«Ваххабитский Кыргызстан». Куда тянет страну брат будущего президента?
Еще пару лет назад эксперты и политологи предупреждали, что нетрадиционные для нашего региона исламистские идеи будут завоевывать умы молодежи. Но что эти догмы извратят мировоззрения кыргызстанцев до степени отрицания всего и вся человеческого, пожалуй, не догадывался никто. В Кыргызстан эти идеи текут из самого средоточия ваххабизма — Саудовской Аравии. А продвигает интересы арабских стран старший брат потенциального кандидата в президенты Сооронбая Жээнбекова — Жусупбек Шарипов. О том, до какой степени деградируют умы последователей ваххабизма и других нетрадиционных исламских течений, — в материале «Ферганы».
Как Чингиза Айтматова сравнили с Гитлером
В группе «Акыркы маалыматтар» (Последние новости) в Facebook недавно было выложено философское изречение известного писателя и гуманиста Чингиза Айтматова из интервью изданию «Комммерсант», где он говорит о своих атеистических взглядах: «Я атеист, не скрываю этого и, больше того, думаю, что только атеист может быть по-настоящему веротерпимым. Мне нравится в мусульманской стране изучать ислам, в европейской — христианство, я проникаюсь ими, как проникаются культурой, но ни к одной конфессии не принадлежу. Здесь мне близок Гете: «Кто знает единственную религию, не знает ни одной». Искусственная религиозная ограниченность, думается мне, не приводит, а уводит человека от истины».
Скриншот поста со страницы группы в Facebook
Слова Чингиза Торекуловича привели в бешенство некоторую часть пользователей, называющих себя верующими и правоверными мусульманами. Хотя глава государства говорит, что «чекисты» вовремя пресекают и докладывают ему о радикально-экстремистских комментариях и постах в соцсетях, на деле же ситуация обстоит совсем иначе. Для примера приведу комментарии из киргизского сегмента сети Фейсбук. Так, под упомянутым постом некто Самат Эстебес уулу пишет (здесь и далее цитаты — в переводе с киргизского): «Тьфу, неужели Чингиз Айтматов был кяфиром (неверующий. – Прим. «Ферганы»)? А я любил Чингиза, я уважал произведения брата Чингиза»… Читаю и поражаюсь: какой он тебе брат?
Скриншот комментариев под высказыванием Ч.Айтматова
Следующий комментатор, некто Бакыт Акматбекович пишет: «Наверное, Чингиз Айтматов был масоном». Ему вторит Daniyar Soltobaev: «Я тоже знаю, что он был массоном». В эту компанию неадекватов вливается Nursultan Beglanov, со словами «Надо книги Айтматова из домашней полки вынести на чердак, чтобы племянники не знали об Айтматове». И это лишь малая толика подобных маразматических комментариев. Ладно бы это была закрытая группа, где публикации могут видеть и комментировать исключительно ее участники. Но это открытая группа, доступная любому.
Скриншот комментариев пользователей Facebook
Вот еще пример религиозной деградации населения. Общественный деятель Адиль Турдукулов ровно год назад, в июне 2016 года, на своей страничке в Facebook процитировал то же самое айтматовское изречение. Ему оппонирует набирающий известность молодой религиозный активист Азат Аманов, который в своих комментариях пишет: «Чубак ажы (экс-муфтий Кыргызстана Чубак Жалилов) правильно говорит, что нужно создавать единую базу атеистов, шаманистов, тенгрианцев, педиков-геев», «Атеистическая веротерпимость доказала свою уникальность в лице Муссолини, Гитлера, Сталина, Мао Цзедуна и других».
Скриншот комментариев под постом Турдукулова
Попытки образумить таких людей наталкиваются на стену непонимания и агрессии. И если это сегодняшний Кыргызстан, то страшно представить, что будет в нашей стране через какой-то десяток лет.
Благими намерениями
Страны Персидского залива начинают все больше вкладываться в экономическую и социальную жизнь Кыргызстана. В последние годы Саудовская Аравия, где ваххабизм является официальной доктриной, проявляет большой интерес к Кыргызстану, который пытается любыми путями привлечь зарубежные инвестиции. Беглый анализ новостей показывает, что саудиты успешно окучивают маленькую горную страну.
В апреле прошла информация о том, что «Саудовская Аравия поможет кыргызстанским товарам зайти на свой рынок». В конце июня появляются сразу две новости о саудовских вливаниях в Кыргызстан — о строительстве в нашей республике новых школ и детской больницы на 400 коек, которые планируется возвести на средства, предоставленные Саудовской Аравией.
Известно, именно Саудовская Аравия намерена построить большой логистический центр в Бишкеке. Определенное сближение Эр-Рияда и Бишкека обусловлено в частности и тем, что дипломатическую миссию Кыргызстана в странах Персидского залива возглавляет представитель клана Жээнбековых — старший из братьев Жусупбек Шарипов, который, по мнению источников «Ферганы», является главным лоббистом саудовских интересов.
Через всякого рода культурные центры, курсы арабского языка и изучения основ религии, распространение литературы и сопутствующих атрибутов происходит легальное распространение ваххабизма, считают авторитетные эксперты.
Вместе с этим Саудовская Аравия стремится экспортировать в Кыргызстан свои идеологические ориентиры: нетерпимость и гонения в отношении представителей иных конфессий и религиозных направлений, слепая поддержка религиозными деятелями любых клерикальных сил, использование властями ваххабизма для одурманивания населения.
Скрытое внедрение идей производится через «дааваты» (миссионерство) и проповеди священнослужителей. Например, очень популярен среди кыргызстанцев 42-летний экс-муфтий Чубак Жалилов, чей канал «Насаат Медиа» на Ютубе имеет более сотни тысяч подписчиков. На его страницы в соцсетях Facebook и «Одноклассники» подписаны тысячи пользователей. Чубак ажы (титул совершившего хадж в Мекку. – Прим. «Ферганы») имеет огромное влияние на умы религиозных кыргызстанцев, поэтому его расположения ищут ведущие политики страны. Примечательно, что Чубак ажы получал образование в теологических заведениях Саудовской Аравии и является ярым приверженцем салафизма.
Другой активный проповедник (по духу и долгу службы) — действующий глава Духовного управления мусульман Кыргызстана 44-летний Максат Токтомушев. Окончив в 1995 году Ошский сельсхозинститут по специальности «зооинженер», он с 1996 по 2005 год учился в пакистанском «Мадраса Арабия Райванд» по специальности «исламское законодательство».
Стоит ли удивляться, что религиозное течение «Таблиги джамаат», запрещенное во всех цивилизованных странах, в Кыргызстане является официальным движением, действующим под крышей муфтията. Поэтому появление на улицах мужчинах с козлиными бородками, в пакистанских одеяниях и замотанных по самые глаза женщин — закономерное явление.
К слову, Максат ажы тоже родственник будущего президента Сооронбая Жээнбекова. Так что, то ли еще будет.
Сооронбай Жээнбеков и Жусупбек Шарипов
Зачем богатым саудитам бедные кыргызы?
Казалось бы, зачем саудовскому королевству тратиться на какой-то маленький Кыргызстан, который не имеет ни углеводородов, ни выходов к морю? Да и в плане бизнеса Кыргызстан сложно назвать привлекательным. Всё дело в геополитическом положении страны: через Кыргызстан саудиты могут рассчитывать на идейно-политическое противоборство с главным своим противником — шиитским Ираном (шиизм — одно из двух (наряду с суннизмом) направлений ислама, признающее Коран единственным источником веры и отвергающее большинство положений Сунны. – Прим. «Ферганы»).
О необходимости изгнания шиитов из Кыргызстана пару лет назад открыто проповедовал Чубак ажы. Но почему-то никакие спецслужбы не отреагировали на его явно реакционные призывы. Плоды этих зерен уже дали всходы — в начале июня в отдаленной Нарынской области Кыргызстана произошел конфликт, участниками которого стали местные жители и иностранные студенты Университета Центральной Азии (УЦА), построенного лидером исмаилитов (последователи одного из направлений шиизма. – Прим. «Ферганы»), принцем Каримом Ага Ханом. Обычная потасовка между спортивными командами вылилась в унижение учащихся, которых заставили встать на колени под улюлюканье местных молодчиков.
Через Кыргызстан саудиты могут противостоять влиянию Китая в странах Центральной Азии. И наконец, из Кыргызстана будет вестись информационная пропаганда на отделение республики от «кяфирской» России и других стран СНГ.
О том, что ближайшим союзником королевской монархии являются США, думаю, говорить не имеет смысла. Так что у Штатов тоже есть определенный интерес: через саудовских ваххабитов сменить нынешнее пророссийское светское руководство и привести к власти управляемых религиозных марионеток.
Лучше рано, чем поздно
Понимает ли руководство Госкомитета национальной безопасности республики то, что происходит сейчас в духовной сфере в Кыргызстане? Сомнительно. Похоже, высокие чины нынешней власти больше озабочены вопросом собственного сохранения, а кто придет на смену действующему президенту — их волнует меньше всего.
Во время своего недавнего визита в Россию, Алмазбек Шаршенович в интервью журналистам рассказал, почему он сделал свой выбор на действующем премьере Сооронбае Жээнбекове и почему именно его выберет провластная Социал-демократическая партия (СДПК). Дескать, Жээнбеков является членом партии более 20 лет, в то время как, например, спикер парламента Чыныбай Турсунбеков «пришел недавно». Получается, главную роль здесь играют не политические и деловые успехи кандидата, а личная преданность президенту.
По словам Атамбаева, у Жээнбекова только один минус: «Он не умеет пиариться. Даже не может рассказать о сделанных делах. Поэтому говорю я. Его вклад в объединение страны значительный, как и вклад в становление партии СДПК, так как в самые трудные времена был рядом со мной. Даже когда его близкие выступали против, не слушал их, и вместе с социал-демократами был против и Акаева, и Бакиева. Только совсем не умеет пиариться, просто работает».
Единственный ли это минус Жээнбекова? Анализ показывает, что, скорее всего, нет. Странно, почему глава государства не видит очевидных вещей? Ведь, когда придет осознание ситуации, может оказаться поздно.
Улугбек Бабакулов