Родственники Акбаржона Джалилова: Он совсем не был похож на террориста и религиозного экстремиста
На четвертый день после трагедии в метро Санкт-Петербурга в городе Ош все еще в шоке от новости о том, что предполагаемый исполнитель кровавого теракта является уроженцем «южной столицы» Кыргызстана. Судя по рассказам родственников и соседей Акбаржона Джалилова (в другом написании — Акбаржан Жалилов), его жизнь и деятельность до преступления никак не укладывается в стереотипный портрет «религиозного экстремиста из Ферганской долины», который привычно рисуют многие зарубежные СМИ. Скорее всего, это юноша, не нашедший себе места в жизни, живущий вдали от родного дома и попавший в дурную компанию.
Мы надеемся, что следствие, которое идет в Санкт-Петербурге полным ходом, откроет все тайны этого страшного преступления. А пока корреспондент «Ферганы» отправился к дому родителей Акбаржона Джалилова, который находится в Оше, в микрорайоне «Амир-Темур», на участке Беш-Кепе.
Перед запертыми воротами дома Джалиловых цветут фруктовые деревья
Когда мы приехали, ворота родительского дома Акбаржона оказались закрытыми на замок. Уже 4-го апреля родители и ближайшие родственники подозреваемого в совершении Акбаржона Джалилова были вызваны на допрос в управление Госкомитета нацбезопасности Кыргызстана по Ошской области. Повестки родственникам погибшего были направлены по запросу Следственного комитета России. А после допроса, в ночь на 5 апреля, родители Акбаржона вылетели в Санкт-Петербург, где давали показание следователям и опознавали тело своего сына.
Соседи о семье Джалилова отзываются хорошо - порядочные, отзывчивые, ничего плохого не делали. Религиозными фанатиками не были. Акбаржона здесь видели очень редко, он жил в Санкт-Петербурге и почти не приезжал в отчий дом. Но воспоминания о мальчике и подростке у них остались добрые.
Соседка семьи Сапурахон Исмаилова говорит, что они переехали сюда 5-6 лет назад.
Сапурахон Исмаилова
«Я знаю Акбаржана с детства. Он ни с кем никогда не ругался, был спокойным мальчиком. Мы тоже в шоке, не понимаем, как это могло случиться», - сказала Сапурахон.
Глава квартального коммитета «Амир-Темур» Анваржон Дадабаев тоже утверждает, что семья Жалиловых не была слишком религиозной.
«В этом доме с младшим сыном живет мать Акбаржона. Еще есть дочь, которую выдали замуж. Ее старший сын всегда был спокойный. Это обычная семья. Муж и старший сын находятся в России — у них российское гражданство. В махалле со всеми были в хороших отношениях. Когда им надо было оформить какие-то документы, тогда они ко мне приходили, а так я с ними обычно не встречался. Примерно 5-6 месяцев назад их видел последний раз. Это обычные мусульмане — не какие-то радикалы».
По некоторым данным, буквально за день до теракта младший брат Акбаржона, проживавший в Оше, куда-то пропал.
Акбаржон Джалилов имел неполное среднее образование. С первого до 8 класса он учился в средней школе имени Токтогула Сатылганова в микрорайоне «Туран» города Ош.
Школа, в которой учился Акбаржон
«Акбаржон учился средне. По основным предметам имел тройку. В учебе он был пассивным, поэтому я часто вызвала маму, чтобы ему помогали. Но он был порядочным. Не помню случаев, когда бы он ссорился с учениками или учителями. Любил рисовать», - вспоминает учительница начальных классов Одинахон Азимова.
Школа, в которой учился Акбаржон
«Любимым предметом Акбаржона была информатика. По физкультуре и труду получал хорошие оценки, а по остальным предметам тройки. Когда мы спрашивали, почему он не учится усердно, он только молчал, опустив глаза. Принимал активное участие в субботниках, никогда не отказывался от поручений», - говорит учитель узбекского языка и литературы, преподаватель старших классов Фатима Кадырохунова.
Фатима Кадырохунова
В Оше, расположенном на юго-восточной окраине Ферганской долины административном центре Ошской области Кыргызстана, проживает более полумиллиона человек. Значительное количество местных - этнические узбеки, что живут здесь столетиями и являются гражданами Киргизии. В июне 2010 года между киргизской и узбекской общинами юга Кыргызстана вспыхнул кровавый конфликт, унесший жизни более 400 человек...
А вот дом, в котором семья Акбаржона жила раньше. Он находится примерно в двух километрах от школы. Сейчас здесь живут дяди-близнецы Джалилова. Их тоже вызывали в Ошское отделение ГКНБ для дачи показания по делу о теракта в Санкт-Петербурге.
Дом, в котором прошло детство Джалилова
«Мы очень удивлены. Он был разумный, веселый парень, - рассказывают родственники Джалилова. - Мы слышали, что он получил российский паспорт, отслужил в российской армии. В последний раз мы видели его три года назад. Одевался он современно, рваные джинсы. Мы никогда не могли предполагать, что из него получится террорист».
Тетя Ёркиной
Тётя Акбаржона до сих пор не оправилась от шока. «Он читал намаз, как и все. Ну и что с того, что читал? Мы все мусульмане. Но он не был «радикалом». Он занимался спортом, работал днями и ночами».
Родители и родственники Акбаржона живут в традиционных узбекских домах. Живут небогато, но и не бедствуют. Это большие семьи, у всех много родственников. В последние годы многие семьи живут разобщенно - в связи с большим оттоком преимущественно мужской части населения на заработки за рубеж.
Родственницы Джалилова
Следователи рассматривают и версию о том, что Акбаржон Джалилов не собирался становиться террористом-смертником, а был использован в качестве «живой бомбы». «Множество фактов свидетельствует о том, что предполагаемый террорист-смертник, скорее всего, не собирался подрываться, а должен был заложить бомбы в двух местах в метро и скрыться. Но сообщники решили по-своему и использовали его, что называется, "в темную"», - сказал «Интерфаксу» один из участников следствия.
Шохрух Саипов (Ош)