Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Андижанских беженцев в Киргизии гораздо больше, чем можно себе представить. Но никто их не считал

08.12.2005 10:23 msk, Алишер Саипов

Узбекистан
Андижанских беженцев в Киргизии гораздо больше, чем можно себе представить. Но никто их не считал

После трагических событий 13 мая 2005 года в Андижане для беженцев из Узбекистана соседний Кыргызстан превратился в относительно безопасное пристанище. Обычные узбекские граждане, журналисты, правозащитники и члены оппозиционных партий спустя полгода после трагедии все еще ищут убежище на территории самого близкого соседа Узбекистана.

Полгода в изгнании

26 летний Хайрулло – беженец, проживающий в Оше с надеждой получить статус беженца или вернуться в Андижан. После кровавых событий в родном городе он обходными путями бежал в соседнее государство, чтобы спасти собственную жизнь.

- Сын моего дяди был среди тех двадцати трех бизнесменов, которых судили по обвинению к причастности религиозному течению «Акромия». Услышав, что 13 мая президент Ислам Каримов приедет в Андижан, чтобы выслушать жалобы людей, я тоже пошел на площадь, где уже проходил митинг. Народ выразил свое недовольство, но президент так и не приехал. Вместо этого солдаты начали стрелять в людей. Потом все побежали… - грустно рассказывает Хайрулло.

После того, как в узбекском городе Андижане 13 мая 2005 года правительственные войска открыли огонь по тысячам митингующих, часть демонстрантов нашла убежище на юге соседнего Кыргызстана. Через 3 месяца при помощи Управления Высшего Комиссариата по делам Беженцев ООН (УВКБ ООН) 439 беженцев были переправлены в Румынию.

После приезда в Ош, Хайрулло попробовал присоединиться к беженцам, проживающим тогда в местности «Сасик», в Сузакском районе Джалалабадской области. Но не осмелился открыто пойти туда, так как лагерь охранялся военными. Слухи о том, что киргизские пограничники выдают беженцев узбекским военным, окончательно отбили у Хайрулло желание присоединиться к землякам. После отправки беженцев в Румынию, в конце июля текущего года Хайрулло, которому пришлось жить три месяца, скрываясь от всех, обратился в местный офис УВКБ ООН в Оше. В начале августа его зарегистрировали в качестве лица, ищущего убежище.

- В Андижане у меня остались старики отец и мать, младший брат-инвалид, жена, пятилетняя дочь и трехлетний сын. Никто из них не работает. Как и на что они живут, не знаю, от них никаких вестей… - говорит Хайрулло, не скрывая тревоги.

После 13 мая один из братьев Хайрулло был арестован, а другой пропал без вести. О том, что его фирма, торгующая строительными материалами была закрыта и все товары конфискованы, Хайрулло узнал недавно от других беженцев. Двадцатишестилетний молодой бизнесмен, который всего полгода назад обеспечивал большую семью, сегодня вынужден работать разнорабочим, чтобы прокормиться в соседней стране.

- УВКБ ООН выплачивает мне 1500 кыргызских сомов каждый месяц (примерно 37 долларов США). С этой суммы я плачу арендную плату за жилье, покупаю продовольствие. Начались холода, должен еще купить одежду на зиму, - говорит Хайрулло.

Неизвестное будущее

Беженцев из Узбекистана, таких как Хайрулло, можно встретить в основном в южных киргизских городах Ош, Наукат, Узген, Джалалабад. В Бишкеке под покровительством УВКБ ООН проживает группа узбекских журналистов и правозащитников. Большинство беженцев – мужчины. Далеко не все из них обращаются в официальные органы с просьбой предоставить убежище. Угроза задержания со стороны милиции или сотрудников специальных служб Узбекистана вынуждает не только нелегальных беженцев, но и тех, кто получил официальную регистрацию, проживать скрытно и крайне настороженно.

В июне этого года сотрудники управления внутренних дел Ошской области задержали уроженцев Андижана Баходира Содикова и Исмонжона Йулдошева, сказав, что могут организовать встречу с представителями УВКБ ООН. В данное время не известно, переданы ли они представителям спецслужб Узбекистана или находятся в Кыргызстане.

21 октября сотрудниками Ошской городской милиции в ходе операции «Нелегал» были задержаны четыре андижанских беженца. После вмешательства юриста организации «Адилет» трое из них были выпущены на свободу. Но четвертый беженец, Фаёз Тожихалилов, который прошел регистрацию в Южном региональном управлении миграционной службы Кыргызстана и УВКБ ООН, до сих пор находится в изоляторе временного содержания Ошской городской милиции. По словам сотрудников милиции, участник андижанских событий Фаёз Тожихалилов объявлен в Узбекистане в розыск. По словам юриста организации «Адилет» Солижона Моитова, который занимается защитой задержанного, Фаёзу Тожихалилову пока не угрожает опасность передачи в правоохранительные органы Узбекистана.

Никто не знает точное число незаконных беженцев, нашедших приют на территории Кыргызстана. Некоторые правозащитники предполагают, что в стране могут находиться несколько тысяч беженцев. Никакая негосударственная или международная организация еще не проводила исследования по выявлению числа беженцев.

По словам главы Южного регионального управления миграционной службы Кыргызстана Нурийлы Жолдошевой, после отправки 439 беженцев в Румынию в июле, по всему югу республики (Ошская, Джалалабадская и Баткенская области) в общей сложности 23 человека обратились к ним с просьбой предоставить убежище. Беженцам были выданы удостоверения лиц, ищущих убежище, и они были зарегистрированы в местных органах внутренних дел.

- Сейчас мы изучаем, насколько эти граждане Узбекистана действительно нуждаются в убежище. Этот процесс будет продолжаться шесть месяцев в трех этапах, начиная со дня их регистрации. Первый этап - это беседа с беженцем, второй этап – изучение, проверка и анализ полученных данных, и третий этап - это принятие решения по выдаче или отказу статуса официального беженца, - говорит Нурийла Жолдошева.

Но с тех пор, как 439 беженца были отправлены в Румынию, ни одному гражданину Узбекистана, зарегистрированному в Южном региональном управлении миграционной службы Кыргызстана, статус официального беженца выдан не был. Не считая 11 беженцев, переведенных в июле этого года с Сузакского лагеря в следственный изолятор города Ош по требованию официальных лиц Узбекистана и отправленных в Великобританию в середине сентября. В данное время еще четыре андижанских беженца удерживаются в следственном изоляторе в Оше. Узбекская сторона обвиняет их в совершении ряда тяжелых преступлений. Но, кажется, киргизское общество о них уже забыло.

«Охота за привидением»

Кабул Парпиев, после обвинений из уст Ислама Каримова превратившийся в «организатора андижанского восстания поневоле», в начале лета и осени этого года дал несколько интервью западным СМИ. В своих интервью он призывал международное сообщество к независимому расследованию майских событий.

В последнее время Кабул Парпиев исчез. Он хранил молчание во время судебного процесса в Ташкенте и по поводу приговора никаких комментариев не давал. Даже для самых любопытных журналистов и сотрудников правоохранительных органов Ферганской долины его местонахождение остается неизвестным. Но известно, что «легендарный организатор» жив и находится на свободе.

Узбекские и киргизские спецслужбы до сих ищут Кабула Парпиева на территории Кыргызстана. Сотрудники правоохранительных органов Узбекистана обещают за помощь в поимке «террориста» Кабула Парпиева 10 тысяч долларов США. В ходе беседы с беженцами, пойманными в ходе операции «Нелегал», сотрудник Ошской милиции проговорился, что спецслужбы Узбекистана обещают от 500 долларов до 20 тысяч долларов США за предоставление информации о лицах, объявленных в розыск.

По некоторым данным, спецслужбы Узбекистана опасаются, что «Кабул Парпиев собирает людей в Кыргызстане, чтобы вторгнуться в Узбекистан». Эти опасения косвенно подтверждаются сообщениями информационных агентств «Кабар», «Интерфакс», ссылающихся на полученные от источников в Ошской областной милиции данные «о консолидации сил исламского экстремизма в Ферганской долине». Возможно, говоря «о консолидации сил исламского экстремизма», киргизская милиция и спецслужбы подразумевали беженцев, число которых на юге Кыргызстана медленно, но неуклонно увеличивается.

По данным, полученным ИА «Фергана.Ру» от источников в правоохранительных органах Ошской области, вскоре в южных областях страны «может начаться борьба против экстремистов» и, соответственно, чистки среди беженцев из Узбекистана.

Что случится, если спецслужбы Узбекистана поймают беженца Хайрулло как экстремиста, или киргизская милиция депортирует его в Узбекистан? Тогда ни УВКБ ООН, ни какая-нибудь другая международная организация не сможет спасти его от жестокого наказания за участие в Андижанском восстании.