Журналисты узбекской службы Радио «Свобода» удостоены премии имени Дэвида Бурке
На фото: вручение премии
Шестнадцать журналистов узбекской службы Радио «Свобода» удостоены премии имени Дэвида Бурке. Данная премия носит имя бывшего председателя Совета Управляющих по Радиовещанию США Дэвида Бурке. Эта награда, имеющая денежное выражение, присуждается журналистам, демонстрирующим смелость и отвагу при работе в тяжелых и опасных условиях. Под «опасными условиями» в данном случае подразумеваются так называемые «андижанские события», во время и после которых власти Узбекистана жестко дозировали информацию из региона, а журналисты подвергались прессингу и преследованиям. Резкое охлаждение официальных отношений Узбекистана и США, вызванное в немалой степени андижанскими событиями, привело, в том числе, к закрытию в январе текущего года ташкентского бюро радио «Свобода».
За работу в 2005 году премии имени Д.Бурке удостоены следующие корреспонденты бюро «Свободы» в Ташкенте:
Гафуржан Юлдашев (Gafurjan Yuldashev)
Садриддин Ашуров (Sadriddin Ashurov)
Носир Закиров (Nosir Zokirov)
Элмурад Жусупалиев (Elmurad Jusupaliyev)
Абдувохид Хаитов (Abduvohid Haitov)
Феруза Джураева (Feruza Jurayeva)
Барно Исакова (Barno Isakova)
Мехрибон Бекиева (Mehribon Bekiyeva)
Хуснитдин Кутбиддинов (Khusnitdin Kutbiddinov)
Фармуда Муродова (Farmuda Murodova)
Хамракул Каршиев (Khamrokul Karshiyev)
Робия Мирзаахмедова (Robiya Mirzaahmedova)
Гуласаль Камолова (Gulasal Kamolova)
Лобар Кайнарова (Lobar Qaynarova)
Мухиддин Абдурасулов (Muhiddin Abdurasulov)
Фарход Хазраткулов (Farhod Hazratkulov)
Церемония вручения премии состоялась в Праге, в здании бывшего парламента Чехии.Чтобы поподробнее разузнать о данной премии, главный редактор ИА «Фергана.Ру» Даниил Кислов связался с исполняющим обязанности Президента «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» Джэфом Тримблом (Jeff Trimble). Эту должность Джеф Тримбл занимает с октября 2005 года.
* * *
Фергана.Ру: - Господин Тримбл, об этой премии я не смог прочитать ни в одной московской или узбекской газете. Что это за награда?
Джеф Тримбл: - Первый председатель нашего Совета губернаторов Дэвид Бурке был известным и опытным журналистом. После того, как он ушел с поста главного редактора CBS, была создана эта премия за журналистское мужество в сложных условиях работы. Вручается она ежегодно журналистам международного радиовещания США. В этом году было решено присудить премию корреспондентам Ташкентского бюро нашей радиостанции – за то, что они сделали в течение прошлого года. Особенно – за их репортажи о событиях в Андижане.
Фергана.Ру: - Ташкентское бюро Радио «Свобода» было закрыто в декабре прошлого года…
Джеф Тримбл: - На самом деле, окончательное решение было принято только в январе этого года. Это был очень сложный процесс, и это для нас было трудное и, в конце концов, печальное решение. Мы бы хотели, чтобы наши журналисты в Узбекистане работали нормально, как аккредитованные корреспонденты. Но мы опасались за их безопасность после событий прошлого года из-за давления узбекского правительства.
Фергана.Ру: - Имеет ли эта премия денежное выражение?
Джеф Тримбл: - Весьма небольшое. Мне пока не известна окончательная цифра, но это в районе нескольких сотен долларов. Самое главное, что такая награда демонстрирует поддержку Совета губернаторов международного радиовещания США. В Совете губернаторов – известные люди, назначенные президентом Соединенных Штатов Америки. Сам президент и Конгресс обращают внимание на работу этих журналистов.
Фергана.Ру: - Получается так, что это государственная премия, которой награждаются работники тоже почти государственного радио?
Джеф Тримбл: - Совет губернаторов является независимым агентством, и члены Совета принимают решение сами по себе, и было бы неправильно говорить, что это государственная награда.
Фергана.Ру: - Все же эта премия отражает официальную позицию властей?
Джеф Тримбл: - Я все же не могу сказать, что эта премия выражает какую-то официальную позицию американского правительства. Наоборот: это агентство является независимым. Никакого решения Госдепартамента или Белого Дома здесь не было. И я еще раз подчеркиваю, что было бы не правильно говорить, что это отражает официальную позицию правительства США по отношению к Узбекистану или Андижану, в частности… Радио «Свобода» также является независимой, абсолютно негосударственной организацией. Это некоммерческая частная фирма. Мы никак не выражаем позицию или официальные взгляды американского правительства.
Фергана.Ру: - В последнее время все чаще поговаривают о том, что Ислам Каримов тайно налаживает контакты на Западе и не намерен рвать отношения с влиятельными силами в США окончательно. Мистер Тримбл, как Вы думаете, может ли ваше бюро снова начать работать в Узбекистане?
Джеф Тримбл: - Я не владею информацией о том, что происходит за кулисами в отношениях между Россией, Узбекистаном и США. Я просто не знаю ничего об этих слухах. Что касается бюро в Ташкенте, то я, конечно, хочу, чтобы мы снова имели возможность открыть бюро в Узбекистане. Наши журналисты всегда отражают полную картину всего, что происходит в стране. Это значит, что наши микрофоны открыты и для официальных представителей узбекского правительства. Мы хотим, чтобы они принимали участие в наших передачах, чтобы все голоса Узбекистана – и оппозиции (как в стране, так и за рубежом), и официальной власти – приходили к нам. Возобновление работы в Узбекистане пошло бы только на пользу объективности нашей информации и нашей работы. С точки зрения узбекского правительства, им было бы выгодно, чтобы их мнение и их взгляды присутствовали в наших передачах. Я считаю, что это в интересах узбекского правительства – сделать так, чтобы наши журналисты открыто работали в Узбекистане.
Фергана.Ру: - Как вы планируете в дальнейшем собирать информацию об Узбекистане? Или с вашим уходом из Ташкента страна станет «черной дырой» в вашем информационном вещании?
Джеф Тримбл: - У радио «Свобода» нет «черных мест». У нас большой опыт – более пятидесяти лет работы. Можно работать по телефону, говорить с людьми, все же собирать информацию о том, что происходит в Узбекистане. Конечно, труднее будет делать живой эфир. Тем не менее, наши слушатели будут получать полную информационную картину о том, что происходит и в стране, и в регионе, и в международных отношениях.
В будущем мы даже собираемся открыть специальный Интернет-сайт о Центральной Азии на русском языке. Останутся также веб-сайты отдельных служб на узбекском, киргизском, таджикском языках. Это будет исключительно региональный проект, посвященный только Центральной Азии.
Фергана.Ру: - Прокомментируйте, пожалуйста, историю с Рахматжоном Кулдашевым, подавшим на радио «Свобода» в Европейский Суд по правам человека. Как решается эта проблема?
Джеф Тримбл: - Как любая профессиональная организация, мы не обсуждаем публично моменты, связанные с нашими сотрудниками. Это нормальная западная практика. Поэтому я не могу это прокомментировать.
Фергана.Ру: - Как Вы относитесь к агрессивной атаке против вашего радио, развернутой в узбекских СМИ?
Джеф Тримбл: - Как ни странно это может прозвучать, я воспринимаю эту атаку как комплимент. Это значит, что они [власти Узбекистана. - прим. ИА "Фергана.Ру"] думают, что мы представляем для них какую-то угрозу. На самом деле, мы не представляем никакой угрозы, а просто делаем профессиональную журналистскую работу. Но если они [имеются в виду власти Узбекистана. – прим. ИА «Фергана.Ру»] это так воспринимают – что я могу сделать… Мы будем продолжать работать, несмотря ни на какие атаки.