Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Крайняя Азия. Почему российская полиция чаще других задерживает таджиков, узбеков и киргизов

19.04.2018 17:01 msk, Екатерина Иващенко

Миграция  Россия
Крайняя Азия. Почему российская полиция чаще других задерживает таджиков, узбеков и киргизов

Полицейская проверка в ходе операции «Нелегальный мигрант». Фото с сайта Veved.ru

Юристы по защите прав мигрантов и правозащитники провели в Москве круглый стол «Дискриминация при проверке документов». На мероприятие были приглашены сотрудники УВД на Московском метрополитене, представители дорожно-патрульной службы, прокуратуры, ГУВД Москвы и Московской области. Из всех приглашенных пришел только заместитель начальника отдела охраны правопорядка ГУВД Московской области, подполковник Александр Жиров, которому пришлось буквально отдуваться за всех неявившихся.

До того, как на г-на Жирова посыпались вопросы, бесплатный юрист для мигрантов Валентина Чупик, чья организация по оказанию помощи мигрантов «Тонг Жахони» работает с 2002 года, привела некоторые статистические данные.

В 2017 году в ее организацию поступило 9.844 обращений, связанных с незаконным задержанием иностранных граждан. Лидируют среди них граждане Узбекистана – это 3.844 человека, за ними идут граждане Кыргызстана – 2.391 человек, граждане Таджикистана – 2199, граждане Молдовы - 233, Азербайджана - 134, Армении – 71. 28% задержанных жаловались на вымогательство взяток со стороны сотрудников полиции, 8,5% - на пыточные условия содержания, 1,7% - на то, что подвергаются избиениям.

Далее Валентина Чупик перечислила «заслуги» сотрудников отдельных участков.

- В отделении полиции №4 города Подольск каждый день есть задержанные по неизвестным причинам. Сотрудники отдела №1 Люберец ходят по квартирам, где живут иностранные граждане, и несмотря на то, что они зарегистрированы по адресу работодателя, собирают дань по 2.000 рублей с человека. Отдел в ПГТ Софрино прямо на одноименной железнодорожной станции собирает всех людей неславянской внешности и приводит в участок, где средняя взятка составляет уже 4.000 рублей. Особенно отличилось ОВД Раменки-1, шесть сотрудников которого вымогали 1500 рублей у одного гражданина Узбекистана! Это на что тратятся силы полиции?! А главное, что по этому делу Следственной комитет возбудил уголовное дело.

Отвечать юристу пришлось Александру Жирову. Он признал, что в Россию иностранные граждане едут не от хорошей жизни, поэтому так важна их правовая защищенность. И попытался переложить всю вину на… самих же мигрантов.

- Многие плохо говорят по-русски, и образование у них плохое. Вот куда им идти? Правительства стран, откуда они приезжают, не уделяют внимания вопросам их адаптации, хотя немалый доход из России уходит туда. Не буду говорить про работу управления по работе с миграцией, не совсем грамотному человеку сложно пройти все стадии получения документов. И вот тут находятся соотечественники, которые занимаются обманом и вымогательством у своих же граждан. Вот откуда все идет, — заявил Жиров.

- Ко мне в год обращается 17 тысяч человек, - парировала Чупик. - Из них 10 тысяч обращений связаны с ограблением со стороны полиции, с невыплатой зарплат — около 1500, с мошенничеством с документами – порядка 250! Две с половиной сотни против 10 тысяч?! О чем вы говорите? Соотечественники-изготовители фальшивок просто ангелы по сравнению с сотрудниками полиции. Причем сотрудники полиции составляют половину тех, на кого жалуются в этих обращениях: у нас 113 из 250-ти обращений за 2017 год, когда сотрудники полиции сбывали фальшивый миграционный учет, причем они заставляли мигрантов отдавать настоящий миграционный учет, рвали его и продавали им фальшивки за 5.000 рублей. Поэтому не надо мифологизировать, что это этническая преступность. Это преступность коррупционного характера!

Координатор проектов фонда Caritas France Татьяна Зорина, которая занимается организацией тренингов для мигрантов на родине, также объяснила, что мигрантов нельзя назвать необразованными, а проблема в другом: просвещение не приводит к тому, что их меньше задерживают.

- На тренингах мы, в первую очередь, учим людей, как общаться с полицией. Но мигранты парирует тем, что наши рекомендации не работают, что сотрудники полиции начинают вымогать взятки. Поэтому проблема никак не в необразованности мигрантов. В Россию едут довольно образованные люди, но это им не помогает, — отметила Зорина.

О проведении аналогичных тренингов рассказали тренеры для мигрантов из Киргизии, которые специально приехали в Москву посмотреть, с какими проблемами сталкиваются соотечественники.

Однако представитель МВД никак не хотел признавать факты дискриминации.

- В России находится 600 тысяч мигрантов из Киргизии, а вы всего получили 10 тысяч жалоб. Это говорит о том, что в России неплохо относятся к гражданам Киргизии. Тем более что они работают в таком щадящем режиме, когда им не нужен патент, — заявил Александр Жиров.

- Те граждане, которые законно оформляют документы, проблем не имеют и давно поняли, что надо легально устраиваться на работу. Что такое дискриминация при проверке документов? — не успокаивался Жиров.

- Это когда ко мне полиция не подходит, хотя я гражданка Узбекистана. А к моему сотруднику, он из Таджикистана, полиция подходит регулярно, хотя у него есть вид на жительство в России. Мы в одинаковом правовом положении, но у него проверяют документы лишь потому, что он не синеглазый блондин, — ответила юрист.

- У нас ориентировки есть, плюс по телевизору показывают, что происходит в Сирии и что ИГ – это выходцы из Северного Кавказа и Центральной Азии (запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб., ДАИШ). Поэтому жители смотрят телевидение и могут звонить в полицию, просить проверить этих граждан, — сказал Жиров.

- А почему вы не хотите проверить людей, которые имеют расистские убеждения? — задала риторический вопрос Валентина Чупик.


Задержанные в ходе операции «Нелегальный мигрант» в Подмосковье. Фото с сайта Kracik.ru

Присутствующие еще раз попросили представителя МВД ответить на вопрос, почему в метро происходят безосновательные проверки людей кавказской и азиатской внешности.

- Отвечу, как гражданин, — решился Жиров. - Зимой много иностранных граждан стоят в метро. Зачем они там стоят? Уровень террористической угрозы подтолкнет сотрудника полиции подойти и спросить, с какой целью вы тут стоите.

Присутствующие уточнили, что полиция останавливает не группы, а отдельных граждан, которые вылавливаются из потока пассажиров как в метро, так и на электричках и в автобусах. Причем оснований для этого, кроме как цвет кожи или характерные черты лица, нет, уточнили правозащитники.

Александр Жиров признал, что и недобросовестных сотрудников полиции надо выявлять и возбуждать на них уголовные дела.

- Тысячам мигрантов из Центральной Азии ставят запрет на въезд, еще тысячи депортируют – и это нормально? Это не ксенофобия? При том, что граждан Украины в России 2,5 миллиона, а граждан Таджикистана лишь 879 тысяч? — спросил правозащитник Каримджон Ёров.

- А по какой причине депортируют мигрантов? — поинтересовался Жиров.

- По причине того, что их доставили в суд. Мы каждый день имеем дело с незаконными выдворениями. Любой человек, доставленный в суд, будет депортирован, — ответила Валентина Чупик.

- Мигранты хотят честно работать в России. Но так как ликбез среди них никто не проводил, они попадают в неприятные ситуации, уже приехав сюда. Никто из них не знает, что должен покинуть страну в установленный срок. После нарушения сроков пребывания мигрант приезжает обратно в Россию, а его не пускают, потому что он изначально нарушил режим пребывания, — решил пояснить Жиров.

- В стране законы написаны так, что мигрант вынужден их нарушать, — воскликнул Каримджон Ёров. - 81% регистраций делается на юридические адреса, не по адресу реального проживания мигрантов. Естественно, что когда приходит участковый проверять их документы, он видит это и доставляет людей в участок, потом их ждет суд. Но где тогда жить мигрантам?

- 80% выдворений происходит именно потому, что человек живет не по адресу регистрации. Этим пользуются участковые, которые берут дань по 2.000 рублей с человека, — добавила Чупик.

Однако, по мнению заместителя начальника отдела ГУВД, мигрантов начали наказывать за регистрацию именно из-за появления «резиновых квартир», где регистрировали по 100–200 человек одновременно.

- Так в том-то и дело, что мигрант не может сам себя прописать, почему не наказывают сотрудников УВМ, которые делают регистрацию? - задал еще один риторический вопрос Ёров.


Досмотр в московском метро. Фото с сайта M24.ru

Правозащитники не могли остановиться. Постановка мигрантов на миграционный учет является одной из самых острых проблем в России. Юрист Батыржон Шерматов еще раз объяснил представителю МВД, что мигрант не может сам встать на миграционный учет, а владельцы квартир регистрировать мигрантов не хотят.

- Я уже семь лет снимаю квартиру у одного москвича, он образованный человек, но регистрировать меня не хочет. Так же и с другими мигрантами. Только по этой причине более 80% мигрантов вынуждены покупать миграционный учет. Что им делать? — спросил Шерматов и попросил объяснить, какое отношение проверка мигрантов имеет к борьбе с терроризмом.

- Есть закон, что прибывающий в страну мигрант должен зарегистрироваться. И нарушать ему некого не позволено, — четко ответил Жиров. На второй вопрос ответа не было.

- Но он сделан так, что не нарушать его не получается, — настаивала Чупик. - Мы пытаемся доказать, что никакого общественно опасного деяния в отсутствии миграционного учета нет. Его отсутствие не может считаться правонарушением. Даже в законе «О миграционном учете» написано, что в том случае, если иностранный гражданин не имел возможности встать на миграционный учет, он не должен быть привлечен к ответственности.

Договориться стороны не смогли, каждая доказывала свою правоту. Поэтому в завершении мероприятия было решено перейти к рекомендациям.

Александр Жиров рекомендовал создать отделения при крупных управлениях МВД, где активисты оказывали бы помощь мигрантам.

- Также я рекомендую вам выйти на общественные советы при МВД, например, на общественный совет партии «Яблоко», и влиять на МВД через них, - добавил он.

В ответ на эту рекомендацию Валентина Чупик сказала, что они уже предлагали создать общественную комиссию при ГУВД Москвы, наподобие ОНК, члены которой могли бы выезжать на места в связи с обращениями иностранных граждан. Однако предложение было категорически отвергнуто с формулировкой, что «это вмешательство в деятельность органов внутренних дел».

Затем Жиров, как и другие сотрудники МВД на подобных мероприятиях, посоветовал мигрантам подавать жалобы на действия сотрудников полиции, обращаться в органы прокуратуры и обязательно - в дипломатические представительства своей страны.

Выслушав эту рекомендацию, присутствующие снова ответили, что все бесполезно - особенно обращения в посольства. Валентина Чупик в деталях рассказала Александру Жирову, что происходит, когда им поступает жалоба от мигранта на незаконное задержание. Правозащитники звонят в дежурный отдел. Потом звонят в окружное или муниципальное управление МВД, далее - дежурному прокурору, а если не помогает даже дежурный прокурор, то в ОНК, а далее - в Управление собственной безопасности МВД, сотрудников которого иногда все-таки можно заставить позвонить в отделение и разобраться в ситуации. «Еще мы просим своих знакомых звонить в отделы и говорить о незаконном задержании такого-то гражданина. И когда позвонит 30–40 человек – мигрантов отпускают», — говорит Чупик.

Но совместные рекомендации все же были выработаны:

- запретить сотрудникам полиции, кроме сотрудников управления по миграции, проверять статус иностранных граждан;

- обязать сотрудников полиции, которые интересуются иностранным статусом граждан, доставлять их не в дежурную часть полиции, а отделы УВМ;

- запретить задерживать более чем на три часа людей, не подозреваемых в совершении правонарушения и не совершивших выявленных административных нарушений;

- обеспечить каждого полицейского, проводящего проверку документов миграционного учета и работающего с иностранными гражданами, планшетом или другим устройством с программами перевода с основных иностранных языков.

Среди рекомендаций было также предложение шире включать в состав общественных советов при органах внутренних дел представителей общественных организаций, занимающихся защитой прав мигрантов, проводить правозащитные тренинги с сотрудниками полиции, не задерживать иностранных граждан за незначительные правонарушения.

Рекомендации, выработанные на круглом столе, были направлены в Совет по правам человека при президенте России.

Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»