Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан берется за старое. Почему Ташкент снова готов принять талибов

Узбекистан берется за старое. Почему Ташкент снова готов принять талибов

Талибы. Фото с сайта Countercurrents.org

Во время Ташкентской конференции по Афганистану, которая проходила в конце марта, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов встретился с директором Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Узбекистана Владимиром Норовым. С согласия обеих сторон «Фергана» публикует письменную версию этой беседы.

А.Дубнов: Станет ли ташкентская конференция по Афганистану первым реальным шагом на пути к достижению афганского переговорного процесса?

В.Норов: Это событие высокого уровня не одного дня. Руководство Узбекистана уже неоднократно выступало с рядом инициатив по обеспечению мира и стабильности в Афганистане, в том числе о создании под эгидой ООН контактно-согласительной группы «Соседи и друзья» Афганистана в формате «6+2». Результативной стала состоявшаяся в 1998 году в Нью-Йорке встреча на уровне министров иностранных дел в этом формате. Впервые на этой площадке встретились госсекретарь США Мадлен Олбрайт и глава МИД ИРИ Али Велаяти.

Владимир Норов. Фото с сайта Uzbekistan.be
По ее итогам был принят документ «Пункты общего понимания» по афганскому вопросу. Немаловажно и то, что в июле 1999 года в Ташкенте состоялась встреча высокого уровня группы «6+2» по Афганистану под эгидой ООН. В ней, кроме членов контактной группы, приняли участие основные противоборствующие стороны межафганского конфликта: представители «Северного Альянса» и движения «Талибан». Участниками ташкентской встречи был достигнут консенсус по части понимания бесперспективности силовых методов разрешения афганского конфликта. Стороны отметили, что дальнейшее углубление ситуации можно предотвратить только совместными энергичными усилиями всего мирового сообщества.

Участники переговоров единодушно заявляли, что долгосрочный мир может быть достигнут только усилиями самих афганцев. Отмечалась важность создания в этой стране полиэтнического, широкопредставительного коалиционного правительства.

По итогам встречи группы «6+2» в Ташкенте была подписана Ташкентская декларация об основных принципах мирного урегулирования конфликта в Афганистане, которая закрепила основные направления и этапы переговорного процесса между противоборствующими сторонами, а также схему и формы его осуществления.

Сегодня имеется благоприятная возможность для начала мирного процесса в Афганистане. Среди ключевых причин можно указать на следующие моменты.

1. На сегодняшний день в Афганистане, как и в 1997 году, сложился своеобразный статус-кво, когда ни «Талибан», ни официальный Кабул не контролируют полностью ситуацию в стране.

2. В Афганистане усиливается влияние международной террористической группировки ДАИШ/ИГИЛ (запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб., ДАИШ), которая угрожает как правительству, так и движению «Талибан», а также соседним государствам.

3. В Афганистане хорошо известно о достигнутом в Центральной Азии высоком уровне доверия к новой региональной политике президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. Сегодняшние афганцы (особенно молодежь) - более продвинутые и информированные, чем раньше, больше половины имеют доступ к интернету. Показателен в данном контексте стремительный рост за последние 15 лет количества студентов: с 14 тыс. до 170 тыс. В Афганистане как мирному населению, так и талибам сегодня хорошо известно, что страны Центральной Азии решительно готовы способствовать обеспечению мира и стабильности в этой стране.

4. Общее мнение всех участников нынешней конференции - необходимо признать «Талибан» самостоятельной политической силой. Показательно в этом плане то, что в Ташкентской декларации подчеркивается необходимость гарантированного включения движения «Талибан» в переговорный процесс в качестве легитимного политического игрока.

5. Все усилия, прилагаемые Узбекистаном по продвижению мирного процесса в ИРА, созвучны с усилиями международного сообщества по обеспечению мирного развития в этой стране.

Подписанная между афганскими противоборствующими сторонами Ташкентская декларация 1998 года об основных принципах мирного урегулирования конфликта в Афганистане до сих пор остается единственным официальным документом, согласованным и принятым всеми внутриполитическими силами этой многострадальной страны и одобренным ООН.

Таким образом, Узбекистан не только предоставляет площадку для переговоров, но и в дальнейшем будет стараться быть активным членом этого процесса.


Участники ташкентской конференции по Афганистану. Фото пресс-службы МИД Афганистана

А.Дубнов: Как изменились позиции внешних акторов за последнее время по отношению к афганской проблеме?

В.Норов: Все региональные акторы устали от афганского кризиса. В частности, Китай в корне заинтересован в восстановлении мира в Афганистане. Вовлеченность Китая в афганский процесс активизировался особенно после прихода Си Цзиньпина к власти в 2012 году. Интересы Пекина обусловлены, с одной стороны, разработкой месторождений полезных ископаемых, запасы которых оцениваются в $3 трлн. Китай уже приобрел права на добычу значительных объемов медной руды и угля.

С другой стороны, - стремлением КНР реализовать проекты в рамках своей инициативы «ОПОП» («Один пояс, один путь»), и в этом плане Пекин надеется на поддержку Пакистана: превратить пакистанский порт Гвадар во второй Дубай, а именно - в одну из ключевых точек международной логистической сети.

В свою очередь, Пакистан больше всех страдает от ситуации в соседнем Афганистане. В рамках конференции в Исламабаде в ноябре 2017 года пакистанские эксперты выразили обеспокоенность ухудшением ситуации на пакистано-афганской границе и увеличением терактов на территории Пакистана (в провинции Белуджистан). Отмечалось резкое сокращение пакистано-афганской торговли. Поэтому готовность Исламабада содействовать достижению мира в Афганистане исходит из интересов этой страны по искоренению терроризма в самом Пакистане и налаживании тесных связей со странами ЦА.

А.Дубнов: На Ташкентской конференции президент Ашраф Гани и глава МИД Афганистана Салахуддин Раббани озвучили инициативу по проведению мирных переговоров с движением «Талибан» без каких-либо предварительных условий. Однако их заявления противоречивы. В частности, Раббани дважды повторил, что данная инициатива предусматривает признание «Талибаном» нынешней афганской конституции, отказ от применения насилия, а также отказ от сотрудничества с террористическими организациями. Но все это уже является предварительными условиями.

В.Норов: Узбекистан призывает к запуску прямого диалога между властями Афганистана и вооруженной оппозицией, прежде всего, движением «Талибан» без предварительных условий. В этой связи нельзя откладывать начало внутриафганского процесса, иначе это будет стоить жизни многим невинным людям. Узбекская сторона готова создать все необходимые условия на территории Узбекистана для прямых переговоров между правительством Афганистана и «Талибаном».

В этом контексте важен успешный опыт Узбекистана. Именно Ташкент продемонстрировал Realpolitic, проявив политическую волю в урегулировании межтаджикского конфликта. Узбекистан был первым в международном сообществе, кто в полной мере осознал всю опасность для региона, исходящую от противостояния в соседнем государстве, и призвал таджикские политические силы и мировое сообщество к немедленному урегулированию кризиса.

Немаловажен также недавний опыт Узбекистана по решению пограничных и водных проблем со своими соседями. В течение 25 лет данные вопросы оставались в подвешенном состоянии. Благодаря разумному подходу руководства Узбекистана, в отношениях с соседями достигнут компромисс по всем направлениям.

А.Дубнов: Может ли Узбекистан, используя свою доминантную роль в регионе и оказывая существенную экономическую помощь Афганистану, принуждать Кабул к лояльности по отношению к своей оппозиции?

В.Норов: Узбекистан придерживается принципиального курса на невмешательство во внутренние дела Афганистана, оказание афганскому народу целенаправленной помощи в социально-экономическом возрождении. Узбекистан надеется на то, что талибы прислушаются к призывам участников Ташкентской конференции. Как заявил президент Мирзиёев, сегодня в регионе созданы все благоприятные условия для продвижения мирного процесса в Афганистане на трёх уровнях: на внутриафганском, региональном и глобальном.

Это обусловлено следующими факторами: во-первых, лидеры ИРА готовы начать прямые переговоры с движением «Талибан», без каких-либо предварительных условий; во-вторых, страны региона предпринимают активные усилия, направленные на продвижение мирного процесса и социально-экономического развития в Афганистане, их участие в региональных политических и экономических процессах; в-третьих, международное сообщество все больше осознает невозможность решения афганской проблемы военным путем, важность мирных переговоров с движением «Талибан», поддержки интеграции Афганистана в торгово-экономические и инфраструктурные связи с государствами региона.

А.Дубнов: Почему в Ташкентской декларации не упоминается о Московском формате (впрочем, как и о Стамбульском процессе), несмотря на очевидное стремление главы МИД России Сергея Лаврова обратить внимание на усилия Москвы в афганском урегулировании? Ведь Лавров в Ташкенте заявил, что московский формат является более «деловым».

В.Норов: Долгое время Узбекистан не участвовал в многосторонних форматах взаимодействия. С избранием на пост президента Шавката Мирзиёева активизировалось участие нашей страны на региональных площадках: Московский формат (2017 г.), Кабульский процесс (2018 г.), Стамбульский процесс (2017 г.).

С учетом заявлений президента Афганистана Ашрафа Гани о готовности Кабула к мирному диалогу с талибами, сделанному 28 февраля сего года, именно Кабульский процесс стал главной переговорной площадкой межафганского урегулирования. Власти Афганистана стремятся при этом привлечь как можно более широкий круг международных участников и наблюдателей в попытке найти приемлемые пути решения афганского конфликта.

Хотя в Ташкентской декларации не упоминается Московская мирная инициатива, однако там подчеркивается важность международных и региональных инициатив.

В то же время немаловажную роль играет ШОС, которая выступила за объединение усилий в борьбе с наркотрафиком. Наиболее опасной угрозой в этой сфере по-прежнему остается Афганистан. В данном контексте инициатива МИД Казахстана по активизации ШОС как главной площадки по урегулированию афганского кризиса выглядит чрезвычайно важной, поскольку данная Организация включает такие крупные державы, как КНР, РФ, Индия, Пакистан.

Россия продолжает оказывать содействие в восстановлении мира в Афганистане. Москва списала Афганистану долг в размере $12 млрд., а также рассматривает участие в восстановлении ряда объектов в Афганистане (124 объекта строились советскими специалистами). Также Россия обеспечивает подготовку кадров для афганской армии и полиции.

Кроме того, как заявил глава МИД РФ Лавров на Ташкентской конференции, афганский конфликт невозможно урегулировать военным путем, не учитывая историю возникновения проблемы. Мир возможен только через налаживание конструктивных переговоров между официальным Кабулом и талибами. Глава российского внешнеполитического ведомства также приветствовал включение этого принципа в проект итогового документа Ташкентской конференции.

Международное информационное агентство «Фергана»