Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Квартал из одного человека. Что осталось от русских городков на севере Таджикистана

08.02.2018 13:22 msk, Тилав Расул-заде

История Россия Таджикистан Узбекистан Общество
Квартал из одного человека. Что осталось от русских городков на севере Таджикистана

Около 150 лет тому назад царская армия Российской империи один за другим заняла и взяла под полный контроль крупные города Средней Азии: Ташкент, Ходжент (ныне — Худжанд), Ура-Тюбе (ныне — Истаравшан), Пенджикент, Бухару, Самарканд. Сбылась мечта Петра Первого, который одним из первых направил свой взор в сторону Азии и захотел получить свободный доступ к местам намывания золота на реках Амударья и Сырдарья, а также выход к землям современного Афганистана, Китая и Индии.

По словам кандидата исторических наук Шавката Шарипова, с завоеванием городов Средней Азии царская Россия преследовала свои давние геополитические и геостратегические цели: не допустить в этот регион Англию, которая, находясь в Афганистане и Индии, мечтала взять под свой контроль страны Центральной Азии, в том числе Бухару, а также иметь доступ к богатым природным месторождениям Средней Азии. Поэтому российская царская армия двинулась на южные свои рубежи с «цивилизаторской миссией». Началась реализация грандиозного плана Российской империи по покорению всех трех среднеазиатских государств: Кокандского и Хивинского ханств и Бухарского эмирата.

Покорение Туркестана

В 1865 году русские войска заняли город Ташкент. В мае 1866 года по приказу генерал-майора Дмитрия Ильича Романовского царская армия приступила к штурму городских крепостных стен Худжанда. Навстречу им вышла группа парламентариев во главе с Ходжи Азаматом — крупным худжандским купцом. Он объявил о прекращении сопротивления и безусловной покорности горожан. Но после возвращения в город Ходжи Азамат был арестован противниками добровольной сдачи Худжанда во главе со старшим аксакалом Ходжи Амином. Поэтому захват Худжанда, считавшегося одним из самых укрепленных городов Средней Азии, произошел после шестидневной осады. Защищая город, худжандцы понесли большие потери. Были убиты более 2500 человек. По данным историка Рашида Набиева, автора книги «Из истории Кокандского ханства», потери со стороны царских войск составили 1200 солдат.

В октябре 1866 года другая мощная крепость — Ура-Тюбе — после 8-дневной осады была взята штурмом войсками царской армии под командованием того же генерала Романовского. В штурме принимали участие 3825 солдат русской пехоты и кавалерии, 28 орудий. Следом, в том же октябре, царские войска штурмом взяли другой оплот Бухарского эмирата — крепость Джизак. После завоевания Ура-Тюбе и Джизака из подчинения оренбургского генерал-губернаторства был изъят Туркестанский край, и из всех земель, занятых русскими войсками, было образовано Туркестанское генерал-губернаторство, во главе которого был поставлен генерал-адъютант Константин Петрович фон Кауфман.

В состав Туркестанского генерал-губернаторства вошли сначала две области — Сырдарьинская и Семиреченская. В конце января 1868 года Кауфман заключил торговый договор с Худоярханом — правителем Коканда. После вступления царских войск в Самарканд в мае 1868 года эмиру Музаффару ничего не оставалось, как подписать мирный договор с Россией (23 июня 1868 года), фактически поставивший эмират в вассальную зависимость от царской России. В августе 1868 года город Пенджикент «добровольно изъявил полную покорность».

25 апреля 1870 года началась Искандеркульская экспедиция, которую возглавил генерал царской армии Александр Константинович Абрамов. В результате успешных военных действий летом-зимой 1875 года были завоеваны города Махрам, Канибадам, Исфара, Ашт, которые административно принадлежали Кокандскому ханству. Указом Александра II Кокандское ханство было упразднено. На покоренных землях были образованы пять областей: Сырдарьинская с центром в Ташкенте, Семиреченская с центром в городке Верный (ныне Алма-Ата), Ферганская с центром в Скобелеве (ныне Фергана), Самаркандская с центром в Самарканде и Закаспийская с центром в городе Красноводск.

Миграция на юг

После завоевания северного Таджикистана, как и всей Средней Азии, царизм приступил к административному переустройству края, цель которого заключалась в удержании местного населения в беспрекословном повиновении и как можно большем выколачивании доходов с богатых земель. Завоевание Российской империей для местного населения имело ряд негативных последствий, в частности, народ попал под двойной гнет — местных феодалов и колониальных властей, — отмечает кандидат исторических наук Мунира Джамалова. Однако были и позитивные стороны:

«Самым большим благом завоевания края Россией было прекращение междоусобных войн. Северные районы Таджикистана перестали быть «яблоком раздора» между Бухарским эмиратом и Кокандским ханством. Согласно договору с Россией от 28 сентября (10 октября) 1873 года, запрещалась купля и продажа рабов. После завоевания русскими войсками Хивинского ханства из рабства были освобождены 15 тысяч таджиков и иранцев. Среди них были и жители Северного Таджикистана.

С отменой рабства стала меняться социальная структура общества. В результате начала строительства железной дороги и промышленных предприятий по первичной обработке продукции сельского хозяйства, развития горной и нефтяной промышленности, в которых была заинтересована русская буржуазия, в короткий срок менялся внешний облик городов и поселков края. Заинтересованные в развитии сельского хозяйства и промышленности царские власти переселяли из России крестьян и рабочих. Среди них были специалисты высокой квалификации. Под их влиянием в завоеванном крае создавались новые промышленные районы, что привело к сближению населения Северного Таджикистана с русским народом, его передовым рабочим классом и интеллигенцией», — пишет Джамалова в своей работе «Присоединение Северного Таджикистана к России».


Русская слобода в Худжанде. Фото с сайта silkadv.com

По словам кандидата исторических наук Рафоат Алиевой, «правительство России в конце XIX и начале XX века стало проводить активную миграционную политику, которая способствовала притоку русского населения на территорию Северного Таджикистана, прежде всего, в Ходжентский уезд. Ключевым пунктом национальной политики России после образования в 1867 году Туркестанского генерал-губернаторства стала опора на мирных земледельцев и торговый элемент».

Начался процесс переселения в новый край русских рабочих и крестьян из центральных районов России. Запуском миграционного процесса царская Россия, по мнению Рафоат Алиевой, преследовала три цели: приглушить аграрный вопрос, возникший в России в годы Столыпинских реформ, укрепить свои позиции на завоеванной территории, переселить наиболее «ненадежных крестьян» на окраину, удалив их из центра, где нарастали революционные настроения.

Русские поселки

«Первое русское поселение расположилось около города Чарджоу у Закаспийской железной дороги. Здесь в декабре 1886 года было построено здание железнодорожной станции и жилые помещения для служащих и рабочих, а еще ранее возникло русское поселение Новая Бухара-Каган, где находилось императорское политическое агентство, а также электростанция, различные мастерские и склады, конторы русских купцов и фирм, занимающихся закупкой хлопка, кожи, каракуля и шерсти. Годовой оборот только отделения Госбанка России, находящегося в Кагане, составлял 90 млн рублей», — рассказывает Рафоат Алиева в статье «Из истории образования русских поселков в Ходжентском уезде».

Образование русских поселений на территории Ходжентского уезда, по мнению историков, шло, главным образом, за счет отчуждения земель местного населения. Русские переселенцы были сосредоточены в городе Ходженте, на станциях «Ходжент» и «Драгомирово», в поселках Черняево, Духовский, Спасский, Кривошеино, Славянский, Самсоновский, Нижнеалексеевский, Верхноволынский, Обетованный, Надеждинский, Романовский, Конногвардейский, Николаевский, Сретенский, на Сулюктинских каменноугольных копях компании «Вербова и Ко», в городе Ура-Тюбе.

Образование русских поселков в Ходжентском уезде (за исключение поселка Сретенский) непосредственно было связано с орошением Голодной степи — территории нынешнего Зафарабадского района Таджикистана, Джизакской и Сырдарьинская областей Узбекистана. Оросительным делом в Средней Азии с 1883 года стал заниматься великий князь Николай Константинович Романов. В 1885 году им был построен канал Искандер-арык. В том же году на его средства на территории Ходжентского уезда был построен Бухарский канал, а через 10 лет — канал Николай Первый протяженностью 90 км, который впервые принес воду на земли Голодной степи.


Бывший военный штаб Ходжентского уезда, ныне — управление ГАИ города Худжанда. Фото автора

Первым русским поселком в Ходжентском уезде был Запорожский, который был образован в 1885 году на месте нынешнего кишлака Хаштяк Спитаменского района. А первыми его поселенцами были оренбургские казаки. Образование поселка совпало с началом работы на Бухарском канале, построенном за счет средств русского князя Николая Романова. Затем землекопами были образованы поселки Надеждинский и Сретенский (первый поселок в Дальверзинский степи).

Все эти поселки располагались вдоль реки Сырдарья или возле железнодорожных станций, которые были образованы при освоении Голодной степи. Появились новые жилые постройки, здания для чиновников, пристава и его команды, лазареты. В русских поселениях проживало около 175 тысяч поданных, включая военнослужащих, торговцев, переселенцев-рабочих и их семей, а также крестьян и казаков.

В 1887 году Ходжентский уезд вместе с Ура-Тюбинским районом перешел в состав Самаркандской области. С этого момента в районе для управления местным населением была введена должность участкового пристава, который утверждался генерал-губернатором по представлению областного правления и имел такие же права и обязанности, как становой пристав в России.


Здание администрации Ходжентского уезда. Фото автора

Русский городок в Худжанде

В мае 1866 года сразу после занятия Ходжента царскими войсками вся военная и гражданская администрация новых властей, а также солдаты и офицеры обосновались внутри крепости города. Началось строительство так называемого русского городка. В 1871 году был заложен фундамент под здание канцелярии уездного правления, которое в настоящее время занято городской типографией.

По сведениям профессора истории Абдулло Мирбобоева, общая площадь русского квартала Ходжента составила 8803 квадратных сажени (одна сажень - 2,16 метра). Русские управленцы всегда жаловались на тесноту своего городка и просили свое руководство, сидящее в Ташкенте и Самарканде, перенести городок в район железной дороги около кишлака Исписор (территории нынешнего Бободжонгафуровского района). Однако высшее руководство посчитало целесообразным, чтобы управленцы жили среди местного населения. На территории русского квартала в 1866-1886 годах была расположена одна из воинских частей русской армии, которая затем была передислоцирована в Фергану. Освободившая земля была продана русскоязычному населению города.

Несмотря на ограниченную территорию русского городка, за короткий период в нем были построены 30 малых промышленных предприятий. Здесь в 1866 году на пожертвования местного населения была построена первая деревянная церковь, а в 1872 году — начальная школа. В 1871-1872 годах были построены несколько административных зданий, одним из которых был Военный штаб Ходжентского уезда. В русском городке были три ряда улиц. Здесь находились здания почты и телеграфа. В 1902 году напротив городской крепости был построен бульвар, аналогичным тем, что были заложены в Самарканде и Ташкенте.

САНТО, КИМ и «гузари урус»

Русские городки более сотни лет назад появились и в других районах северного Таджикистана. Одним из первых в 24 километрах от города Исфары был построен городок САНТО. В конце ХIХ века в результате проведенных геологических экспедиций здесь было найдено месторождение нефти. В 1909 году было создано малое предприятие «Среднеазиатское нефтяное товарищество» (САНТО) и началось строительство городка, который тоже назвали САНТО. Тогда в нем проживало около тысячи русских переселенцев. В 1930 году САНТО был переименован в КИМ (Коммунистический интернационал молодежи). Сейчас он называется Нурафшон. В нем живут, в основном, этнические киргизы, узбеки, таджики. От русского городка ничего не осталось.


Здание управления городского пристава Ура-Тюбе, в котором сейчас расположен отдел культуры города Истаравшана. Фото автора

В городе Истаравшане (бывший Ура-Тюбе) до сих пор есть так называемый «гузари урус» (русский квартал). Как пишет академик Ахрор Мухтаров в своей книге «Гузары Ура-Тюбе», «гузари урус» образовался после завоевания Ура-Тюбе Россией в 1866 году. В нем сосредоточились администрация, военный гарнизон, лазарет и другие учреждения. На территории гузара была построена православная церковь. В 1886 году в «гузари урус» жили всего 11 человек, в том числе священник, купец, станционный смотритель и несколько военных. В 1934 году там проживали уже 52 русских семьи.

В настоящее время от «гузари урус» остались только здания управления городского пристава Ура-Тюбе и православной церкви. В первом здании расположен отдел культуры города Истаравшана, а во втором — городской историко-краеведческий музей. По сведениям местных жителей, ныне в «гузари урус» из русских осталась всего одна пожилая женщина.


Здание бывшей православной церкви в Истаравшане, ныне — городского историко-краеведческого музея. Фото автора

По словам историка Шавката Шарипова, в городе Истаравшане и его окрестностях сохранились более 120 историко-архитектурных памятников разных времен. Но, к сожалению, от колониального периода осталось очень мало. «Нужно сохранить хотя бы эти, дошедшие до наших времен, здания», — говорит Шарипов.

Тенденция сноса исторических зданий и памятников в центре Душанбе может достичь и севера Таджикистана. Местные власти повсеместно разрабатывают Генпланы реконструкции и новой застройки городов и районов, ставя вопросы о снесении старых одноэтажных построек.

Очевидно, что для сохранения исторических памятников периода правления Российской империи в Таджикистане нужны усилия не только местных властей, но и нынешнего руководства Российской Федерации. В противном случае, никаких архитектурных свидетельств 150-летней истории российского присутствия в Таджикистане вскоре просто не останется.

P.S. По данным переписи населения 2010 года, в Худжанде с населением 230 тысяч человек восемь лет назад проживали 3420 русскоязычных граждан.

Тилав Расул-заде

Международное информационное агентство «Фергана»