Права человека в Узбекистане: Комиссар, не забудьте об андижанском расстреле 13 мая 2005 года
С 10 по 12 мая в Узбекистан после многолетнего перерыва наносит свой визит Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека Зейд Раад аль Хусейн. Мы предложили нескольким известным правозащитникам и экспертам по региону прокомментировать данное важное событие и предложить темы, которые высокий чиновник ООН должен поднять в беседе с руководителями центральноазиатской страны. По их общему мнению, главное, чтобы визит не оказался формальным, а положил начало процессу фактического продвижения прав человека в Узбекистане.
Стив Свердлоу, Хьюман Райтс Вотч:
- Визит Верховного комиссара Зейда Раада аль Хусейна в Ташкент - это важнейшая возможность потребовать проведения давно назревших и крайне необходимых реформы в области прав человека в Узбекистане. Впервые более чем за 12 лет правительство Узбекистана примет такого высокопоставленного представителя ООН по правам человека. Хьюман Райтс Вотч надеется, что аль Хусейн ясно даст понять, что президент Шавкат Мирзиёев должен решительно порвать с ужасным наследием Ислама Каримова в области нарушений прав человека, если хочет, чтобы его правительство рассматривалось как конструктивный международный партнер. Как публично, так и в частном порядке он должен призвать президента Миризиёева немедленно и безоговорочно освободить тысячи политических заключенных, томящихся в тюрьмах Узбекистана; открыть Узбекистан для посещения четырнадцатью экспертами ООН по правам человека, запросившими доступ и ожидающих разрешения с 2002 года.
Он должен призвать президента Мирзиёева разрешить СМИ, таким как «Фергана», «Радио Свобода», «Голос Америки», а также международным правозащитным организациям, таким как Хьюман Райтс Уотч, Фридом Хаус и другие, работать в Узбекистане, выдавая визы и аккредитацию их иностранным сотрудникам. Верховный комиссар аль Хусейн несет с собой полномочия самых важных органов ООН в области прав человека - Совета по правам человека, Комитета по правам человека, и Комитета против пыток. Рекомендации, которые Ташкент игнорировал на протяжении слишком многих лет. Мы надеемся, что его визит будет способствовать тому, чтобы Узбекистан выполнял многочисленные рекомендации этих органов, от закрытия печально известной тюрьмы в Жаслыке до того, чтобы граждане Узбекистана получили право мирно собираться и практиковать свои религиозные убеждения. Приближаясь к двенадцатой годовщине убийства сотен мирных демонстрантов в Андижане, мы также надеемся, что Верховный комиссар расскажет Ташкенту, что мир не забыл Андижан.
Расстрел в Андижане в 2005 году - самое тяжкое преступление властей Узбекистана против собственного народа за все время правления президента Ислама Каримова. Двенадцать лет назад в этот весенний день на главной площади Андижана вместе с вооруженными мятежниками были расстреляны безоружные демонстранты, точное число которых до сих пор неизвестно.
Ивар Дале, Норвежский Хельсинкский комитет:
- Во-первых, считаю визит Верховного комиссара ООН по правам человека в Узбекистан, запланированный в мае, очень позитивным. Уже через несколько недель после смерти президента Каримова Верховный комиссар упомянул Узбекистан в своей речи, где он отметил, что уже десять лет Ташкент отказывается признавать Региональное отделение УВКПЧ в Бишкеке, и не разрешает ни одному из его сотрудников посещать Узбекистан. Действительно, не только постоянные сотрудники, но и многочисленные Специальные докладчики ООН запрашивали разрешение посетить Узбекистан, но так и не получили приглашение. Поэтому вполне возможно, что Узбекистан уже некоторое время находится на примете у Верховного комиссара.
Мы должны предполагать, что Верховный комиссар осведомлен о том, как его визит может использоваться в государственной пропаганде в этой части мира, чтобы продемонстрировать приверженность международным стандартам в области прав человека, которая на самом деле не что иное, как показная активность. Однако, по моему опыту, эксперты ООН знакомы с тем, как авторитарные режимы стремятся «утопить» реальные проблемы в статистике и бессмысленных цифрах. И я не думаю, что Зейда Раада аль Хусейна легко обмануть. Но еще предстоит выяснить, является ли он и его сотрудники достаточно храбрыми, или, может быть, достаточно дипломатичными, чтобы поднимать действительно очень трудные вопросы: освобождение политических и религиозных заключенных, широкое применение пыток, полное отсутствие независимых средств массовой информации в Узбекистане, и, конечно же, самый большой вопрос - независимое расследование по факту массового убийства в Андижане в мае 2005 года.
Например, если визит Верховного комиссара откроет дорогу для будущих визитов экспертов ООН по вопросам пыток, я думаю, что это можно будет считать достойным результатом. Одним словом, я думаю, что прежде чем давать оценку, чтобы быть справедливым, следует подождать и посмотреть, что из этого выйдет - но ясно одно, что существует большая разница между официальными визитами в Узбекистан глав государств, чьими основными интересами часто являются торговля и экономика, и Верховного комиссара, главной проблемой для которого является соблюдение прав человека.
Конечно, всегда есть опасность, что конечный результат - это хороший пиар для узбекского правительства и - ничто для прав человека. Поэтому, на мой взгляд, сейчас это настоящее испытание для господина Мирзиёева, а не для господина аль Хусейна.
Эндрю Штроляйн – Европейский медиадиректор Хьюман Райтс Вотч:
- Замечательно видеть, что Ташкент разрешает посещение Верховного комиссара ООН. Но когда Узбекистан в течение примерно 12 или 13 лет блокирует докладчиков ООН по пыткам и другим ключевым вопросам прав человека, - мы скептически относимся к намерениям узбекского правительства. Если они хотят продемонстрировать изменение политики, то необходимо намного больше, чем просто визит высокого уровня. Узбекские власти, освободив тысячи политических заключенных, которых они удерживают, могут начать демонстрировать, что права человека важны для них. Только подобные решения могут подтвердить, что в мышлении Ташкента происходят какие-то реальные изменения.
Бриджит Дюфур, Директор Международного партнерства по правам человека (МППЧ):
- МППЧ признает важность визита Верховного комиссара по правам человека Зейда Раада аль Хусейна в Узбекистан на этой неделе, страны, которая до настоящего времени оставалась в значительной степени закрытой для международного контроля за соблюдением прав человека. Действительно, за последние два десятилетия правительство ответило отказом на более чем 14 просьб экспертов ООН по правам человека посетить эту страну или разрешить международным правозащитным НПО работать там.
Недавно избранный президент Шавкат Мирзиёев пообещал сделать правительство более ответственным перед узбекским народом, и некоторые наблюдатели интерпретировали последние события как попытки правительства повысить открытость. Однако никаких реальных улучшений в области прав человека не произошло, и ситуация остается столь же репрессивной, как и прежде. Систематические нарушения прав человека по-прежнему совершаются безнаказанно. Власти используют слежку за правозащитниками, независимыми журналистами и правительственными критиками, и такие лица регулярно подвергаются полицейским допросам, произвольным арестам и судебному преследованию, а также тюремному заключению по сфабрикованным обвинениям.
Хотя за последние несколько месяцев были освобождены четыре человека, критиковавшие правительство, заключенные в тюрьму по политически мотивированным обвинениям, те, кто был освобожден, закончили отбывать тюремное заключение или были освобождены раньше из-за проблем со здоровьем. Многие активисты, журналисты и диссиденты, находящиеся в тюрьмах после несправедливых судебных разбирательств, продолжают отбывать наказание в тюремных условиях, равносильных жестокому, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению. Среди таких людей: Нураддин Джуманиязов, Фахриддин Тиллаев, Азам Фармонов, Исроилжон Холаров, Ганихон Маматханов, Гайбулло Джалилов, Дильмурод Саидов, Юсуф Рузимуродов и Эркин Мусаев.
В настоящее время необходимы конкретные доказательства заявленного изменения политики президента Мирзиёева: МППЧ полагает, что Верховный комиссар будет поднимать эти серьезные проблемы как публично, так и в частном порядке, и что он будет призывать правительство Узбекистана немедленно и безоговорочно освободить всех тех, кто находится в тюрьме по политически мотивированным обвинениям, и оперативно направлять приглашения органам специальных процедур ООН для посещения страны.