Сделка на миллионы. В Бишкеке подлежащий конфискации объект продан в частные руки
В центре Бишкека на бульваре Эркиндик (бывший бульвар Дзержинского) компания-нефтетрейдер «Кыргыз Мунай» строит элитный жилой комплекс. В советское время на этом месте стояла гостиница «Ала-Тоо» общей площадью 5,5 тысячи квадратных метров и с прилегающей территорией почти в один гектар. Построенная в начале 1960-х годов, она являла собой единственный отель класса люкс и была широко известна среди иностранных туристов.
После развала СССР деятельность гостиницы была приостановлена, власти независимого Кыргызстана, включив здание в список памятников исторического значения, выделили на его реконструкцию $13 млн. Но до ремонта дело так и не дошло, а здание буквально распотрошили.
В мае 2014 года Бишкекглавархитектура лишила его статуса памятника истории и культуры. Депутаты парламента поначалу возмутились и потребовали от генпрокуратуры проверить дело на наличие коррупционных схем. Но пару месяцев спустя об этом все забыли, а здание снесли.
Между тем в деле обнаружились интересные моменты. Корреспондент «Ферганы» выяснила, что некоторое время гостиницей владели приближённые Максима Бакиева - сына свергнутого и бежавшего президента Кыргызстана Курманбека Бакиева. Оба, напомним, заочно осуждены на родине по обвинению в целом ряде тяжких преступлений.
Согласно справке из Госрегистра Кыргызстана, до мая 2009 года гостиница находилась на балансе мэрии Бишкека, после чего была продана частной фирме «Гольфстрим Строй» за 4,2 миллиона сомов ($97,6 тысячи по примерному курсу доллара на тот период – 43 сома).
Гостиница «Ала тоо» в Бишкеке
На вопрос, почему гостиница была продана именно за эту цену, заместитель начальника управления муниципальной собственностью мэрии Бишкека Бакыт Анарбеков объяснил, что рыночную стоимость определяли независимые эксперты: «До 2013 года муниципальная земля могла продаваться действующим пользователем по договору о купле-продаже в частную собственность. Договор заключался по решению комиссии, выходило соответствующее постановление мэрии. Стоимость земельного участка устанавливали независимые оценщики». Каким образом происходила оценка недвижимости и какими нормативами руководствовалась мэрия при её продаже, Анарбеков рассказать не смог.
Возникает вопрос - кто стоял за фирмой, которая выкупила объект? Выяснилось, что фирма «Гольфстрим строй», зарегистрированная в 2007 году, принадлежит компании «Билдинг Констракшн Групп». Учредителями последней является ЗАО «Первая строительная компания» Ульяны Пак и Дениса Гладышева, которые в мае 2016 года были приговорены к 15 годам лишения свободы за участие в финансовых махинациях. На том же заседании суда Максим Бакиев был осуждён на 30 лет заключения.
Гостиница «Ала тоо» продана частной фирме «Гольфстрим Строй» за 4,2 миллиона сомов
Первые две компании практически не активные. Согласно порталу «Открытый бюджет» Министерства финансов Кыргызстана, если за последние четыре года «Гольфстрим Строй» платил налоги всего три раза, то «Билдинг Констракшн» не платил их вообще. Офисы «Первой строительной компании» и «Билдинг Констракшн» находятся по адресу: город Бишкек, улица Скрябина 45-45а. Как стало известно СМИ, ранее объект, находящийся по этой улице, принадлежал Максиму Бакиеву.
Бывший член Временного правительства Кыргызстана Азимбек Бекназаров заявил, что не знал о продаже мэрией Бишкека исторического объекта: «Я думал, что гостиница «Ала-Тоо» до сих находится в собственности муниципалитета. Мне казалось, это муниципалитет строит новое здание на месте гостиницы, я не предполагал, что объект давно был перепродан».
Гостиница «Ала тоо» продана частной фирме «Гольфстрим Строй» за 4,2 миллиона сомов
Однако Гладышев и Пак недолго владели этим имуществом. В июне 2010 года, то есть после апрельской революции в Киргизии, гостиничный комплекс попал в собственность некоего Кушбака Жайчиева, выкупившего его за 5 млн сомов (примерно $108,7 тысячи по курсу 46 сомов за доллар). Сейчас Жайчиев работает главным инженером в государственном агентстве архитектуры и строительства (Госстрой) при правительстве Кыргызстана.
Поначалу Жайчиев отказался давать интервью и отрицал факт приобретения комплекса. Но потом сообщил, что приобрёл его на аукционе: гостиничный комплекс выставлялся пять-шесть раз, однако никто не хотел его покупать. Но «продано это всё уже давным-давно». «Там прокуратура проверяла. Налоговая проверяла. Там всё нормально. Это всё проверено и перепроверено», - заверяет Жайчиев, говоря о законности сделки. Он добавил, что живёт с женой в однокомнатной квартире: «Я не такой уж богатый человек, я еле-еле до пенсии дорабатываю».
На вопрос, знал ли он, что «Гольфстрим Строй» принадлежал лицам, аффилированным с Максимом Бакиевым, Жайчиев ответил отрицательно. У кого приобрёл недвижимость, не помнит: «Там были какие-то, какое-то частное лицо. У кого он приобретал - я не знаю. Фамилию я забыл сейчас. Никакой фирмы, принадлежащей кому-либо из руководителей страны, я знать не знаю. И не хочу знать».
Исполнявший обязанности генпрокурора в 2010 году Байтемир Ибраев не смог вспомнить, была ли гостиница в списке имущества, принадлежащего Ульяне Пак и Денису Гладышеву, которое подлежало конфискации. По его словам, после апрельской революции Ульяна Пак начала переписывать свое имущество на других людей и выдавала доверенности на продажу, а генпрокуратура работала на опережение.
«Чтобы определить, где находились объекты, надо было проводить ревизию. У них всегда были такие сложные схемы почти по всем объектам. Нынешняя власть должна изучить это дело. Возможно, эта была фиктивная сделка, надо проводить расследование», - считает Ибраев.
По мнению Азимбека Бекназарова, правоохранительные органы могли упустить из вида многие объекты, так как после июньских событий на юге Кыргызстана им пришлось разбирать свыше пяти тысяч уголовных дел: «Генеральный прокурор занимался делами после того, как к нему обращались граждане с заявлениями. Первые шесть месяцев после апрельской революции все следователи ушли на юг – в связи с июньскими событиями. Поэтому даже плановые надзорные работы были приостановлены».
Бекназаров считает, что в отношении сотрудника Госстроя, купившего гостиницу за пять миллионов сомов, нужно возбудить уголовное дело: «Я предполагаю, что за этим стоят большие люди, депутаты. Если не депутаты, то давно уже они сами подняли бы этот вопрос. Потому что этот объект не простой. Не простая и сумма. Сейчас создана комиссия во главе с депутатом парламента Канатом Исаевым, эти вопросы он должен сейчас поднимать».
Бекназаров имеет в виду депутатскую комиссию по расследованию имущества представителей окружения Курманбека Бакиева. По мнению главы этой комиссии Каната Исаева, гостиница была продана по нереально низкой цене и, скорее всего, сделка была фиктивной: «Учредителем компании, что купила недвижимость, является ЗАО «Первая Строительная Компания», которая принадлежит Ульяне Пак. Она приговорена к 15 годам с конфискацией имущества. Это означает, что на сто процентов эта недвижимость подлежала конфискации. Но, к сожалению, из-за халатности, сговора или иной причине не была конфискована. Вопрос, который вы подняли, мы обязательно изучим».
Между тем, в декабре 2012 года, согласно документам из Госрегистра, Кушбак Джайчиев перепродал здание гостиницы компании «Кыргыз Мунай». Суммой сделки указаны 100 миллионов сомов (более $2,109 млн по курсу 47,4 сома за доллар). И сегодня на месте известной гостиницы киргизский нефтетрейдер строит новый жилой комплекс.
Такова история одного уничтоженного памятника истории и культуры Бишкека. В следующих расследовательских материалах будем говорить о других, более сложных тайных схемах.
Гостиница «Ала тоо» снесена, идёт новое строительство
Эльнура Алканова - киргизский журналист-расследователь. Бывший репортёр киргизской редакции Радио Свобода и новостного портала Kloop.kg. Победитель программы для журналистов-расследователей имени Хадижы Исмаиловой (Khadija Ismailova Investigative Fellowship), выпускник программы Государственного Департамента США Edward R.Murrow IVLP 2016. Освещала президентские выборы в США осенью 2016 года. Работы публиковались на сайте Центра по исследовании коррупции и организованной преступности (Organizad Crime and Corruption Reporting Project)