Арабский труд. Что будет с узбекистанской «молодежкой» после победы на Кубке Азии
Болельщики сборной Узбекистана. Фото с официального сайта Ассоциации футбола
«Мы проведем работу над ошибками и постараемся исправить ситуацию, будем биться до самого конца» - эти слова Равшан Хайдаров сказал на послематчевом интервью после первой игры на Чемпионате Азии, которая закончилась поражением узбекистанской «молодежки» от Катара. То была первая неудача тренера во главе команды Узбекистана U-23 и пока - последняя. Как оказалось, за каждое сказанное слово Равшан Акмалович ответил. Минимальный проигрыш 0:1 Катару стоил узбекистанцам первого места в группе, несмотря на победы со счетом 1:0 над Китаем и Оманом, однако команда вышла в плей-офф и в итоге выиграла турнир.
Арабский футбол
Арабские игроки тактически подкованы и пытаются заставить соперника действовать по четким лекалам, их игра чем-то напоминает итальянскую манеру: сначала оборона, а там - видно будет. Расчет на контратаки и просто огромное количество дальних ударов вместо комбинационных атак, надежда на стандарты. Нельзя сказать, что арабские футболисты сильно отстают в техническом плане от конкурентов из других регионов, просто размеренный, четко построенный план жизни и жаркая погода, похоже, сформировали определенный неспешный менталитет, который виден и на футбольном поле. Сейчас ситуация исправляется, по крайней мере, во внутренних чемпионатах. Происходит это во многом благодаря иностранным легионерам. На уровне национальных сборных ситуация совершенно иная. Достаточно посмотреть на статистику последнего Кубка наций Персидского залива, где в 15 матчах командами было забито лишь 23 мяча, причем 8 голов влетели в ворота аутсайдера Йемена. В полуфиналах и финале был забит лишь 1 мяч.
Казалось, что и футбольный Узбекистан идет по проложенному арабами маршруту – синица в руках лучше журавля в небе. Сложные победы и обидные поражения – именно так можно охарактеризовать счет 1:0. Сколько таких матчей сыграл Узбекистан за последнюю пару лет? Только в рамках отборочного цикла на Чемпионат мира-2018 семь из 13 встреч с участием основной сборной ограничивались одним забитым мячом. Может быть, узбекистанские футболисты берут пример с арабских коллег, ведь многие из них играют в богатых лигах ОАЭ или Катара, а заработав, уже никуда не торопятся, превращаясь в маленьких шейхов?
Молодежные сборные Узбекистана обычно показывают более открытый футбол - видимо, не так сильно давит ответственность за результат, не до конца вписались ребята в строгие схемы степенной и обеспеченной жизни. Но на групповом этапе Чемпионата Азии молодежь выглядела абсолютно по-взрослому: ставка на стандарты, суматошные голы, насыщенный центр поля, затяжка времени. Вылилось все в невероятно скучное зрелище, особенно в матчах против Катара и Омана. Китай пытался предложить поиграть в открытую, но узбекистанцы категорически отказывались и трепетно берегли преимущество забитого гола.
Казалось, вот что Хайдаров имел в виду, говоря про выводы: еще больше закрутить гайки, приказать игрокам добавить прессинга, беречь мяч, не рисковать. Но ведь это явно не тот Равшан Акмалович, который практически с этими же футболистами доходил до полуфинала Чемпионата Азии U19 в 2014 году, когда только один Забихилло Уринбоев забил 4 мяча в 5 матчах. И не тот, который руководил этими же игроками в 2015 году на сумасшедшем для центральноазиатской республики Чемпионате мира U20, когда групповой этап для узбекистанцев начался с неудачной перестрелки в матче с Гондурасом 3:4, продолжился поражением от Германии 0:3 и закончился разгромом Фиджи (3:0) и выходом в 1/8 турнира с 3 очками в активе. Затем в первом раунде плей-офф была повержена Австрия 2:0, а Чемпионат мира завершился для Узбекистана поражением в четвертьфинале от Сенегала 0:1 - очень бойким матчем, несмотря на счет. Неужели Хайдаров отказался от зажигательного футбола и превратился в арабского прагматика?
Логичная победа
В плей-офф Чемпионата Азии Узбекистану выпал жребий сыграть против ровесников из Японии – действующих на тот момент победителей турнира. Букмекеры прогнозировали победу японцев и небольшое количество голов (меньше 3). Специалисты ошиблись, узбекистанцы устроили записным фаворитам разгром. Так ли это удивительно?
С Хайдарова и его подопечных после выхода из группы - минимальной задачи на турнире - свалился груз ответственности, потому узбекистанцы, совершенно неожиданно для японцев, согласились поиграть в открытый футбол. В тот, в который именно эта команда и именно под руководством Хайдарова играть любит, а главное – умеет. Безусловно, эффект «наскока» сработал великолепно, да и везло, не без этого. В матче против Южной Кореи было сложнее, но у корейцев просто не хватило силенок в дополнительное время, потому на гол узбекистанцев в овертайме, корейцы ничего противопоставить не смогли, так что пропустили и второй, и третий.
Финал против Вьетнама выдался запоминающимся не только потому, что оказался победным. Встреча длилась более четырех часов из-за плохой погоды и безобразной организации. Сначала не почистили поле от снега перед матчем, затем в перерыве решились, но не оказалось снегоуборочных машин, отправили пару десятков людей с лопатами, больше часа ковырявших сугробы. Запомнились и желтый мяч, нелепо подкрашенный вручную красной краской, и белые футболки узбекистанцев в первом тайме, из-за которых игроки сливались с заснеженным полем. Конечно же два голевых стандарта Достонбека Хамдамова и «голливудская» концовка четырехчасового противостояния – гол Андрея Сидорова, вышедшего за пару минут до финального свистка, видимо, чтобы пробить послематчевый пенальти. Оценивать четырехчасовые мучения с футбольной точки зрения смысла нет, «Барселона» и «Реал» сыграли бы в таких условиях не намного лучше.
Что впереди?
Перемены, происходящие в узбекистанском футболе с приходом нового президента Федерации Умида Ахмаджанова, к этой победе не имеют никакого отношения. Чемпионы выросли в «грязном и продажном», по мнению Ахмаджанова, футболе, их не воспитывали сербы, испанцы или бельгийцы, которые сейчас активно осваивают центральноазиатскую республику. Однако эти перемены способны позитивно повлиять и на победителей чемпионата Азии. Если бельгийская система все-таки доберется до Узбекистана и заработает в полную силу, вполне возможно, что ребята сохранят свою боевитость, индивидуальность и на взрослом уровне, а сборная Узбекистана перестанет уходить в глухую оборону в надежде удержать счет 1:0 и перестанет строить игру «по-арабски».
В бельгийском футболе делается ставка на развитие личности, а командное взаимодействие важно, но второстепенно. Футболистам позволяется думать о себе, а не о коллективе, отсюда множество звездных игроков, с детства не стесняющихся брать на себя ответственность за результат. То, чего так не хватает нынешней основной национальной сборной Узбекистана, но вполне достаточно у хайдаровской «молодежки».
Как кажется, следовало бы взять пример со сборной Германии, в которой идеально налажен механизм перехода молодых игроков в большой футбол практически без потерь. Вспомнить хотя бы молодежный Чемпионат Европы 2009 года, победный для немецкой «молодежки». В том составе числились пять будущих чемпионов мира-2014: Нойер, Хуммельс, Хеведес, Боатенг – оборонительный костяк сборной по сей день, а также звезда лондонского «Арсенала» Месут Озил. Кроме того, большинство игроков выступает на высоком уровне и не попадает в национальную команду лишь из-за высокой конкуренции. Назвать лидера «Байера» Гонсало Кастро, опорника «Ювентуса» Сами Хедиру или форварда «Баварии» Сандро Вагнера слабыми футболистами нельзя. За игроками с молодости постоянно следят, не дают им пропасть из поля зрения, их рекламируют, ими гордятся.
Возможно, у ребят из узбекистанской сборной тоже большое будущее, ведь даже сейчас все футболисты «молодежки» оценены немецким сайтом transfermarkt, причем некоторые очень даже недешево. Автор двух голевых передач в финале Достонбек Хамдамов стоит 1 миллион евро, Азизджон Ганиев – 700 тысяч, Акрамджон Камилов – 500 тысяч. А ребятам нет и 23-х лет. Вполне может быть, что это золотое поколение, и как же в таком случае окажется неправ Джафар Ирисметов, недооценив этих ребят, рассуждая о деградации узбекистанского футбола в 2016 году.
С другой стороны, присутствует и волнение за футбольное будущее триумфаторов. Пригодятся ли они в новых футбольных реалиях Узбекистана? Не останется ли победа на молодежном первенстве пиком их карьеры, как часто случается, особенно на постсоветском пространстве?
Футболисты сборной Узбекистана на церемонии награждения. Фото пресс-службы Ассоциации футбола Узбекистана
Прекрасный пример – юниорская сборная России, выигравшая Чемпионат Европы в 2008 году. Где те игроки, обставившие в полуфинале Германию с Тони Кроосом, Ларсом и Свеном Бендерами? Автор победного мяча в ворота немцев, нападающий Александр Прудников сменил в карьере 10 клубов в российской лиге, начиная с амбициозного московского «Спартака» и заканчивая аутсайдером «Анжи», и в свои 28 лет остается «подающим надежды»; капитан той сборной Вадим Гаглоев мотался по разным клубам низших российских дивизионов и в итоге завершил карьеру в 26 лет; единственный, у кого более или менее удачно сложилась карьера – без серьезных спадов, - Александр Сапета из московского «Динамо»; можно еще выделить голкипера Евгения Помазана из краснодарской «Кубани». Но следует добавить, что никто из «золотого» юниорского состава ни разу не был вызван в основную сборную страны, хотя почти все футболисты прошли последующие стадии молодежных национальных команд.
Зачастую такое бывает, когда в футболе деньги, следовательно, и борьба за результат начинают превалировать над развитием молодых игроков. Богатые команды стремятся брать опытных футболистов или иностранцев, а в бедных клубах прогрессировать молодому игроку куда сложнее. Можно уехать за границу, но и там никто не гарантирует легкой жизни. Тот же 22-летний Эльдор Шомуродов, который должен был вместе с ровесниками поднимать над головой Кубок Азии, прозябает на скамейке запасных российского «Ростова», и далеко не факт, что когда-нибудь пробьется в основной состав.
Футболистам остается только усерднее тренироваться и не останавливаться на достигнутом. Не стесняться пробовать себя в Европе, как Шомуродов, но и не опускать руки в случае неудач. И надеяться, что узбекистанская Суперлига не станет соревнованием, в котором будут превалировать иностранные игроки сомнительного уровня.
Александр Троицкий