Ислам Каримов: Великий правитель или враг собственного народа?
Ровно год назад в Узбекистане была разыграна грандиозная, но довольно фальшивая постановка под названием «Наш президент жив и здоров».
По данным источников «Ферганы», смерть 78-летнего Ислама Каримова от перенесенного двумя днями ранее инсульта наступила днем 29-го августа 2016 года. Спустя двое суток официальные СМИ уверяли, что Каримов принимает поздравления с праздником Независимости.
Тридцать первого числа его состояние «было стабильно». Первого сентября о том, что Каримов скончался, знал, наверное, уже весь мир: звучали соболезнования из Турции, президенты нескольких соседних стран срочно полетели в Самарканд, куда уже было доставлено тело покойного.
Но официальной датой кончины Каримова стало лишь 2-е сентября: о кончине лидера нации сообщили в экстренном вечернем выпуске новостей.
Впрочем, не так уже и важно, в какой именно день умер Каримов. Важно то, как его наследие сегодня оценивают в Узбекистане. В конце концов, кто такой Ислам Каримов? Великий правитель или государственный преступник? Мудрый политик или эгоист, не слышавший чужого мнения? Реформатор или тиран, задушивший все возможности экономического роста страны?
Боюсь, четкого ответа на этот вопрос официальная идеология в Узбекистане пока не дает. С одной стороны, никакого «развенчания» курса бывшего лидера в стране со стороны нового руководства нет. Публично покойного президента никто не критикует. Более того: в адрес Ислама Каримова звучат такие дифирамбы, которых мог бы быть достоин лишь по-настоящему великий государственный деятель.
По замыслу автора этой картины, Ислам Каримов попал в рай. Но рай у него — вовсе не исламский сад с гуриями, а какой-то коммунистический узкий гроб с заморскими цветами...
И «со вкусом» подобранные архивные фотографии, и наспех сколоченные придворными художниками памятники, – все это призвано сохранить в сознании народа наиболее позитивный образ Ислама Каримова. Однако такой образ никак не соответствует исторической правде.
Правда заключается в том, что Ислам Абдуганиевич завел страну практически в тупик. И чтобы выбраться из него, новому руководству придется практически перечеркнуть все «великое наследие» Каримова. И это – с другой стороны.
Именно перечеркиванием реального наследия Каримова на самом деле и занимается весь прошедший год Шавкат Мирзиёев. Причем, речь идет не только и не столько о переделе собственности: конечно, в Ташкенте меняют чиновников и доверенных лиц, но не это главное. Мирзиёев, если он хочет вытащить страну из ямы, вынужден задумываться о смене государственной экономической модели, пересмотре бездарной каримовской стратегии административного управления.
Но для того, чтобы достичь каких-то результатов, Шавкату Мирзиёеву следовало бы не просто ругать подчинённых, долгое время работавших вместе с ним в его бытность премьер-министром при Каримове. Нужно говорить не о какой-то абстрактной «воровской системе прошлого», а называть конкретного виновника многих и многих событий и процессов в стране, имеющих самые негативные последствия.
Говорить обо всех чертах характера и поступках Ислама Каримова. От его биологического неприятия рыночной экономики – до непримиримой борьбы с политической оппозицией. От многолетней узурпации власти и попрания прав человека – до кровавого расстрела в Андижане.
Проще говоря, «каримовское наследие» достойно не памятников и парадных портретов, а трезвого публичного обсуждения, беспристрастного анализа, открытого суда и сурового исторического приговора за все преступления первого диктатора независимого Узбекистана.
В том числе, и для того, чтобы в будущем избежать появления второго.
Даниил Кислов, главный редактор информагентства «Фергана»