Жить без книг и политики, родить сына в 66 лет. Секреты долголетия Фотимы Мирзокуловой
В Таджикистане проживает одна из старейших жительниц Центральной Азии. Фотима Мирзокулова из села Дахана джамоата (сельской управы) Шайдан, что в Согдийской области республики, в марте 2018 года готовится встретить свой 125-летний юбилей. Дети, внуки и правнуки Фотимы-очи («оча» в переводе с таджикского «мама, бабушка». – Прим. «Ферганы») хотят провести торжество в кругу семьи, как предписывает закон об упорядочении традиций, торжеств и обрядов.
Это будет тот редкий случай, когда в доме дочери Фотимы Мирзокуловой, 75-летней Рохатой Кабиловой, которая является ее опекуном, соберется огромная семья. Поздравить мать с юбилеем приедут из Ташкента самый младший сын долгожительницы, 58-летний Саксанбой, из разных поселков и городов Согдийской области 63-летний Нематулло и четыре дочери — 86-летняя Ойсулув, 70-летняя Джамила, а также Чинорой и Хуморой, которым за 60.
- Мы не будем приглашать гостей. Во-первых, это законом запрещено, во-вторых, нас самих достаточно, чтобы заполнить весь наш дом. Ведь у мамы 80 внуков, 80 правнуков и 50 праправнуков. Хотя не все из них смогут присутствовать в день рождения бабушки, но если даже половина из них приедет, уже получится более сотни человек, - говорит Рохатой Кабилова.
Дочь богатыря
Таких, как Фотима Мирзокулова, в Центральной Азии остались единицы. Ведь она не просто долгожительница — пенсионерка застала три века (XIX, XX, XXI) и пожила в трех государствах — Бухарском эмирате, СССР и суверенном Таджикистане.
Мы встретились с ней в доме Мухаммада — сына Рохатой и внука Фотимы. Родственники сразу сказали, что интересующие меня вопросы я могу задавать непосредственно бабушке, поскольку она находится в совершенно здравом уме и прекрасно помнит все события своей жизни. У нашей 124-летней героини, действительно, оказалась хорошая память — Фотима-оча рассказала свою историю, не упустив ни одну дату или веху из автобиографии:
Через некоторое время Фотима получила известие о том, что ее муж пропал без вести. Десять лет ждала она возвращения Ахмадали, но о нем не было никаких вестей.
- Времена были тяжелые. Близкие люди настаивали на том, чтобы я вышла замуж и создала новую семью. Моим вторым мужем стал Махкамбой Мирзокулов, с которым мы прожили 36 лет. Мы поженились, когда мне было 58, а мужу — 72 года. У нас родились еще пятеро детей. Самого младшего сына я родила в 66 лет. Мужу тогда было 80 лет. Назвали мы его Саксанбой («саксан» в переводе с узбекского «восемьдесят», а «бой» - уменьшительно-ласкательный суффикс. – Прим. «Ферганы»). Так и записан в паспорте — Саксанбой Мирзокулов. Но чтобы избежать насмешек людей, мы стали называть его Иззатулло... Тридцать лет тому назад умер мой Махкамбой. С тех пор я живу со своими детьми и внуками, - говорит Фотима Мирзокулова.
Фотима Мирзокулова с дочерью Рохатой и правнучками
Секрет долголетия
По словам Мухаммада, внука Фотимы Мирзокуловой, его бабушка до последних лет занималась домашним хозяйством и работала в саду — сажала семена, пропалывала грядки, поливала огород, собирала выращенный урожай.
- Бабушка всегда позже всех ложилась и раньше всех вставала. Помню с детстве, когда просыпался, видел бабушку уже посреди огорода. Наверное, ее долголетие также связано с нашей необыкновенной горной природой и чистой родниковой водой, которая протекает прямо через наш двор. Ведь, не зря говорят, что вода — это источник жизни, - отмечает Мухаммад.
Дополняя слова сына, мать Мухаммада Рохатой Кабилова говорит, что Фотима-оча любит выращивать цветы. Многие цветы в их дворе посажены ее руками. Сейчас она уже не может заниматься хозяйством, но до последнего времени старушка работала во дворе и ухаживала за домашними животными.
- Мы всегда держали у себя дойную корову, и у нас был своего рода цех по переработке молока — делали кефир, айран, курут (соленый сыр, высушенный в виде шариков. – Прим. «Ферганы»), сливочное масло, сыр. Мама ела в основном домашние продукты, редко употребляла химические лечебные препараты. Самое главное, мама всегда была спокойной, никогда не ругалась, не обзывала нас либо соседей плохими словами. Она никогда никого не обижала и не совершала зла.
Когда ей было за тридцать, она несколько лет проучилась в вечерней школе, но потом так нигде официально и не работала. Мама не читала книг, никогда не интересовалась политикой. Нервы у нее всегда были крепкие. Но участвовала в жизни страны. Например, она строила Большой Ферганский канал в 1939-1940 годах, который прокладывали методом хашара. Я думаю, что благородство и спокойный характер мамы являются причинами ее долголетия, - полагает Рохатой.
Как я не старался выпытать у Фотимы Мирзокуловой, чего ей не хватает, на что жалуется, чем недовольна — так ничего и не выпытал. Старушка сказала, что жизнью не обижена, благословила нас и пожелала дожить до ее возраста.
- Сейчас мне уже ничего особенного не хочется. Все то, о чем мечтала, у меня есть. Слава Богу, всё у нас хорошо. Теперь хочу только одного — умереть легко, когда придет мой час, - сказала Фотима-оча на прощание.
Тилав Расул-заде