Как Путин и Каримов цветы Пушкину возлагали, а все вокруг за занавесками прятались
Все знают, что в Узбекистане к вопросам безопасности при проведении международных встреч относятся не просто серьезно, а, можно сказать, маниакально серьезно. Прошедший в июне в Ташкенте саммит ШОС еще раз ярко продемонстрировал, насколько беспрецедентными могут быть меры. Однако за кадром того события остались моменты, которые не вписываются ни в какие рамки протокольных формальностей подобного уровня мероприятий, проводимых в других странах.
Вот лишь пара анекдотичных эпизодов.
Два июньских дня, пока шел саммит, жители центральных районов столицы (не говоря уже об иногородних гражданах) не имели права появляться не только на улице – им запрещено было выходить на работу. Не работали, в том числе, и некоторые детские дошкольные учреждения, торговые точки и места для развлечений.
Жильцам некоторых домов, в частности, пятиэтажного 85-квартирного дома №40«А» по улице Бабура (Яккасарайский район), расположенного в непосредственной близости от парка Пушкина, где с недавних пор стоит памятник известному русскому поэту, и вовсе пришлось пережить самый настоящий шок. Особенно им запомнились события, которые предшествовали возложению цветов президентами Каримовым и Путиным.
Рассказывает житель этого дома: «Ночь с 23 на 24 июня, накануне возложения цветов к памятнику Пушкину, мы практически провели без сна – на дороге у дома и на площади возле (бывшего) Дворца текстильщиков грохотала строительная техника, стучали отбойные молотки, работала сварка, какие дорожные работы проводили. Начальство орало до хрипоты, погоняя где-то полсотни рабочих. А уже с раннего утра началась беготня по двору, то и дело участковые инспекторы, представители махаллинского комитета и ЖЭКа обходили квартиры, требовали закрыть окна, и чтобы никто никуда «не высовывался». В каждую квартиру решено было «расквартировать» по два-три милиционера. Вынужденных «квартирантов» приютили все, кроме двух «строптивых» хозяек, и милиционеры сидели у них перед входными дверями, в подъезде, периодически заглядывая в квартиры. Если милиционеру нужно было подойти к окну – то он к окну почти подползал. И все повторяли – это ради вашего же блага, чтобы ребенок, например, случайно занавеску не отодвинул и в окно не выглянул. Мол, любое «шевеление» в окне засекут снайперы, которые сидят на крышах, и это будет расценено как попытка нанести вред «особо значимым персонам государственного масштаба», и выстрел на поражение обеспечен. Одну из закрытых квартир в первом подъезде хотели уже вскрыть: внимание снайперов привлекло подозрительное «подергивание» оконной шторы. Вскоре перепуганного насмерть хозяина под аккомпанемент сочных ругательств «приволокли» с базара – оказывается, мужчина забыл выключить вентилятор… Только в нашем доме во время этого исторического «возложения» находилось более ста сотрудников правоохраны и снб-шников (сотрудников Службы национальной безопасности)».
Тот самый дом №40«А» по улице Бабура. Фото «Фергана»
Такое же безумие творилось, как оказалось позже, и в двух других жилых домах, стоящих напротив.
«Подготовка к приезду Путина к памятнику поэта велась до последнего момента - красились близлежащие здания, высаживались цветы», - скромно заметило по данному поводу одно из российских изданий, ошибочно назвав район, куда в минувшем году был перенесен памятник Пушкину, Мирабадским.
По словам тех, кто непосредственно принимал участие в ускоренном обновлении и подготовке территории парка Пушкина к возложению цветов, на улицах, объявленных зоной особого контроля, уже к утру 24 июня не было даже кошек, не то что людей или машин. Жизнь замерла по всему контролируемому периметру.
К утру площадь Пушкина невозможно было узнать: за ночь у подножия памятника появились новые цветочные газоны и кашпо, «выросли» объемные фонари; на автодорогах - свежеуложенный асфальт; вычищены до блеска загаженные арыки и заварены все коммуникационные колодцы; видимые части домов за ночь побелены, а балконы облицованы алюкобондом; с крыш домов убраны торчащие провода и спутниковые антенны, а рекламные баннеры заменены на узбекско-российские флаги…
Никто из простых смертных не видел, когда высокие гости прибыли к памятнику – милиция следила строго и никого к окнам не подпускала. И только часам к четырем дня жильцам и их «караульным» был дан отбой.
«Потом милиционеры нам рассказали, что президенты Путин и Каримов пробыли у памятника не более пятнадцати-двадцати минут – положили свои букеты потрясающих роз на постамент - и все. В составе делегации, кроме них, а также толпы телохранителей из Службы безопасности президента и помощников-референтов, десятка аккредитованных зарубежных журналистов и фоторепортеров, никого из «посторонних» не было. Премьер Мирзияев и еще несколько высокопоставленных чиновников стояли чуть в стороне. В общем, ради каких-то пятнадцати минут возложения цветов жизнь простых горожан вышибли из привычной колеи. А страху и «шороху» нагнали - на целый век хватит!» - возмущаются очевидцы.
Возложение цветов. Фото Sputnik Узбекистан
Почему все делали в последний момент, ночью? Оказывается, вечером 23 июня Ислам Каримов дружески, не предвидя плохого, спросил Владимира Путина, что бы он хотел посмотреть в Ташкенте. Путин подумал – и сказал: цветы Пушкину возложить.
Что было дальше, уже известно.
Как тут не вспомнить прогремевшую на весь интернет песню Андрея Макаревича «К нам в Холуево приезжает Путин…»… Но нет худа без добра. Придумай Путин что другое, - и не появилось бы возле парка Пушкина в одночасье отремонтированных дорог и вычищенных арыков.
По словам милиционеров, стоявших в карауле возле дома по улице Бабура, на первый взгляд параноидальное поведение власти вполне объяснимо: случись что с кем-нибудь из высокопоставленных персон в Узбекистане, весь мир бы поднял на смех его руководство и обвинил в неумении обеспечить элементарную безопасность для именитых гостей. И не видать больше Ташкенту никаких саммитов мирового уровня. Так, во всяком случае, милиционеры считают.
На страже безопасности первых лиц государства во всем мире стоят десятки, а то и сотни выдрессированных бойцов специального назначения. В Ташкенте, если не так одет, с недавних пор даже в паспортный стол не попадешь, не говоря уже о более серьезных кабинетах. Здесь только о самых беззащитных никто не вспоминает: в детских садах нередко даже сторожа нет. Причина банальна – на охрану таких заведений денег нет…
Соб.инф.
Международное информационное агентство «Фергана»