Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Домбрабадское кладбище в Ташкенте: Кто виноват в обрушении памятников?

Домбрабадское кладбище в Ташкенте: Кто виноват в обрушении памятников?

В минувшую субботу в Фейсбуке появилось сообщение о том, что на Домбрабадском православном кладбище вырубают деревья, разрушая при этом памятники. Причем, сообщал источник, разрушению подвергся якобы каждый пятый памятник, а в подтверждение данных слов приводились многочисленные фотографии. Публикация вызвала целую бурю возмущения среди пользователей Сети. Но как все обстоит на самом деле? «Фергана» попросила своего корреспондента в Ташкенте посетить это кладбище.

На кладбище все спокойно

Я всегда с аллергией относился к информации в Фейсбуке. Люди под воздействием эмоций пишут всякую чушь, а солидные информационные издания нередко попадаются на такую удочку.

Поэтому в воскресенье после обеда отправился на Домбрабадское кладбище с изрядной долей скептицизма. Сразу спешу успокоить читателей - никакой массовой вырубки деревьев там нет. Все тихо и спокойно, огромный лес, которые здесь образовали деревья, стоит нетронутым.


Пост в Фейсбуке, вызвавший резонанс

Даже удивляюсь, насколько на кладбище чисто. Дорожки подметены, на обочинах груды свежесобранного мусора, в основном, веток деревьев. Выходной день, поэтому трактора, имеющиеся на кладбище, пока стоят без движения. Но, судя по всему, уже в понедельник мусор начнут грузить на тележки.

Вместе со своей родственницей долго брожу по кладбищу, пытаясь обнаружить следы свежей вырубки деревьев. В итоге находим одно спиленное дерево. Часть веток еще не успели убрать, и они аккуратными стопками лежат среди могил.


Могилы на Домбрабаде - старые, заброшенные, забытые. Фотографии, приложенные к посту в Фейсбуке

Вместе с родственницей пытаемся определить, стала ли эта вырубка причиной обрушения находящихся рядом памятников. Ищем следы свежих поломок, но не находим. Единственный «криминал» - немного опилок на одном из надгробий.


Опилки с надгробья еще не успели смахнуть

Впрочем, кладбище огромное, мы вполне могли что-то упустить. Спрашиваем встреченных по дороге молодых людей, слышали ли они что-нибудь о вырубке деревьев. Наши собеседники, представившиеся Артуром и Светой, судя по всему, на Домбрабадском кладбище бывают часто. Но никаких претензий к администрации не имеют.

«В начале лета были сильные ураганы, в результате чего было повреждено немало деревьев, - говорит Света. - Поэтому рабочие должны пилить сломанные ветки. Но делается это все довольно аккуратно».


Схема Домбрабадского кладбища

Как говорят молодые люди, последний раз они были на кладбище десять дней назад. И тоже никаких нарушений не заметили.

С заброшенными памятниками есть проблема

Впрочем, столь спокойно говорить о Домбрабадском кладбище могут только люди, которые часто на нем бывают. Они понимают, что многие из тех, чьи близкие лежат на погосте, разъехались, посещать могилы некому и без должного ухода надгробья разрушаются под воздействием времени. Тот же, кто забрел сюда впервые, наверняка испытывает настоящий шок от вида поваленных памятников и покосившихся крестов.


А это уже не памятник, просто груда камней

Их не пятая часть, как писали в Фейсбуке, несколько меньше, но все равно достаточно много. Причем касается это явление не только Домбрабадского, но всех православных кладбищ в Узбекистане.

Проблема настолько серьезная, что ею даже озаботились в православной Ташкентской и Узбекистанской епархии. В ноябре 2012 года с благословения митрополита Викентия открыли проект «по уходу за заброшенными могилками» и дали на сайте Pravoslavie.uz объявление о наборе волонтеров. Но, к сожалению, на призыв церкви тогда почти никто не откликнулся.


Это когда-то было надгробием

«За могилами должны ухаживать родственники»

А как дело обстоит сейчас? Чтобы прояснить этот вопрос, захожу в церковь Владимира Равноапостольного, что находится на Домбрабадском кладбище.

Церковь, кстати, очень ухоженная, красивая. Пару лет назад я уже говорил здесь на тему заброшенных захоронений с отцом Игорем, который огорчался, что больше десяти волонтеров для Домбрабадского кладбища набрать не удалось. Но отец Игорь сейчас занят, поэтому беседую с другим священником - отцом Григорием.

Из его слов следует, что проект по уходу за заброшенными захоронениями переместился на маленькие православные кладбища, где у местной администрации нет необходимых технических ресурсов. В таких местах порядок наводится по призыву церкви силами прихожан.


Отец Григорий

«А на Домбрабадском кладбище есть все ресурсы - техника и рабочие, которые в силах поддерживать здесь порядок, - говорит отец Григорий. - Правда, лишь порядок между дорожками. Восстанавливать разрушенные от времени захоронения не входит в их обязанности. Но это не по силам сделать ни им, не церкви - территория Домбрабадского кладбища занимает 170 гектаров».

По мнению отца Григория, следить за состоянием захоронений должны родственники усопших, а уехавшим в другую страну следует присылать деньги для того, чтобы за захоронениями следили другие люди. Кстати, многие так и делают, в результате чего могилы их близких на Домбрабадском кладбище находятся в идеальном состоянии.


Церковь Владимира Равноапостольного

«Люди не могут лазить, как обезьяны»

В заключение отправляюсь в новенькую контору кладбища. Сегодня воскресенье, директора на месте нет, поэтому беседую с его заместителем Фаррухом Эгамбердиевым. О публикации в Фейсбуке знает - она принесла администрации кладбища немало хлопот.

«Уже в субботу мне позвонило человек пятнадцать из разных стран, спрашивали, что за ужас здесь творится, - говорит Эгамбердиев. - И с утра в воскресенье приезжало много людей посмотреть, что происходит с памятниками их близких. Не говорю уже о приходе руководителей городской администрации».


Заместитель директора кладбища Фаррух Эгамбердиев показывает, как памятник из мраморной крошки постепенно приходит в негодность

По словам Фарруха, вплотную обрезкой деревьев на кладбище занялись три месяца назад - после того как на узбекском телевидении сделали сюжет о необходимости привести в порядок некоторые растения. Насчет справедливости этого сюжета Эгамбердиев не согласен, потому что тогда шли проливные дожди, и обрезку делать было нельзя. Но администрация выслушала много гневных слов от городского начальства и с тех пор более тщательно, чем раньше, освобождает кладбище от покосившихся деревьев и криво выросших веток.

«Люди не могут лазить по деревьям, как обезьяны, поэтому случаются накладки: иногда ветки, действительно, падают на памятники и наносят им вред. Но эти случаи крайне редки, и мы за это строго наказываем пильщиков», - заверяет собеседник.


Деревья тоже стареют

В подтверждение своих слов Фаррух подводит меня к новенькому надгробью. Пару недель назад бригада рабочих по неосторожности уронила дерево на памятник, и он раскололся на три части. В итоге администрация обязала виновных восстановить надгробье за свой счет. И сейчас оно выглядит даже лучше, чем раньше.

Со временем ничего поделать нельзя

Так же строго здесь относятся и к вандалам, ломающим памятники. По словам Эгамбердиева, 8 месяцев назад группа учащихся колледжа решила показать «молодецкую удаль», устроив соревнование, кто ловчее разобьет памятники. Об этом он тут же сообщил в милицию, вандалов задержали. А их родители потом три месяца ходили на кладбище, как на работу, и восстанавливали надгробья.

«Но мы ничего не можем сделать со временем, - говорит Фаррух, показывая на один из памятников. - Надгробья, как правило, сделаны из мраморной крошки, а она сравнительно быстро разрушается под воздействием жары, холода, снега и дождя. Следить за состоянием надгробий по закону должны родственники, а если они десятилетиями не появляются на кладбище, то в итоге памятники просто разваливаются на части».


Упавший от времени памятник

Я спросил замдиректора, слышал ли он об изданном в 2011 году постановлении, разрешающем администрации кладбищ убирать разрушившиеся заброшенные памятники. На что Фаррух ответил так: «Я человек верующий, и надеюсь, что близкие вспомнят о тех, кто лежит на кладбище, и когда-нибудь приведут надгробья в порядок».

Что касается инцидента, ставшего поводом для сообщений в Фейсбуке, то Фаррух о нем хорошо знает. Разбило упавшее дерево памятник или он сам рухнул от времени - вопрос, говорит, спорный. Но в любом случае администрация была готова пойти навстречу родственникам и восстановить памятник. Им предложили последовать за машиной представителя администрации, чтобы осмотреть разрушения, но те почему-то уехали с кладбища.


Памятник, который две недели назад был расколот на три части бригадой рабочих и восстановлен за их счет

Так что ситуация с упавшим на Домбрабадском кладбище деревом - частный случай, раздутый под воздействием эмоций. А что касается обрушившихся от времени памятников, то, возможно, тем, кто сейчас живет в других странах, следует вспомнить о могилах своих близких и оказать какое-то содействие для наведения там порядка.

…Когда материал уже готовился к печати, Фаррух Эгамбердиев сообщил, что утром в понедельник началось восстановление памятника на 161 карте. Памятник ставят новый, он будет установлен уже к вечеру.

Виктор Крымзалов, фото автора

Международное информационное агентство «Фергана»