Кыргызстан: Советник президента хочет изменить Конституцию из-за решения КПЧ ООН по делу Азимжана Аскарова
На фото слева - Бусурманкул Табалдиев и Азимжан Аскаров
Советник президента Кыргызстана, работавший в разные годы министром юстиции, генпрокурором, секретарём Совета обороны и главой Комитета нацбезопасности Бусурманкул Табалдиев считает, что для укрепления суверенитета и нацбезопасности страны в ее основной закон придется вносить изменения.
Комментируя решение Комитета по правам человека ООН по делу пожизненно заключенного Азимжана Аскарова, Табалдиев сказал: «А представьте теперь, если подобное решение тот же комитет примет, якобы, в защиту прав человека, но в поддержку каких-либо религиозных террористов, других разжигателей межэтнической розни? То есть, какие-нибудь «правозащитники», прикрываясь решением Комитета ООН, станут требовать от Кыргызстана освободить экстремистов и террористов? Что нас ожидает в таком случае? Теракты? Кровь мирных жителей? На этом фоне требования освободить А.Аскарова покажутся цветочками».
Бусурманкул Табалдиев считает, что в Комитете по правам человека ООН сидят люди, «которые, возможно, и не знают, где находится Кыргызстан». И они, задается вопросом советник президента, «будут решать судьбу всей нашей страны?..».
Мнение исследователя Программы Европы и Центральной Азии базирующейся в Нью-Йорке международной организации «Комитет по защите журналистов» (КЗЖ) Музаффара Сулейманова:
И ещё, киргизским властям, наверное, не следует забывать, что главный закон страны также говорит о верховенстве международного права над киргизским, а правительству Кыргызстана нужно решить - либо их страна является членом международного сообщества, а следом признает и исполняет международное законодательство и вытекающие из него требования, либо она не является им. Если они не хотят играть по общепринятым правилам международного сообщества и откажутся от исполнения взятых на себя Кыргызстаном международных обязательств, то это чревато многими негативными последствиями. Если Кыргызстан будет готов изменить свои собственные законы ради неисполнения требований международных инстанций, то это в конечном итоге приведёт к отказу многих стран, корпораций, бизнесменов - особенно на законопослушном западе - вести какой-либо бизнес с этой страной, инвестировать в экономику Кыргызстана, и т.д. Как они узнают о фактах нарушений? Мы и другие международные организации об этом расскажем, а к нашему мнению прислушиваются, и г-н Атамбаев это знает. Во время его визита в Германию несколько лет назад Ангела Меркель подняла вопрос об Аскарове на их совместной пресс-конференции. И это было сделано именно после того как мы направили правительству Германии наши отчеты по делу Азимжона Аскарова.
Что даст Кыргызстану полное - т.е. не выборочное - выполнение решения Комитета ООН по правам человека? В первую очередь восстановление справедливости в деле незаконно осуждённого гражданина Кыргызстана! Во вторых, это покажет, что власти страны действительно намерены построить государство, где соблюдается и исполняется как национальное, так и международное законодательство; где власти страны говорят нет пыткам и другим нарушениям прав человека; где все те, чьи права не были восстановлены на национальном уровне, могут быть уверены в том, что на их защиту встанет международное сообщество и его мнение будет принято должным образом. Где правительство признает ошибки - как свои, так и тех, кто управлял страной до них - и на деле начнёт борьбу с коррупцией, возьмётся за реформу правоохранительной и судебной систем. Это покажет, что правительство Кыргызстана готово на деле - а не на словах - строить демократическое общество, и быть равным членом международного сообщества.- Можно ли доверять экспертам Комитета по правам человека ООН? Знают ли они, где находится Кыргызстан и какие там законы?
- Мне трудно ответить на этот вопрос. Я не знаю, кто входит в данный комитет ООН, но думаю, что это точно не люди с улицы, а всё-таки эксперты, имеющие опыт работы в таких делах. Им не обязательно знать, что произошло вчера или сегодня в Бишкеке: их задачей было рассмотреть доводы обоих сторон в жалобе Азимжона Аскарова. И, как следует из их заключения, Кыргызстан не смог их убедить в отсутствии многочисленных нарушений в деле Аскарова. И ещё, мне кажется, что их отдалённость от страны также показывает их независимость от обеих сторон процесса, т.е. они по сути выполнили роль независимого суда - того самого, в доступе к которому Азимжону Аскарову было отказано.