Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекский хлопок - богатство правительства, бедствие для народа

Узбекский хлопок - богатство правительства, бедствие для народа

Фото с полей Узбекистана предоставлены автором

С детства жителей Узбекистана приучают к мысли о том, что хлопок - это национальное богатство страны, и государству нужно помочь в сборе этого ценного сырья, иначе не будет денег на зарплаты, пенсии и социальные пособия. Но реальность совсем другая.

Узбекско-германский форум по правам человека (УГФ) провел ряд исследований фактов применения принудительного труда в хлопковом секторе Узбекистана. В основном, мы концентрировались на правозащитном аспекте. Основной вывод наших исследований - хлопковый сектор базируется, во-первых, на принудительном труде фермеров, которых заставляют выращивать хлопок и продавать его по установленной государством цене, что является одной из форм принудительного труда. Во-вторых, власти принуждают к сбору хлопка и других граждан, в первую очередь - работников бюджетной сферы, студентов, хлопковым сбором облагается и частный бизнес.

Еще один основной компонент хлопкового сектора в Узбекистане - вымогательство, возведенное в ранг государственной политики. Уровень и масштабы вымогательства под предлогом хлопковой кампании огромны, система хлопкового сектора вся пронизана различными коррупционными схемами, различными нелегальными механизмами, применяемыми для личного обогащения чиновников, контролирующих хлопковую отрасль.

Согласно исследованию Фонда Открытое Общество, средства от продажи хлопка аккумулируются в специальном «Агрофонде», который находится вне бюджета страны, к нему имеет доступ только узкий круг высокопоставленных чиновников.

Отмечу, что в прошлом хлопковом сезоне произошло важное изменение - впервые за много лет дети до 18 лет не привлекались к сбору хлопка в массовом масштабе. Надеюсь, что узбекистанцы заметили это изменение. Оно стало возможным благодаря тому, что горстка журналистов и правозащитников много лет подряд писала и говорила о проблеме принудительного труда в Узбекистане. Они поднимали эту тему так много и часто, что на нее не могли не обратить внимания такие крупные структуры, как, например, Европейский Союз (ЕС) и Международная организация труда (МОТ).


Выезд на хлопок. Сентябрь 2014, Ташкентская область

По сути, наших узбекских детей защищали люди из других стран, тогда как узбекские чиновники во главе с премьером Шавкатом Мирзияевым, испытывая, видимо, необъяснимую ненависть к собственному народу, думали лишь о том, как бы потратить на сбор хлопка меньше средств, пусть даже с привлечением слабых детских рук.

Но можем ли мы сказать, что это прогресс?

Чтобы компенсировать труд детей, в 2014 году государство привлекло к сбору хлопка больше взрослых, чем когда-либо. Например, если два-три года назад мы констатировали, что от каждого предприятия, школы или больницы на хлопок одновременно выезжало примерно 15 процентов работников, то в прошлом году их число составляло 50-70 процентов – столько людей ради хлопка оставляли свои привычные рабочие места.

Узбекско-германский форум по правам человека (УГФ) - неправительственная организация в Германии, которая ставит своей целью улучшение ситуации с правами человека в Узбекистане, а также укреплении гражданского общества в этой стране. УГФ является членом Хлопковой кампании (Cotton Campaign) - глобальной коалиции организаций работников, работодателей, инвесторов и правозащитников, объединившихся с целью добиться от правительства Узбекистана отказа от принудительного труда взрослых и детей в хлопковом секторе.
Много лет мы призывали Узбекистан не привлекать к сбору хлопка детей, чтобы они продолжали учиться, получать новые знания. Но недостаточно оставлять в школах только детей, им нужны и учителя. Иначе, как это произошло в 2014 году, на протяжении хлопкового сезона дети учились лишь формально: они посещали школы, но качественной учебы не было – большинство педагогов находилось на хлопковых полях. Нельзя же назвать нормальной учебу, когда урок математики ведет учитель истории.

То, что государство рассматривает учителей как бесплатную рабочую силу на все случаи жизни, оборачивается катастрофическим снижением уровня образования. Процесс деградации нашего общества происходит медленно и незаметно, становясь реальной катастрофой. Для восстановления сферы образования нужны огромные ресурсы и человеческий потенциал, которого в нашей стране уже нет. Это значит - деградация узбекского общества может стать неотвратимой.

Другой важный вывод нашего исследования заключается в том, что одной из причин применения принудительного труда является коррупция. Система принудительного труда выгодна чиновникам разного уровня не только потому, что она позволяет собрать хлопок, потратив минимальные ресурсы. Она предоставляет возможность для вымогательства у рядовых граждан. Масштабы такого вымогательства под предлогом хлопковой кампании поражают своим размахом.

К примеру, для каждого сборщика устанавливается норма по количеству собранного за день хлопка. Если человек не справляется с выполнением нормы, он платит за недостающие килограммы, чтобы избежать публичных оскорблений и других неприятных последствий. Несмотря на то, что принуждение к труду невыгодно экономически, нерационально и нарушает нормальный ритм работы учреждений, узбекские чиновники, тем не менее, заинтересованы держать людей на полях как можно дольше. Чтобы отделаться от этой повинности, население решает проблемы доступным ему способом. В итоге к чиновникам и другим причастным к организации и проведению хлопковой кампании людям плывут огромные деньги в виде взяток за освобождение от сбора хлопка, что еще более усугубляет бедность населения Узбекистана.


Обед сборщиков хлопка. Кашкадарьинская область, октябрь 2014 года

По итогам исследований УГФ подготовил ряд ключевых рекомендаций правительству Узбекистана:

• Предоставить независимым правозащитным организациям, активистам и журналистам беспрепятственный доступ для расследования и освещения условий в секторе производства хлопка, а также Международной организации труда (МОТ) для расследования и мониторинга трудовых практик при участии Международной организации работодателей (МОР), Международной конфедерации профсоюзов (МКП), а также местного независимого гражданского общества.

• Реформировать хлопковый сектор, в том числе посредством: введения в силу национальных законов, запрещающих применение принудительного и детского труда, и преследования случаев нарушений закона; обеспечения финансовой прозрачности доходов и расходов; отмены обязательных норм на производство и сбор урожая и отмены штрафов для фермеров, не выполнивших нормы; повышения закупочных цен и их либерализации в конечном итоге, демонополизации сельскохозяйственного производства и рынков сбыта хлопка.

• Предоставить доступ в страну Специальным процедурам Совета по правам человека ООН и выдать приглашение Специальному докладчику ООН по современным формам рабства.

С полным текстом доклада УГФ «Богатство правительства, бедствие народа. Нарушения прав человека в Узбекистане во время сбора урожая хлопка в 2014 году» на английском языке можно ознакомиться, пройдя по этой ссылке, а резюме на русском языке прочитать здесь.

Умида Ниязова, руководитель правозащитной организации «Узбекско-Германский Форум»


Студенты одного из колледжей Бухары. Октябрь 2014 г.

Международное информационное агентство «Фергана»