружить с тем, кого окружающие обвиняют в непорядочности и воровстве? И даже если у него есть на этот счет сомнения, он все равно поостережется водить с ним дружбу. Формулу «скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты», никто не отменял. Так вот, в Акорде похоже, не прочувствовали всей авантюристичности их решения связать себя с Россией Путина этим союзным договором. И не нужно кивать на то, что формально это всего лишь экономический союз. На самом деле этот союз - сугубо политический, так как страны, примыкающие к нему, автоматически становятся политическими марионетками Москвы. По факту вхождения и принятия обязательств, по сути соотношения экономик, военной мощи и политического влияния, по силе пропагандистского доминирования Москвы в информационном пространстве, по наличию русскоязычных пятых колон в их странах.
При этом лично я не против экономических союзов и при возможности мог бы стать последовательным сторонником такого объединения, скажем с Норвегией, Германией, Японией или Южной Кореей. Но, не с путинской же Россией! Так можно и до союза с Северной Кореей дойти.
Проблема не в России как таковой. Нужно понимать, что Россия России рознь. Завтра, когда Россия очистится от метастазов постсоветского реваншизма и там будут восстановлены демократические нормы, вопрос о едином экономическом пространстве вполне может стать привлекательным с точки зрения экономических интересов Казахстана. Но это будет завтра. Сегодня – это однозначно стратегическая ошибка, допущенная казахстанскими властями, ставшими жертвами информационного самообмана.
Сергей Дуванов