27 июня в Узбекистане отмечают День работников печати и средств массовой информации
День работников печати и СМИ в Узбекистане отмечается в «узком кругу». По установленной с недавних пор традиции основные «торжества» пройдут в театре оперы имени Навои, вход куда - строго по пригласительным. Чести быть приглашенными удостоились только избранные. Для нескольких независимых и иностранных журналистов, пока ещё остающихся в Узбекистане, пригласительные не предусмотрены: эти журналисты на празднике «местного значения» считаются просто «чужими».
За прошедший год «чужим» пришлось не сладко. Сегодня в Узбекистане осталось лишь несколько корреспондентов непроправительственных (главным образом, Интернет-изданий) и журналистов иностранных СМИ, которым пока запрещен вход лишь в театр. Но есть и те, кому закрыт въезд в страну. В день работников печати и СМИ нам хотелось бы вспомнить именно о них.
После кровавых событий в Андижане в мае прошлого года власти объявили тотальную войну свободной прессе. Немедленно оказался закрыт ташкентский офис Британского Института по освещению войны и мира (IWPR). Руководитель ташкентского бюро IWPR Галима Бухарбаева была вынуждена покинуть Узбекистан в целях собственной безопасности. Галима является одним из живых свидетелей того, что произошло в Андижане.
Потом был закрыт сайт Uznews.Net. Просуществовавший всего лишь несколько месяцев, это веб-сайт уже имел своих постоянных читателей, привлекая их острыми и актуальными выступлениями. Редактор сайта Кудрат Бабаджанов тоже уехал из страны, так как угрозы в его адрес участились.
Окончательно заблокированными посредством искусных фильтров оказались многие российские Интернет-СМИ и веб-издания дальнего зарубежья. Сегодня, стоит появиться новому новостному сайту – доступ к нему в Узбекистане перекроют быстрее, чем авторы сайта выпустят свой пресс-релиз. Примером тому – спешная блокировка молодого и яркого Интернет-издания Uzmetronom.Com.
Почувствовали гнев властей и сотрудники Узбекского филиала международной организации Internews. Жертвами необъявленной войны против инакомыслия в СМИ стали и представители Айрекс (IREX). Самую, можно сказать, безобидную даже для Узбекистана организацию обвинили в попытке возбуждения революционных настроений среди молодежи.
Позже, уже к концу 2005 года было отказано в аккредитации ташкентскому бюро радио «Свобода». Ещё одно радио, которое служило трибуной для желающих свободно и открыто высказываться, было закрыто. Пытаясь как-то повлиять на решение МИДа Узбекистана и сохранить бюро в Ташкенте, руководство радио «Свобода» пошло на уступки и уволило одного из самых активных и давно уже ставшего неугодным властям Узбекистана журналиста. Но и это не помогло. Сегодня многие журналисты ташкентского офиса «Свободы» перебрались в другие зарубежные бюро, сменили работу…
Покинул Узбекистан и руководитель негосударственной организации по защите прав журналистов Узбекистана Юсуф Расулов. Человеку, который взялся было за защиту журналистов, как выяснилось позже, защита понадобилась самому.
Оставили родину журналисты: Г.Юлдашев (сотрудник радио «Свобода»), сотрудник радио Би-Би-Си по Андижанской области, М.Азаматова (сотрудница радио Би-Би-Си по Фергане), Б.Шахназаров (юрист организации Интерньюс), З.Ибрагимов, Багила Бухарбаева (сотрудница агентства Франс-пресс), Т.Караев. К сожалению, список этот можно продолжить.
Одних заставили покинуть страну, других просто «отодвинули». К примеру, так поступили с сотрудником радио «Немецкая волна» Обидом Шабановым. Журналиста попросили заткнуться, а иначе… Во избежание хлопот руководство радио быстро согласилось с этим требованием, журналист остался без работы.
В республиканской прессе начались активные выступления против «чужих» - независимых и иностранных журналистов. Обвинительные интонации появились и у так называемых «представителей закона». Все помнят, как одним из первых снял табу на оскорбления в адрес журналистов теперь уже бывший помощник прокурора страны Анвар Набиев. Во время очередного брифинга по поводу Андижанских событий он назвал журналистов «гиенами и шакалами», охотящимися за падалью.
Здесь нам бы хотелось вспомнить следующие слова президента Узбекистана: «Профессия журналиста — одна из самых трудных. Журналист — одновременно и государственный деятель, и политик, и рулевой в море общественного мнения. Я с большим уважением отношусь к ним. И всегда готов внести свой вклад в решение их проблем». (Из интервью газете «Халк сузи»/«Народное слово», 19 декабря 1991 года).
И этот вклад был внесен. Независимые голоса в Узбекистане исчезли, «проблема журналистов» была решена.
Пока «чужие» скитаются на чужбине, «свои в доску» в узком кругу отмечают самый местный праздник, мягко поглаживая друг друга по плечу и восхваляя «достойный труд и высокие достижения».