Георгий Петров: «Работа Нурекской ГЭС – лучший аргумент в пользу безопасности Рогуна»
В Таджикистане определились с компанией-подрядчиком, которая будет строить крупнейшую в Центральной Азии Рогунскую ГЭС. Первого июля было объявлено о том, что международный тендер на строительство гидроэлектростанции выиграла итальянская компания Salini Impregilo S.p.A., которая считается одной из самых авторитетных в мире компаний по строительству гидроэнергетических объектов. Национальная управляющая компания ОАО «Рогунская ГЭС» и Salini Impregilo S.p.A. подписали соглашение на сумму $3,9 млрд, которые пойдут на проектирование, закупку оборудования и строительство плотины, тоннелей, водоводов и машинного зала. В 2018 году подрядчик обещает запустить первые два агрегата ГЭС. В общей сложности же ГЭС будет строиться 13-14 лет.
Строительство Рогунской ГЭС для Таджикистана – проект стратегической важности. Запуск станции позволит вдвое увеличить выработку электроэнергии и решить проблему зимнего дефицита электричества в республике. Излишки энергии Таджикистан планирует продавать на внешнем рынке.
Стоит упомянуть, что Рогунская ГЭС является одним из самых масштабных советских долгостроев. Строительство станции началось еще в 1976 году, но после распада Союза было заморожено. В 2004 году Таджикистан подписал соглашение о достройке Рогуна с российским «РУСАЛом». Однако стороны не сошлись в принципиальном вопросе высоты и типа плотины («РУСАЛ» предлагал возвести бетонную плотину высотой 285 метров, а Таджикистан – каменно-набросную высотой 335 метров), и в 2007 году соглашение было расторгнуто. Тогда же Таджикистан объявил о продолжении строительства ГЭС собственными силами.
По завершении строительства 6-агрегатная Рогунская ГЭС будет иметь самую высокую в мире плотину, которая образует водохранилище объемом 13,3 кубических километров. Проектная мощность Рогуна – 3600 мегаватт электроэнергии. Среднегодовая выработка составит 13,1 млрд киловатт-часов.
Однако против планов Душанбе активно выступает соседний Узбекистан, который настаивает на небезопасности рогунской плотины. Чтобы развеять опасения оппонентов, Всемирным банком (ВБ) с привлечением экспертов из Франции, Италии, Германии, Швейцарии и других стран была проведена техническая и экологическая экспертиза ГЭС. По результатам экспертизы строительство Рогунской ГЭС было признано безопасным и экономически выгодным. В заключении к технико-экономическому обоснованию, подготовленному европейскими компаниями Coyne & Bellier, Electroconsult и Energy & Water Economics, отмечается, что ГЭС гарантированно может служить Таджикистану 115 лет.
По сути, определение подрядчика еще не является гарантией того, что Рогунская ГЭС будет построена. Ведь и с «РУСАЛом» в свое время было подписано соглашение о строительстве этого крупного гидроэнергетического объекта. Но ситуация сегодня в корне отличается от ситуации середины 2000-х годов. К настоящему времени Таджикистан в определенной мере нарастил свои финансовые возможности. Проведены две экспертизы по безопасности, вынесен положительный вердикт Всемирного банка. Причем, что немаловажно, итальянская Salini Impregilo S.p.A. не оспаривает условия строительства, в том числе тип и высоту плотины. Кроме того, она более независима от политического влияния со стороны тех или иных государств.
Прокомментировать ситуацию вокруг Рогунской ГЭС и перспектив ее строительства «Фергана» попросила специалиста в сфере гидроэнергетики, долгие годы проработавшего на руководящих должностях в энергетических ведомствах Таджикистана, Георгия Петрова:
- Итальянская компания-подрядчик уже заявила, что сдаст два агрегата Рогунской ГЭС в августе и октябре 2018 года. Насколько выполнимы эти планы?
- На этот вопрос трудно ответить однозначно. С одной стороны, западные технологии, которые будет использовать итальянская фирма, безусловно, это позволяют. Также можно вспомнить, что при позднем СССР, перед остановкой строительства, были планы ввести два агрегата как раз за два года. С учетом того, что в последние несколько лет на Рогуне выполнены большие объемы работ, я считаю, что планы по сдаче первых агрегатов вполне выполнимы, если не будет каких-либо серьезных помех, к примеру, в вопросе доставки в республику комплектующих для станции.
- По какому проекту будет строиться Рогун – по тому старому – ташкентского «Гидропроекта», 40-летней давности? Или разработан новый проект?
- Старый проект переработан и осовременен сегодняшним московским институтом «Гидропроект». Проект прошел экспертизу Всемирного банка. Замечания, сделанные Всемирным банком, могут быть устранены в процессе рабочего проектирования, который в обязательном порядке сопровождает строительство.
- Соглашение с итальянской компанией заключено на сумму $3,9 млрд. Это та сумма, в которую Таджикистану обойдется строительство Рогуна? Где Таджикистан найдет эти деньги?
Общая стоимость строительства, насколько я знаю, еще не определена – нет сметно-финансовых расчетов (СФР), которые должны быть утверждены правительством. Это не может быть причиной остановки строительства, но так как СФР не составлен, можно только давать оценки. Я думаю, что сегодня удельная стоимость такой ГЭС, как Рогун, не менее $2000 за киловатт установленной мощности, то есть общая стоимость станции будет не меньше $7-7,5 млрд. Но что-то уже сделано. Хотя я думаю, что те огромные средства, которые были выделены на Рогун с 2007 года, когда было образовано ОАО «Рогунская ГЭС», а на достройку объекта было направлено свыше 6 млрд 435 млн сомони за счет всех источников финансирования, при отсутствии СФР едва ли были эффективно потрачены. Что касается привлечения инвесторов, то, наверное, сейчас самый удобный момент для этого, так как Запад поддерживает строительство CASA-1000 и понимает, что без Рогуна CASA не может функционировать. Так что можно надеяться, что Таджикистану будут выделены какие-то кредиты и на Рогун.
- По данным 2015 года, уставный капитал ОАО «Рогунская ГЭС» составляет 14 млрд сомони – немногим менее $2 млрд по сегодняшнему курсу. Часть этих средств, насколько я понимаю, составляют деньги, вырученные от продажи акций Рогуна. То есть половина средств на строительство у Таджикистана уже есть?
- Уставный капитал любого проекта – это не живые деньги, которые лежат в банке и ждут своего часа, а активы – иногда вообще не материальные. Собранные по акциям народные деньги – 850 млн сомони (около $106 млн. – Прим. «Ферганы») – это мизер, и часть из них уже потрачена на Рогуне, а лежащая на депозитах сумма не стоит разговора. Проект акционирования Рогуна с привлечением средств населения нужно признать неудавшимся. Рогун сегодня находится на особом режиме безопасности – он закрыт, и отчеты о выполненных работах и освоенных средствах не обнародуются.
- А в настоящее время какие-то работы на Рогуне ведутся?
- На Рогуне, особенно после 2007 года, все время ведутся ремонтные и подготовительные работы. И то, что есть намерение перекрыть русло осенью 2016 года, говорит о полном ходе этих работ и о том, что они идут успешно.
- Что даст запуск двух первых агрегатов Рогуна в 2018 году?
- На первый взгляд можно было бы сказать, что 2 агрегата – это одна треть мощности, но это не так. Все дело в плотине, которая создает напор, а первая очередь плотины будет чуть больше 100 метров, то есть также в три раза меньше, чем полная ее высота – 335 метров. Поэтому энергии будет очень немного, не более 10 процентов от полной проектной. Но самое главное, что после этого этапа уже будет полная уверенность и все возможности как к дальнейшему наращиванию высоты плотины, так и к наращиванию мощности. То есть, если первые 2 агрегата заработают, то можно считать, что основные трудности позади, и Рогун выйдет на широкую дорогу.
- За сколько лет гидроэлектростанция сможет себя окупить?
- Нурекская ГЭС (самая большая ГЭС в Таджикистане на сегодняшний день. – Прим. «Ферганы») окупила себя уже в процессе самого строительства. Рассчитать окупаемость Рогуна в сегодняшних условиях, когда тарифы на электроэнергию в Таджикистане социальные, а не рыночные, довольно сложно. Но можно посмотреть крайние варианты. Допустим, вся электроэнергия Рогуна будет продаваться по цене 9 центов. В этом случае годовой доход будет почти $1,3 млрд, то есть ГЭС окупится за 3 года. С учетом собственных затрат будет немного больше. В другом крайнем случае, если вся электроэнергия будет использоваться в самой стране по тарифу 2 цента, то Рогун может не окупиться вообще. Но и в этом случае он будет очень важен для страны, так как будет способствовать ее экономическому развитию, то есть прибыль будет зарабатываться не на самой станции, но в других отраслях экономики. Например, сегодня Нурек не приносит прибыли, он зачастую даже финансово убыточен. Но от этого Нурек не стал неэффективным для страны в целом. В среднем, между этими двумя вариантами возможно все, но думаю 10 лет как срок окупаемости – это довольно хороший показатель, и к нему нужно стремиться.
- Допустим, через 14 лет Таджикистан построит Рогунскую ГЭС, покроет собственный энергодефицит. Куда он сможет направить излишки электроэнергии?
- Я думаю, что вопросы рынка будут решены даже быстрее, чем Рогун будет построен. Во-первых, уже начат проект CASA-1000, цель которого как раз продажа электроэнергии. Кроме того, сейчас опять все поняли, что общий рынок стран Центральной Азии – это был хороший вариант, и к нему опять все поворачиваются. И, наконец, самое главное, Рогун, конечно, грандиозный проект, но сейчас по сравнения с тем временем, когда он начинался, население выросло более чем в два раза, и, соответственно, увеличились внутренние потребности в электроэнергии. И страна может и просто обязана, в первую очередь, использовать электроэнергию для собственного развития. Тем более, расчеты показывают, что если мы продадим электроэнергию на один доллар, то это увеличит ВВП также на один доллар, а если мы эффективно используем эту электроэнергию в собственной экономике, то прирост ВВП будет уже $10.
- После запуска проекта CASA-1000 афганские чиновники заявили, что не будут покупать электричество у Таджикистана по новым электросетям, а намерены развивать собственную энергетику. Не случится ли так, что соседи откажутся от рогунской электроэнергии?
- Афганистан, то собирается покупать электроэнергию Рогуна, то нет – это вопрос конъюнктуры. Сегодня он покупает ее большей частью в Узбекистане, меньше – в Таджикистане и Туркмении. Но Афганистан – не основной покупатель. Есть еще Пакистан. И у Таджикистана есть важный козырь – электроэнергия Рогуна всегда будет дешевле энергии тепловых станций, так что рынок всегда найдется. Это не учитывая того, что, как я уже сказал, на мой взгляд, приоритетом должно быть использование энергии Рогуна в собственной экономике. А когда построим Даштиджумскую ГЭС и другие станции, можно будет и продавать.
- Известно, что Узбекистан категорически противится строительству Рогуна. Не повлечет ли возобновление строительных работ на ГЭС политические последствия в виде нового витка обострения отношений с соседом?
- У Таджикистана и Узбекистана все последние годы достаточно сложные отношения. Главное, чтобы Узбекистан не блокировал транспортную инфраструктуру. Для этого нам нужно привлекать Узбекистан к сотрудничеству по Рогуну. И сейчас, насколько мне известно, таджикская сторона предлагает Узбекистану такое сотрудничество. Когда узбекские власти увидят, что, несмотря на все их противодействие, строительство продвигается, я уверен, они изменят свою позицию (как это сделал Запад в отношении санкций против России).
- Но узбекская сторона утверждает, что Рогун небезопасен в случае землетрясения…
- Самым лучшим аргументом в этом отношении является успешная и безопасная многолетняя работа Нурекской ГЭС. С любыми другими аргументами, и тем более с расчетами можно спорить, с этим – нет. Объем воды в Рогуне – 13 кубокилометров, в Нуреке – 10 кубокилометров. С точки зрения безопасности, это одно и то же. И находятся они в одном и том же сейсмическом районе. А то, что Рогун выше Нурека, это только повышает безопасность первого, поскольку Нурек как бы подстраховывает Рогун.
Беседовала Нигора Бухари-заде