Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Руслан Шарипов: «Правительству США безразлична судьба беженцев из Узбекистана»

20.03.2007 00:02 msk, Беседовал Даниил Кислов

Интервью Узбекистан

Руслан Шарипов в США. Фото ИА Фергана.Ру
Руслан Шарипов в США. Фото ИА Фергана.Ру
Обладатель премии «Золотое перо-2004» Всемирной Ассоциации Газет, лауреат премии «Свобода Выражения-2004», обладатель грантов международной правозащитной организации «Human Rights Watch» и Института по освещению войны и мира (IWPR), политический беженец из Узбекистана. Все эти регалии принадлежат Руслану Шарипову – узбеку и уроженцу Бухары, журналисту и правозащитнику, в октябре 2004 после непрекращающегося давления и преследований со стороны узбекских властей вынужденного покинуть родину.

Вырваться за пределы Узбекистана означало для Руслана Шарипова обрести личную и творческую свободу. Однако Соединенные Штаты не стали для узбекского журналиста "землей обетованной". Профессиональное признание и уважение со стороны коллег не спасли мигранта от проблем с поисками работы и жилья, а «привычка к свободе» привела Руслана из узбекской тюрьмы в американскую.

Спустя два с половиной года после вынужденной эмиграции Руслан Шарипов принимает решение вернуться в Узбекистан. Пока неизвестно, как отнесется к этому официальный Ташкент, документы Руслана еще долго будет рассматривать узбекское консульство в Нью-Йорке. Однако это решение опального журналиста вполне серьезно мотивировано: по словам Р.Шарипова, в США тоже нет свободы, на которую многие рассчитывают.

В эксклюзивном интервью ИА «Фергана.Ру» Руслан Шарипов рассказывает свою историю подробно.

* * *

Фергана.Ру: - Руслан, на что Вы надеялись по прибытии в США? Где Вы жили все это время и чем занимались, где работали?

Руслан Шарипов: - До последнего времени я жил с братом в Сакраменто, Калифорния. Я - единственный среди членов моей семьи, кому отдел Национальной безопасности США до сих пор не выдает «грин карту» (Green Card – «зеленая карта», вид на жительство в США, карта постоянного резидента США). Поэтому я не могу найти работы, и не знаю, где буду жить после скорого отъезда моего брата в Европу. Срок моего разрешения на работу в США истек еще в 2005 году.

Я надеялся продолжить правозащитную и журналистскую деятельность и искал поддержку среди фондов США, работающих по центральноазиатскому региону, но безрезультатно. К примеру, представитель Фонда Сороса написала мне, что я мало что могу сделать, находясь так далеко от Узбекистана, и что в Интернете уже много других проектов, освещающих ситуацию в Узбекистане.

Фергана.Ру: - Появились ли у Вас друзья в США за время пребывания там?

Руслан Шарипов: - Я продолжаю поддерживать контакт с коллегами и международными организациями. Однако, в основном, мои друзья остались в Узбекистане, и я очень по ним скучаю.

Фергана.Ру: - Какое общее впечатление произвела на Вас Америка?

Руслан Шарипов: - Американцы – замечательный народ. Однако проблемы государственного уровня: медицинское и особенно стоматологическое обслуживание средних слоев населения, бедность и увеличение количества бездомных в США не могут не вызывать беспокойство. Среди штатов лидирующее место по количеству бездомных занимает Калифорния.

Фергана.Ру: - Почему Вы приняли решение уехать?

Руслан Шарипов: - Казалось бы, американский народ, вкусив свободы и демократии, должен грудью стоять на защите своих прав. Однако администрация Джорджа Буша продолжает посягать на элементарные свободы своих граждан. Секретное прослушивание в США, простите за каламбур, ни для кого уже не секрет. Белый дом прослушивает телефонные разговоры и читает электронную почту любого «подозреваемого в терроризме», в том числе граждан США – без судебных ордеров, предусмотренных законом.

Особенно тяжело приходится беженцам после того как с 2003 года их вопросы переведены в компетенцию Отдела Национальной Безопасности США (DHS – Department of Homeland Security). Это вызвало серьезную озабоченность у международных организаций. В частности, даже правозащитная организация «Human Rights First» со штаб квартирой в Нью-Йорке и Вашингтоне потребовала от Отдела Национальной Безопасности справедливого отношения к беженцам на территории США.

Мне самому неоднократно приходилось общаться с представителями Отдела Национальной безопасности США (DHS). Офицер НБ на последнем интервью по поводу выдачи мне «грин карты», к примеру, допрашивал меня о причастности к шпионской деятельности. Разумеется, вопросы национальной безопасности для администрации Джорджа Буша важнее, чем судьбы узбекских беженцев.

Другой пример. Сравнительно недавно я ехал по приглашению в город Сан-Исидро (Калифорния), который граничит с Мексикой. По неизвестным мне причинам водитель автобуса пропустил остановку и перевез меня через границу в Мексику. Так как мне до сих пор не выдали «грин карту», я не имел право пересекать границу и покидать США, поэтому я спросил водителя автобуса, почему он пересек границу без остановки в Сан-Исидро. Ведь у него был мой билет, и он знал, куда я направлялся. Более того, согласно официальному маршруту, автобус должен был отправиться в Мексику только после 10-минутного перерыва в Сан-Исидро.

При попытке возвращения в США я объяснил офицерам НБ, что меня перевезли через границу в Мексику против моей воли, и предоставил им в качестве доказательства билет. Однако мне указали на выход в Мексику. При второй моей попытке возвращения в США группа офицеров Национальной Безопасности задержала меня и поместила в комнату без окон. Мне было отказано в возможности связаться с родными и близкими. Во время грубых допросов офицеры НБ потребовали назвать имена и адреса тех, кто пригласил меня в город Сан-Исидро, Калифорния, место и дату знакомства, а также то, почему я намеревался с ними встретиться, таким образом, неправомерно вмешиваясь в мою личную жизнь.

Отношение к беженцам со стороны администрации Джорджа Буша – жестокое. И здесь не идет речь о сострадании. Я говорю об элементарной первостепенной помощи беженцам в поисках работы, медицинском обслуживании и необходимой легальной документации.

Я был шокирован, когда в связи с отсутствием у меня медицинского страхования в больнице вместо гипса на сломанную кость руки мне наложили временную повязку и попросили пройти через специальную процедуру в клинике для малоимущих. Там же мне обещали, что я получу консультацию у специалиста относительно моего перелома и смогу получить дальнейшую медицинскую помощь. Только через три дня мне наконец-то наложили гипс, но специалиста я так никогда и не увидел.

Фергана.Ру: - Как Вы думаете, почему из США уезжают андижанские беженцы?

Руслан Шарипов: - Каждый случай имеет индивидуальную окраску, но по своему личному опыту я могу свидетельствовать о том, как тяжело сегодня приходится беженцам в США. Однако, вопрос, думаю, следует звучать иначе: почему узбекские беженцы не возвращаются в Узбекистан со стран Европы, где им также было предоставлено убежище после андижанских событий?

Фергана.Ру: - Если Вы обращались в консульство Узбекистана, то получен ли из этого ведомства уже какой-то ответ?

Руслан Шарипов: - Я говорил с консульством Узбекистана в Нью-Йорке относительно моего возвращения в Узбекистан. Меня попросили обратиться в письменном виде и сказали, что рассмотрят мое заявление. В случае положительного ответа, согласно информации консульства, вторым этапом будет решение вопроса о выдаче мне сертификата для возвращения в Узбекистан.

Фергана.Ру: - Не боитесь ли Вы возобновления преследования на родине? Чем Вы намерены заниматься в Узбекистане в случае возвращения?

Руслан Шарипов: - Я не знаю, как сложится моя судьба в Узбекистане, но, к сожалению, за два года пребывания в Америке у меня складывается впечатление, что правительству США безразлична судьба узбекских беженцев. В любом случае, по возращении в Узбекистан я надеюсь возобновить журналистскую и правозащитную деятельность. Конечно же, я очень скучаю по Ташкенту и по своим друзьям.