Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Быть или не быть. Суицид в Южном Казахстане, опыт частного мониторинга

Быть или не быть. Суицид в Южном Казахстане, опыт частного мониторинга

Одно время по долгу журналистской работы доводилось раза по три в неделю просматривать полицейские сводки: в пресс-службе Департамента внутренних дел Южно-Казахстанской области их предоставляли запросто, не то, что сейчас. Помнится, потрясло количество сообщений о суицидах, в том числе детских, которые попадались в сводках не менее двух раз в неделю.

- Самой интересно, отчего их столько. Хотела, было, проанализировать, но начальство сказало: не лезь, - рассказала капитан полиции, в то время возглавлявшая пресс-службу.

Но интерес я не оставлял. Обратился к знакомому врачу, имевшему дело с самоубийцами. Вот один случай, который особенно его потряс, в окололитературном переложении.

«Я не хочу умирать! Я не хочу умирать!»- хрипел Серик сожженным ртом. У 40-летнего мужчины уже практически не было пищевода, кровь из сгоревшего от уксусной эссенции желудка разливалась по внутренностям. Агония длилась восемь страшных часов. Врачи делали все возможное и в то же время понимали, что ничего сделать нельзя. Трое детей остались без отца, который всего несколько часов назад, поссорившись с женой из-за них же, сгоряча выпил 200 миллиграмм уксусной эссенции. Перед смертью Серик (здесь и далее имена по этическим соображениям изменены) успел сообщить врачам, что жена забрала из дома все деньги, чтобы поехать в аул к детям, а он возражал против этого. Кто-то скажет, дело житейское, но для этой семьи оно обернулось самоубийством мужа и отца.

Друг-врач согласился провести мониторинг. На протяжении года он сообщал мне обо всех пациентах своего отделения, которые пытались покончить с собой: это были те, кого успевали довезти до больницы живыми. Но сразу подчеркнем, что это данные лишь одного отделения одной больницы Шымкента, куда поступают не все, кто пытался покончить собой.

Возраст и пол самоубийц

Определить количество самоубийств или их попыток на 100000 населения, как это делается в развитых странах, в Южном Казахстане невозможно. Или этим специально никто не занимается, или эти данные засекречены. Но обращает на себя внимание тот факт, что если речь идет о суицидах в сельской местности, то в сводках, как правило, мелькают несовершеннолетние, в то время как в городах чаще стремятся свести счеты с жизнью взрослые люди.

Из 74-х человек, попавших в больницу за год, врачам удалось спасти 63. Это не может не радовать. С другой стороны, по словам врачей, за последние три года количество людей, пытающихся свести счеты с жизнью, в Шымкенте выросло.

Среди них преобладают женщины: 63 человека из 74-х. Именно у женщин наблюдается увеличение количества суицидальных попыток, в то время как у мужчин этот показатель несколько снизился. Это характерно для представителей всех этносов.

Наибольшее количество суицидальных попыток падает на возраст от 18 до 30 лет (34 человека), в целом же в отделение попадали люди в возрасте от 14 до 77 лет. Несовершеннолетних среди суицидников оказалось шестеро, все девочки. После 40 лет количество людей, пытающихся свести счеты с жизнью, довольно резко идет на убыль, причем меньше всего их в возрасте от 50 до 60 лет.

Способы

Порою люди проявляют дьявольскую изобретательность, чтобы лишить себя жизни. Так, 55-летний мужчина крепко выпил, потом открыл газ и после этого повесился. Благо, родственники успели вовремя, а врачи буквально вернули его с того света.

Изредка применяются яды. Пожилой мужчина наелся семян ядовитой черемицы, а молоденькая девочка травилась хлорофосом. 22-х летний парень по неизвестной причине сделал себе инъекцию бензина, его спасли. Попытки вскрытия вен бывают крайне редко, повешения чаще. Но в безусловных лидерах - таблетки и уксус.

Из 74-х человек таблетками пытались отравиться 27, причем 16 совместили их с алкоголем. Какими только препаратами люди не травятся, автор насчитал 21 наименование, и это далеко не полный перечень.

К чести врачей надо сказать, что среди тех, кто пытался отравиться таблетками, умерших нет, до сих пор спасти удавалось всех.

С уксусом все иначе, восемь человек, которых спасти не удалось, отравились именно им. Всего же избрали уксус для самоубийства 27 человек, один совместил его с таблетками.

- Смерть от отравления уксусом страшнее всего, - объясняет врач-токсиколог. - Происходят ожоги ротовой полости, ротоглотки, пищевода, затем - слизистой оболочки желудка. Как результат, желудочное кровотечение, страшные боли. Словом, зрелище не для слабонервных. Агония может длиться до трех суток. Мы делаем промывание желудка, вводим обезболивающие, применяется раствор соды, другие средства. Особенно страшно, когда понимаешь, что все это уже не поможет…

Причины

Когда касаешься такой страшной темы, как суицид, прежде всего, встает вопрос: зачем, отчего, что толкнуло человека на шаг, страшнее которого трудно себе представить?

Полиция, которая занимается этим по долгу службы, комментариев не дает. Медики выяснением причин не занимаются, они спасают жизнь. Однако в 63-х случаях из 74 причину выяснить удалось.

12 самоубийц, из которых один был неизлечимо больным, сказали, что устали от жизни.

17 женщин пошли на роковой шаг из-за ссоры с мужем. Например, молодая женщина не выдерживает беспочвенных обвинений мужа в неверности, и в ход идет уксус. 27-летняя женщина травится таблетками после того, как муж стал упрекать ее, что она вышла замуж не девственницей. 40-летняя женщина вводит себе в вену воздух из-за измены супруга.

А вот такая житейская драма. Девушке 21 год, она месяц как вышла замуж и за это время была избита мужем четыре раза. Такого обращения с женщиной не выдержал даже друг мужа. Тогда молодой супруг объявил этого друга любовником своей жены, за что и получил от друга так, что попал в больницу. Молодая жена от безысходности пытается покончить собой.

12 молодых людей пытались отравиться из-за ссоры с родителями, причем один парень заявил, что сделал это в знак протеста против попыток родителей заставить его работать или учиться. 19-летний парень полез в петлю оттого, что родители не разрешили ему жениться. 15-летняя девочка попала в реанимацию после того, как проглотила кучу противотуберкулезных таблеток. «Задержалась в гостях у подруги, там и переночевала, а дома мама меня избила, сказала, что я гуляю»,- объяснила она медикам. Другая травится хлорофосом оттого, что мама не купила понравившееся платье. Одну девушку, повесившуюся из-за ссоры с матерью, спасти не удалось.

18-летняя девушка впервые узнает, что она в своей семье приемный ребенок. Потрясение столь велико, что она выпивает таблетки, да к тому же вскрывает вены.

Лишь шесть самоубийц сообщили о безысходно тяжелом материальном положении, что опровергает сложившийся стереотип – мол, люди сводят счеты с жизнью из-за беспросветной нужды.

Случается, что пожилых родителей на роковой шаг толкают невнимание и придирки их взрослых детей.

Есть среди причин и довольно странные. Бывает, что люди готовы расстаться с жизнью из-за того, что большинству покажется делом пустяшным или, во всяком случае, легко поправимым.

19-летняя девушка выпивает 100 психотропных таблеток, оттого что провалилась на экзаменах в институт. 14-летняя девочка выпивает таблетки, поссорившись с подругой.

Не пустой звук и послеродовая депрессия. 27-летняя мать двоих детей, младшему из которых четыре месяца, пыталась отравиться таблетками после того, как муж уехал на работу в Алматы, оставив ее в Шымкенте погостить у родственников.

28-летняя дама пьет уксус из-за ссоры с любовником на почве скудного материального содержания.

42-летний мужчина лезет в петлю после того, как дочь, ослушавшись его, уходит к жениху, чтобы начать жить с ним за неделю до свадьбы. Его ровесник хватанул уксуса после семидневного запоя оттого, что «родственники достали упреками» - этого человека спасти не удалось. Не удалось спасти и другого их ровесника, который всю жизнь жил с отцом и никогда не был женат - потеряв надежду, он выпил два флакона уксуса. 48-летний мужчина ссорится с сестрой из-за того, что она плохо относится к матери: «Забрала у нее все вещи и меня послала». Результат - уксус.

Нервы порой сдают у всех, результат может быть роковым. Не удалось спасти 49-летнего мужчину, который в свое время 15 лет отсидел за разбой и убийство, пытался «завязать», но друзья из зоны не давали ему покоя.

Зато удалось спасти молодого мужчину, больного эпилепсией, пытавшегося свести счеты с жизнью после безвременной кончины младшего брата. Он был счастлив, когда вдова брата согласилась выйти за него замуж.

Наркоман, устав от наркотиков, полоснул себя ножом по горлу, и это в 28 лет. 27-летний мужчина повесился, когда понял, что не сможет расплатиться с долгами. 29-летняя медсестра наглоталась таблеток, когда ее уличили в краже медикаментов с места работы.

В Шымкенте, в основном, живут казахи, узбеки и русские. Именно представители этих трех этносов и попадали в больницу примерно в равных пропорциях. Большинство из пытавшихся покончить собой делали это трезвыми.

Условная статистика

Как данные, полученные в результате годового мониторинга отдельной шымкентской больницы, коррелируются с данными по стране в целом? Вопрос сложный. Официальной статистики суицидов по Казахстану нет. Википедия утверждает, что Казахстан занимает четвертое место в мире по количеству суицидов.

Согласно отчету ООН, опубликованному летом 2014 года, Казахстан вышел на первые позиции по количеству суицидов на душу населения: количество суицидов с 2003 по 2009 годы на 100 тысяч человек составило 52,4 (9,4 для женщин и 43 для мужчин). В Узбекистане этот показатель составляет 9,3, в Кыргызстане - 17,7, в Таджикистане – 5,2, по Туркменистану сведений о количестве суицидов нет, сообщало радио Азаттык. В списке самых депрессивных регионов, где больше всего совершаются суициды, приводятся Южно-Казахстанская область, Актау, Северный Казахстан, а также город Караганда.

Врач-психотерапевт Центра формирования здорового образа жизни в городе Астане Назгуль Шидерханкызы рассказала, что ежегодно в Казахстане в среднем около 200 подростков кончают жизнь самоубийством.

В интервью радио «Азаттык» в сентябре 2013 года детский психолог Сергей Скляр отмечал, что «Казахстан занимает одно из первых мест по подростковому и молодежному суициду. Вместе с Россией и Литвой Казахстан входит в тройку государств, лидирующих по статистике подросткового и молодежного суицида. Места этих стран в печальном рейтинге временами меняются, но на протяжении последних лет они возглавляют список стран с высоким уровнем суицидов».

В чем же причина такого катастрофического положения вещей?

В целом, по мнению медиков, молодежь стала более нервно, чем раньше, реагировать на жизненные проблемы и стрессы, кроме того, возрос уровень непонимания между детьми и родителями, отчего страдают и те, и другие.

Мой собеседник, врач уже пенсионного возраста, имеет на этот счет свою теорию:

«Суицидов было достаточно много и во времена СССР. Но в том жестко регламентированном обществе каждый с детства как бы знал свою нишу, люди были встроены в жесткую систему и потому меньше нервничали. На крайний шаг люди шли, как правило, из-за личных обстоятельств. Несчастная любовь, к примеру…

Теперь пришла относительная свобода. Мы вынуждены ежедневно что-то для себя решать. Искать нужный поворот на многочисленных перекрестках. Все увидели массу жизненной несправедливости, а это бьет по нервной системе. Бьет по ней и неуверенность в завтрашнем дне. И пока нервы не окрепли, а чувство справедливости обострено, может произойти сбой. Инстинкт самосохранения вдруг отказывает, захлестывает отчаяние. Подобное состояние человека долго длится не может, но для рокового шага может хватить и нескольких минут. Медики, которые сталкиваются с суицидами, свидетельствуют: все, кого они спасают, очень хотят жить - и все жалеют о секундах слабости, секундах безумия, которые стали для кого-то по-настоящему роковыми. Так что совет прост: давайте беречь себя и друг друга. Давайте помнить, что жизнь у нас одна, и из любой ситуации можно найти выход», - сказал мне врач.

Алексей Гончаров, Шымкент

Международное информационное агентство «Фергана»