Узбекистан: С октября половину всех пенсий будут переводить на карточки
Видимо, с октября этого года в Узбекистане не менее 50 процентов пенсионных выплат будут принудительно переводиться на пластиковые карты. Правительственные чиновники и банкиры, поняв, что пожилые люди вряд ли добровольно пойдут на компромисс, решили взять быка за рога, начхав на собственные законы «о добровольности» процедуры по оформлению безналичного расчета и придумав новые – уже репрессивные – инструменты воздействия на стариков.
Все понимают, что, согласно закону, банк не имеет права без согласия владельца пластиковой карты перечислять на нее пенсию. Но понятно и другое: банкирам, которые нарушат этот пункт закона, ничего не грозит. Особенно, если они сделали это под давлением сверху.
По данным банковских источников, в очень близкой перспективе на свет появится документ, обязывающий отечественных пенсионеров соглашаться на безналичное обслуживание по принципу «50/50». То есть половина пенсии, хотите вы того или нет, будет переведена на электронную карточку.
Изначально предполагалось, что акция по массовому переводу граждан, получающих социальные выплаты, на «пластик» должна стартовать 1 июля, но ввиду громадного объема работы было решено сдвинуть начало на более поздний срок.
«Ждали, пока пройдет ШОС, и как только отпразднуют годовщину независимости, смело можно будет вводить «инновации» в сфере пенсионных платежей. На фоне системных задержек при выплате пенсий и зарплат правительство не придумало ничего лучше, как заставить людей в принудительном порядке соглашаться на неприемлемые для узбекистанских жителей условия. Если еще вчера, в соответствии с законодательством, банкиры чуть ли не ночевали на улице, уговаривая стариков соглашаться «на очень выгодный во всех отношениях» «пластик», то завтра, когда появится соответствующий инструмент давления, проблема, ставшая головной болью для чиновников, решится автоматически. Народ же будет продолжать мучиться: стоять в долгих очередях, чтобы обналичить хоть какую-то сумму на проезд и школьные пирожки, искать терминалы, которых не хватает, переплачивать в супермаркетах. Владельцы магазинов будут богатеть, а загнанные в угол пенсионеры обречены на еще более жалкое существование, так как цены в узбекских «Корзинках» на 20-40 процентов выше рыночных», - комментирует аховую ситуацию с отсутствием наличности в стране источник «Ферганы».
По его словам, во время проведения ШОС сверху была дана команда, чтобы на «теневом» рынке валюты курс доллара искусственно удерживался и не превышал 5.700-6.000 сумов. Так оно и было. Хотя реальный курс на сегодняшний день, по оценкам некоторых местных экономистов, уже может составлять к 8.500-9.000 сумов за доллар. В настоящий момент предприниматели с ужасом ждут, когда резкий скачок курса доллара «взорвет» и без того слабую экономику. А это, судя по всему, неизбежно…
Напомним, из-за обострения проблемы наличных денег в Узбекистане Центробанк запретил с июня минувшего года выдавать пенсии наличными деньгами. Явление, воспринимавшееся тогда как временное, стало постоянным, к тому же сопровождается унизительными для граждан моментами. Взять, к примеру, длинные очереди у банков, где пожилые люди часами простаивают в надежде заполучить хоть какие-то «живые» деньги.
Очередь на входе в Туйтепинский (Ташкентская область) филиал Национального банка Республики Узбекистан. 13 мая 2016 года, 08:45 утра по ташкентскому времени. Фото «Фергана»
Если «областников» одним махом перевели на карточное обслуживание, даже не утруждая себя сбором их «соглашательских» заявлений-подписей, то в Ташкенте дело застопорилось: более половины стариков, которые уже смогли почувствовать всю «прелесть» безналичных расчетов, наотрез отказываются переходить на пластик. Более того, уже идет обратный процесс: есть факты возвращения в банк уже оформленных «пластиков».
Вывод очевиден: чиновники продолжают искать все новые способы пополнения бюджета за счет самой незащищенной части общества. И это вместо того, чтобы создать, в первую очередь, нормальные условия для бизнеса, напрямую связанного с наполнением бюджета. Ведь не секрет, что налоговые отчисления предпринимателей очень часто, минуя государственную казну, сегодня оседают в карманах нечистых на руку налоговиков. И все из-за того, что из-за неадекватных налоговых пошлин и репрессивных гонений бизнес все глубже уходит в тень, становясь кормушкой для тех же фискальных и силовых структур.
Ташкентская жительница Лариса Кузнецова считает, что законопослушные узбекские граждане выступают не против самого «пластика», а против отсутствия нормальных условий для его обслуживания и использования при дефиците терминалов и практическом отсутствии банкоматов. И главная задача власти – начать с создания эффективной базы безналичных расчетов.
«Мы ведь не против перехода на «пластик», но сделайте так, чтобы его везде принимали к оплате. Прежде чем «загонять» население на «пластик», правительству нужно было бы сначала тщательно продумать вопрос об установке безотказно действующих банкоматов и стопроцентном обеспечении торговых точек, включая и дехканские рынки, терминалами. А то ведь получается, что незаменимое в цивилизованном мире безналичное средство расчетов у нас становится проклятием для обычных граждан. На улице ли, в магазине - только и разговоров, что нет наличных: ни купить молока для ребенка, ни проехать на транспорте, ни школьнику на обед», - объясняет Лариса.
В частности, в небольшом промышленном городке Чирчик, что под Ташкентом, имеется всего лишь пара магазинов, где есть терминал для оплаты карточкой. А соцпособия местным пенсионерам за май и июнь полностью перечислили на карточку. Вот и стоят изможденные старики в сорокаградусное пекло в утомительных очередях у банков с целью обменять небольшую часть «электронных» денег на сумы (в одни руки, если повезет, дают не более 100.000 сумов). Старики стоят под наблюдением медиков и… доблестных бойцов ОМОНа. Люди часто падают в обмороки, скандалы и возмущение сотрясают округу…
Так, по городу ходили упорные слухи, что 12 июня в одной из очередей Чирчика скончалась пожилая женщина, 1958 года рождения (нам даже называли ее имя и адрес). «Скорая» же факт смерти пенсионерки в «дикой» очереди отрицает: говорит, врачам удалось ее «откачать»…
Соб.инф.