Рашод Камалов: Просто авторитетный имам или главный террорист Кыргызстана?
Фото © «Фергана». Другие источники указаны под снимками.
На юге Кыргызстана арестован относительно молодой, но авторитетный имам Рашод Камалов, сын местного влиятельного богослова, застреленного бакиевскими спецслужбами восемь лет назад. Власти утверждают, что собрали веские доказательства того, что Камалов отправлял людей на войну в Сирию, «зомбируя» прихожан своей пропагандой. Адвокаты заявляют о невиновности подзащитного и о неправомочности действий милиции. Разобраться в ситуации нелегко, но очевидно одно: в погоне за успехами в «борьбе с экстремизмом» органы следствия и суда по-прежнему начисто забывают о правах граждан и о необходимости соблюдения всех процедур.
Вечером в среду, 11 февраля, суд рассмотрел вопрос о мере пресечения в отношении 37-летнего Рашода Камалова (в другом написании Камолова) - имама мечети «Ас-Сарахсий» в Кара-Суйском районе Ошской области Кыргызстана, задержанного двумя днями ранее по обвинению в призыве к созданию халифата и экстремистских высказываниях, касающихся войны в Сирии. Решением суда Камалов был заключен под стражу на два месяца. Об этом «Фергане» сообщила адвокат подозреваемого Назгуль Суйунбаева.
«Рашод Камалов обвиняется по статьям 299 (возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды) и 299-1 (организованная деятельность, направленная на возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды) Уголовного Кодекса Кыргызской Республики. Заседание прошло в УВД города Ош. Это неправильно. Судья пришел, вынес постановление и ушел. Они даже не придали значения тому факту, что мы имеем право выразить недоверие судье. Мы будем обжаловать решение суда в вышестоящих инстанциях», - проинформировал журналистов адвокат.
По словам заместителя начальника 10 управления МВД Киргизии Раима Салимова, с заявлением на имама мечети «Ах-Сарахсий» Камалова в милицию обратились десять жителей Кара-Суйского района. Они утверждают, что имам данной мечети занимался вербовкой их детей для участия в военных действиях в Сирии.
Заседание суда по делу Рашода Камолова прошло в одном из кабинетов Управления внутренних дел города Ош. В целях обеспечения безопасности территорию УВД загодя оцепили сотрудники правоохранительных органов и спецназа.
«Сегодня много тех, кто обратился с заявлением, что имам данной мечети отправлял их детей в Сирию. Но большая часть из них боится писать заявление, пока обратилось всего десять человек. Кроме того, выявлены соучастники, которые помогали имаму в этом деле. На Камалова есть показания именно из Кара-Суу и других мест, где он вел свои действия, что после прихода к нему в мечеть люди практически становились «зомби», - сказал Раим Салимов на пресс конференции 11 февраля.
В тот же день, когда Камалов был задержан, сотрудники 10-го управления МВД и его подразделений в Ошской области провели обыски по 22 адресам, где проживали подозреваемые в причастности к экстремистской и террористической деятельности.
«Дома у Рашода Камалова были изъяты DVD-диски, флеш-карты, некоторые журналы. Все эти вещи, изъятые листовки и литература на данный момент направлены на теологическую экспертизу. По получению теологической экспертизы будет рассматриваться вопрос очень многих людей о привлечении их к уголовной ответственности. Также сейчас выясняется, кем работает Камалов в мечети. Раньше местные жители называли его своим имамом, позже говорил, что он не имам. Во время проверки было выяснено, что в удостоверении написано, что [все-таки] он имам», - проинформировал журналистов заместитель начальника 10 ГУ МВД КР Раим Салимов. Полная видеозапись его выступления доступна на канале «Ферганы» в YouTube.
Раим Салимов
По словам Раима Салимова, во время задержания Камалова по месту его проживания был зафиксирован факт скопления агрессивно настроенных жителей в количестве свыше 500 человек. При проведении санкционированного обыска в доме задержанного они попытались воспрепятствовать сотрудникам правопорядка и органам следствия. Но провокационных действий удалось избежать.
Сразу после пресс конференции Салимова адвокаты имама Рашода Камалова тоже провели свой брифинг для журналистов. Они утверждают, что результаты теологической (религиоведческой) экспертизы найденных при обыске книг получены незаконным путем. Органы следствия нарушили элементарную процедуру - передали материалы на экспертизу организации, которая проводить такой анализ не имеет никаких оснований.
Полная видеозаписьпресс-конференции защитников Камалова доступна на канале «Ферганы» в YouTube.
Защитники Рашода Камалова
«При задержании у Камалова был изъят диск, якобы содержащий экстремистские идеи. Заключение экспертизы было получено незаконным путем и не у той организации. Экспертизу проводил Государственный комитет по делам религий, который не имеет полномочий давать такое заключение», - заявили адвокаты. Согласно действующему законодательству, подобную работу должен проводить Центр судебных экспертиз.
Центральная мечеть «Ас-Сарахсий». Фото из архива АКИpress. 11 февраля разные источники сообщали, что около 200 человек вышло на митинг в Кара-Суу в поддержку Рашада Камалова. Однако это информация не подтвердилась ни от людей в близком окружении Камалова, ни из правоохранительных органов.
Кто такой Рашод Камалов
Рашод Камалов - этнический узбек, сын известного религиозного деятеля Мухаммадрафика (Рафика-кори) Камалова. Рафик Камалов и его без вести пропавший родственник Абдували-кори Мирзаев, по мнению авторитетного французского исламоведа профессора Стефана Дюдуаньона, были (до их устранения) ведущими фигурами в так называемом «реформистском исламе» в постсоветской Центральной Азии.
Камалова-старшего с начала 2006 года подозревали в содействии террористам, вызывали на допросы, однако, впоследствии отпускали, вероятно, за отсутствием достаточных оснований для ареста. В августе 2006 года Мухаммадрафик Камалов был застрелен спецназом при пересечении военного блокпоста. Как позже заявили власти, это убийство произошло во время совместной антитеррористической спецоперации узбекских и киргизских спецслужб в Ошской области.
Мухаммадрафик Камалов. Фото Д.Кислов, 2006 г.
Однако первоначально, опасаясь массовых акций протеста, Служба национальной безопасности Кыргызстана сделала заявление о том, что, вероятно, «влиятельный религиозный деятель был взят в заложники уничтоженными террористами, которые преследовали цель воспользоваться им в качестве живого щита, а в случае гибели использовать его имя для нагнетания ситуации, провоцирования столкновения верующих мусульман с органами власти и, в конечном итоге, добиться дестабилизации обстановки в регионе».
Через несколько месяцев о богослове Камалове был снят любительский видеофильм, сразу разошедшийся массовым тиражом, а тогдашний Омбудсмен страны Турсунбай Бакир уулу заявил, что гибель имама кара-суйской мечети не была рядовым событием или простой случайностью. «Вполне вероятно, что М.Камалова застрелили, не пытаясь даже арестовать, и, наверное, не без подсказки со стороны коллег из узбекских спецслужб. Таким образом убрали человека, который давно действовал на нервы официальному Ташкенту».
Камалова-старшего ликвидировали в тяжелые для страны времена правления президента Курманбека Бакиева. Однако, кажется, что сегодня растущий авторитет Камалова-младшего среди многочисленных прихожан его мечети не дает покоя уже и новым властям страны.
Рашод Камалов. Фото «Азаттык», 2011 г.
В начале 2011 года Рашод Камалов, ставший к тому времени настоятелем кара-суйской мечети вместо своего отца, был арестован по подозрению в мошенничестве. Впрочем, суд признал его невиновным и отпустил через месяц, о чем сам Камалов рассказывал в интервью радио «Азаттык» (Киргизская служба Радио Свобода). «Суд установил, что выдвинутое против меня обвинение в мошенничестве лишено всякого основания и выпустил на свободу. Я ничего подобного не совершал. Следствие интересовалось моей работой в качестве имама в мечети», - рассказывал он.
Камалов заявил также, что основания для следствия были сфабрикованы, чтобы дискредитировать его, как имама.
Разобраться в ситуации вокруг семьи Камаловых нелегко. Здесь необходима и консультация религиоведов, и правоведов. Да и, разумеется, просто профессионализм и непредвзятость органов следствия и суда. Однако пока очевидно одно: в погоне за успехами в «борьбе с экстремизмом» органы правопорядка начисто забывают о правах граждан и о необходимости соблюдения всех процедур следствия. Все более «модная» ныне тема борьбы с «исламским государством» дает возможность властям любых стран с легкостью расправляться с неугодными, обвиняя их в столь очевидно опасном для общества религиозном экстремизме, невзирая на протесты общественности и правозащитников. Кажется, нечто подобное происходит и на юге современного, «демократически обновленного» Кыргызстана.
Шохрух Саипов, Даниил Кислов