Эксперт Икбол Мирсаитов: В Ферганской долине возможно образование отдельного государства
ТЕРРИТОРИЯ И ПОЛИТИКА
Фото © Фергана.Ру
Икбол Мирсаитов - кандидат политических наук, главный эксперт южного отделения Международного Института Стратегических Исследований при Президенте Киргизии, автор монографии "Особенности формирования политического Ислама в Ферганской долине". Собственный корреспондент ИА "Фергана.Ру" в Киргизии Алишер Саипов задал эксперту несколько вопросов. Господин Мирсаитов считает, что Ферганская долина является зоной потенциальной острой дестабилизации, которая может охватить весь регион.
Вопрос: - Как Вы оцениваете политическую ситуацию в Кыргызстане после 24 марта?
Ответ: - События 24 марта показали, с одной стороны, слабость власти, а с другой - нежелание проливать кровь людей. Я бы не назвал эти события "революцией". Потому что при революции идет смена одной формации на другую, должна поменяться система, должны быть какие-то новшества, инновации, прогресс. А сейчас мы в Кыргызстане наблюдаем, что просто поменялась элита, та политическая элита, которая была смещена когда-то самим Аскаром Акаевым. Все вновь прибывшие на места акаевских чиновников, это - те люди, которые некогда были обижены политикой Аскара Акаева. То, что никакой смены системы не произошло, мы можем почувствовать и по действиям правоохранительных органов. Например, ГАИ те же взятки берет, там же останавливает водителей... Но самое интересное, самое главное, что какое-то зерно, что народ может отстоять свои права, вот это чувство осталось в сознании людей.
В любом случае нужно иметь в виду, что страна сейчас находится в переходном периоде. Данную ситуацию можно сравнить с эпохой перед перестроечным моментом СССР, когда ушел Леонид Брежнев, а пришел Константин Черненко и Юрий Андропов. Вот сейчас у нас стоит выбор, то есть, кого выбрать: Черненко или Андропова? Это не в смысле того, что ограниченный срок их действий, а в смысле - по характеру. Я сравниваю, можно так сравнить, Черненко с Курманбеком Бакиевым, Андропова с Феликсом Куловым. Я думаю, что президентские выборы, возможно, решат вопрос, как дальше будет развиваться ситуация: или в сторону прогресса, или в сторону регресса.
Вопрос: - Может ли Кыргызстан в результате президентских выборов расколоться на Юг и Север , как это прогнозируют аналитики?
Ответ: - Насколько я знаю, многие северяне поддерживают кандидатуру Курманбека Бакиева. Бишкекчане говорят, им бы хотелось, что Курманбек Бакиев стал президентом. А на юге, я со многими представителями интеллигенции разговаривал, поддерживают Феликса Кулова. Возможно такая ситуация, когда север проголосует за Курманбека Бакиева, а юг за Феликса Кулова. В любом случае, сейчас вероятных кандидатов в президенты Кыргызской Республики около семи человек. У нас, скорее всего, будет очень жаркая осень...
Вопрос: - По-Вашему, Узбекистан как реагирует на сложившую ситуацию в Кыргызстане?
Ответ: - Я думаю, что Узбекистан заинтересован, чтобы президент в Кыргызстане появился быстрее. Потому что, ситуация может выйти из-под контроля. Ясное дело, что Президент Узбекистана сейчас очень сильно обеспокоен. Обеспокоен тем, что протестная волна революции в Кыргызстане может заразить и узбеков.
Вопрос: - Насколько это реально?
Ответ: - Давайте, будем исходить из фактов. Когда мы встречались с представителем [исламской партии] "Хизб-ут-Тахрир" из Карасуу, он сказал о том, что к нему приходили некие люди из Узбекистана и просили, чтобы "хизбутовцы" поддержали их. Какие это силы были, пока не ясно. Но факт остается фактом, то, что к представителям "Хизб-ут-Тахрир" приходили из Узбекистана... Источники из МВД говорили, что в мартовских событиях в Кыргызстане участвовали люди из Узбекистана - этнические кыргызы. Это первое. Второе, по мнению многих аналитиков, для того чтобы стабилизировать, взять под контроль эту ситуацию и применить силу власти Узбекистана могут пойти на провокацию столкновения межэтнических отношений. Возможно, будет столкновение между узбеками и таджиками в Бухаре и Самарканде, частично в Ферганской долине... Возможно, просто так не будет сидеть мировая общественность и конечно же Иран. Потому что в Узбекистане очень много персидоязычного населения. Возможно, для введения чрезвычайного положения придумывается такая схема.
Но репрессиями народ Узбекистана уже не угомонишь. В Узбекистане уже шофера, простые люди говорят, "если кто-нибудь поднимется, мы поддержим". Население готово кого-то поддержать, но кого - они не знают. Почва готовится. Недавние события в Джизаке, Мархамате, Коканде доказывают, что народ Узбекистана тоже может противостоять властям. В этих регионах были репетиции революции, за этими событиями, все таки, кто-то стоит. Потому что, народ сам по себе не может мобилизоваться. Многие считают, что революция начнется с Ферганской долины, но время покажет. Возможно, и Ташкенте и в Фергане одновременно могут начаться волнения.
Боязнь многих российских аналитиков в том, что север Кыргызстана отойдет в Казахстан и юг в Узбекистан, абсурдна. Потому что, возможно, сама Ферганская долина может отделиться от всех трех государств и образуется какое-то другое государство. Почему? Потому что, лидеры нынешних государств, как бывший президент Аскар Акаев, забыли судьбу Ферганской долины. Ферганская долина эта - критическая масса, 10 миллионов населения, которую лидеры в течение многих лет проигнорировали. Все политические элиты, которые вышли из Ферганской долины, они были смешены с постов. Эти люди могли бы сдерживать ферганский фактор.
Вспомните, в 90-годах прошлого века, когда силами репрессий были убраны криминальные, духовно-религиозные авторитеты из политической сцены. Таким образом власти Узбекистана, Таджикистана подтолкнули на то, что сейчас идет уже идет скрещивание криминальных и духовных авторитетов. Об этом говорится и в отчете госдепартамента США. Это получается своеобразная оппозиционно-настроенная критическая масса против властей. Это самое важное и опасное явление. В дальнейшем возможно развития такой ситуации, что она будет бесконтрольна. Недальновидная политика в отношении Ферганской долины со стороны со всех трех государств может привести напряженной ситуации. В настоящее время, руководители трех государств должны принять превентивный и креативный метод для ослабления [протестного] потенциала Ферганской долины. В этот процесс необходимо привлечь миссию добровольных наблюдателей из самих представителей народов долины, необходимо привлечь международные организации. Они не только должны работать по наращиванию экономического потенциала, в этой связи нужно наладить политический консенсус между сторонами.
Вопрос: - Кого, по Вашему мнению, официальный Ташкент хотел бы видеть в качестве президента Кыргызстана?
Ответ: - Для Ташкента нет разницы, кто будет президентом Кыргызстана. Самое главное, чтобы здесь был порядок.
Вопрос: - В каком смысле "порядок"? Чтобы в кыргызской части Ферганской долины не было "экстремистов", "религиозных радикалов" и прочих "третьих сил"?
Ответ: - Порядок в том смысле, чтобы у Узбекистана и у Кыргызстана были общие интересы. Например, при Аскаре Акаеве, не секрет, по негласному договору узбекские спецслужбы могли спокойно заезжать на территорию Кыргызстана и увозить кыргызских граждан. Узбекистан хочет видеть в преемнике Аскара Акаева того человека, который был бы в ладу с политикой Ташкента.
Вопрос: - Возможно ли повторение киргизского сценария в Таджикистане, несмотря на горький опыт гражданской войны?
Ответ: - Возможно. Потому что критика в адрес религиозных деятелей Согдийской области со стороны Эмомали Рахмонова очень сильна. Он, начиная 2003 года, сильно критикует религиозных лидеров. Некоторые лидеры Партии Исламского Возрождения Таджикистана уже были арестованы. Все полевые командиры, лидеры Объединенной Таджикской Оппозиции тоже арестованы. Все это показывает, что Эмомали Рахмонов постепенно начинает давление на Партию Исламского Возрождения. В Согдийской области около 40 % населения узбеки. Это не надо забывать. Это тоже может послужить поводом дестабилизации. В Согдийской области тоже как у нас земельно-водные, приграничные вопросы полностью не решены. Очень сильный резонанс дает таджикско-узбекские отношения. Почему не поможет горький опыт гражданский войны? Потому что, тогда была борьба за власть, а теперь может начаться борьба за сферы влияния в Ферганской долине.
Вопрос: - Вот Вы говорите, что в Ферганской долине может появиться отдельное государство... Насколько это вероятно?
Ответ: - Вы помните, к чему стремилось Исламское Движение Узбекистана? ФАНО (Фергана, Андижан, Наманган, Ош). Ходжент, Баткен и Джалалабад тоже будут включены в этот список. Не исключено, что криминальные структуры тоже могут выйти со своими амбициями. У них тоже своя криминальная иерархия есть. Возможно, это лобби и будет развиваться в дальнейшем.
Вопрос: - А имеет ли значение национальность будущего гипотетического лидера Ферганской долины?
Ответ: - В Ферганской долине сейчас проживает 80 этнических групп. Согласитесь, что это немало. Большинство составляют узбеки, и лидер тоже будет узбеком. Но это пока только гипотеза. Сейчас сложилась такая гипотеза, потому что ситуация может выйти из под контроля. Тогда действительно выйдет какой-нибудь лидер, наподобие Тахира Юлдаша или Абдулло Нури.
В беседе также участвовали: Филипп Нубель, редактор Центрально-Азиатской службы Института по Освещению Войны и Мира и Зафар Атаджанов, студент отделения журналистики ОшГУ