Дружба с ускорением. Атамбаев торопится договориться с Узбекистаном обо всем
Ташкент и Бишкек в ускоренном темпе налаживают добрососедские отношения. Во время визита президента Киргизии Алмазбека Атамбаева в Узбекистан 5-6 октября президенты двух стран называли друг друга братьями, обнимались при встрече и подписывали соглашения, о которых еще пару лет назад не могло быть и речи. Первые результаты такой политики уже приносят плоды, однако нерешенными до сих пор остаются достаточно острые вопросы, а некоторые достигнутые договоренности вызывают недоумение у скептиков.
«Я хочу, чтобы мы запомнились как президенты, которые сняли все вопросы, (…) которые границы конфликтов, минирования и споров превратили в границы дружбы», – заявил Атамбаев по итогам переговоров со своим узбекским коллегой Шавкатом Мирзиёевым. Интенсивность, с которой идет киргизско-узбекский диалог, понятна: на 15 октября в Киргизии назначены президентские выборы, и Атамбаев в них участвовать не сможет (президента республики избирают теперь лишь на один шестилетний срок). Полномочия нынешнего главы государства истекут 1 декабря, поэтому Атамбаев, по всей видимости, рассчитывает «снять все вопросы» как можно скорее. Для этого он намерен еще раз встретиться с Мирзиёевым в Чолпон-Ате – городе-курорте в Иссык-кульской области).
Встречались часто и до этого
За последний год президенты двух стран виделись уже трижды – на саммитах в Пекине и Астане, а также в Бишкеке, где с официальным визитом Мирзиёев побывал в сентябре. Тогда они с Атамбаевым подписали договор о государственной границе – документ, призванный разрешить споры о приграничных территориях, которые велись с момента развала СССР. В договоре речь шла о делимитации и демаркации 85 процентов границы (протяженностью 1378 километров), оставшиеся 15 процентов остаются под вопросом.
Политики называли документ «историческим», хотя бы потому, что после его подписания к радости местного населения возобновили работу КПП на границе Узбекистана и Киргизии, передвижение через которые было ограничено после апрельских и июньских событий 2010 года.
К нынешней встрече Мирзиёева и Атамбаева парламенты двух стран ратифицировали договор и 5 октября стороны торжественно обменялись ратификационными грамотами. Президент Киргизии отметил, что окончательно вопрос с границами может быть решен в ближайшее время.
«Я даже после сегодняшней нашей встречи вижу и надеюсь, что, возможно до первого декабря мы и оставшиеся 217 километров подпишем. Тем более мы уже, по-моему, 40 (километров) согласовали», – цитирует его слова Sputnik-uz. Впрочем, где пройдет граница, до сих пор не ясно.
Ранее эксперты уже указывали «Фергане», что договор был подготовлен слишком быстро и не охватывал спорные приграничные участки, где нередко вспыхивали конфликты – прежде всего, узбекские анклавы Сох и Шахимардан на территории Киргизии, киргизский анклав Барак в Узбекистане, Андижанское водохранилище, отрезок по течению реки Гавасай и район горы Унгар-Тепа. Московский журналист-международник Аркадий Дубнов в интервью «Фергане» сегодня также обратил внимание на поспешность, с которой власти двух республик пытаются решить вопрос о границах. «Спешка меня озадачивает. Я ее связываю со стремлением Атамбаева прописать свое имя в истории, но это рискованно, ведь в договоре могут быть вещи, которые не успеют согласовать с местным населением», – отметил он. По мнению политолога, киргизский лидер изо всех сил пытается убедить узбекскую сторону в том, что только он или его фаворит на предстоящих президентских выборах смогут решить вопрос спорных территорий. «То есть, он дает своего рода месседж о том, что после него могут прийти люди, не способные договориться по этим вопросам», – добавил Дубнов.
Подписали первое военное соглашение
Всего во время визита Атамбаева в Ташкент стороны подписали 12 соглашений. Среди них – программная декларация «О стратегическом партнерстве, укреплении доверия, добрососедства» между двумя республиками, договоры по обмену статистическими данными, борьбе с экономическими преступлениями и оборотом наркотиков, сотрудничестве информагентств, развитию туризма. Выбивается из этого перечня полезных, но не первоочередных договоренностей соглашение о военном сотрудничестве.
Шавкат Мирзиёев заявил, что Узбекистан и Киргизия впервые в истории двусторонних отношений подписали подобный документ, и что этого «потребовала сама жизнь», а точнее, обстановка в Центральной Азии, где необходимо особое внимание уделить противодействию терроризму и экстремизму.
«Мир неспокоен, и когда мы выбираем военную стратегию, когда ее утверждаем, конечно, в первую очередь мы должны с соседями развивать военное сотрудничество», – добавил он. В чем это сотрудничество будет проявляться, узбекский лидер не уточнил.
Воду оставили на потом
В принципиальной для обеих сторон теме использования водных ресурсов сенсаций не произошло. Большой шаг вперед в этом вопросе был сделан еще на сентябрьской встрече в Бишкеке. Мирзиёев тогда сообщил, что Узбекистан будет совместно с Киргизией строить Камбаратинскую ГЭС-1 (при Исламе Каримове Ташкент был категорически против строительства станции, утверждая, что она вызовет дефицит воды в регионе). По итогам нынешних переговоров стороны подтвердили эту позицию, не уточнив, однако, никаких деталей.
Рассмотрение еще одного вопроса – об использовании Орто-Токойского (Касансайского) водохранилища – по данным радио Азаттык (региональная служба Радио Свобода), было отложено. Это водохранилище находится на территории Киргизии, у границы двух государств. Узбекистан использует его для сельхознужд и заявляет свои права на него на том основании, что оно было построено в советское время на средства Узбекской ССР.
Сосредоточились на товарообороте
«В торгово-экономических отношениях, как мы с вами договорились, мы не будем мешать нашим предпринимателям», – заявил на переговорах Мирзиёев. Параллельно со встречей двух президентов 5 октября в Ташкенте проходил бизнес-форум, на котором, со слов узбекского президента, предприниматели из обеих стран заключили контрактов на 200 тысяч долларов. Мирзиёев добавил, что за последние полгода товарооборот между двумя странами вырос в 10 раз, и что это, по его мнению, не предел.
Улучшить условия для торговли призвана «самая короткая дорога в Китай» – транснациональная трасса Ташкент – Андижан – Ош – Кашгар, о строительстве которой президенты договорились еще в сентябре. На нынешней встрече министр транспорта и дорог Киргизии Жамшитбек Калилов и министр внешней торговли Узбекистана Эльёр Ганиев подписали соглашение об открытии грузоперевозок по данному направлению.
В целом, нынешний визит Атамбаева в Ташкент стал логическим продолжением встречи, проведенной двумя президентами месяцем ранее в Бишкеке. Если новый президент Киргизии поддержит подобную политику в отношении Узбекистана, возможно, в будущем появится больше конкретики по совместным проектам и по разделению границ, пока же большинство подписанных документов лишь очерчивают рамки сотрудничества двух республик.