Узбекские свадьбы: Великая ценность традиции или причина многолетних мук?
Фото с сайта Fromuz.Com
Узбеки по праву гордятся своими уникальными национальными традициями и обычаями, в том числе свадебными. Праздничностью и живописностью узбекских свадеб восхищаются люди далеко за пределами Узбекистана. Однако в последнее время традиции принимают порой такие уродливые формы, которые не только дискредитируют неповторимое своеобразие узбекской культуры, но и превращают жизнь простых людей в сплошные муки. То, что эта проблема наболела, ярко проявилось в ток-шоу «Куз тегмасин» («Чтобы не сглазили») Наманганского областного телевидения.
Несмотря на все усилия ведущего передачи направить разговор в «позитивное» русло, собравшиеся в телестудии люди больше высказывались о негативных сторонах свадебных обычаев. Было видно, что авторы ток-шоу ставили своей целью в очередной раз восхвалить неповторимые обычаи народа, о чем свидетельствовало и само название передачи. Однако наманганцам хотелось говорить о другом, более важном для них.
После воодушевленного вступления ведущего, в котором он рассказал о культурном наследии предков, обрядах, «сопровождаемых карнаями и сурнаями, шумным весельем на всю махаллю», одна из участниц заговорила о проблеме неподготовленности молодых людей к супружеской жизни. Женщина отметила необходимость умения выбирать не только невест, как это принято, но и женихов, которые должны бы иметь хорошее образование, специальность, владеть каким-нибудь ремеслом и так далее.
Восхищенный отзыв ведущего о свадьбе как «великой ценности, великой школе воспитания» вызвал ироническое замечание у другой участницы ток-шоу. «Да конечно, свадьбы много дают молодежи в воспитательном плане, - сказала она, не представляясь, также как и все остальные участники ток-шоу. - К примеру, к свадьбам люди готовятся несколько лет, то есть - годами копят деньги». Ее мысль продолжила другая участница, заговорив об искажении обычаев, при соблюдении которых ныне «усиливается излишняя помпезность». «Гостям подается несколько блюд, гости одариваются сарпо (полным комплектом одежды от носков до головного убора. – Ред.), а провожая домой, им дают еще и большие свертки с гостинцами. А те, в свою очередь, боятся, что за все это после свадьбы им надо будет ответить тем же. Эти лишние расходы ложатся тяжелым бременем на малообеспеченные и многодетные семьи».
Восхищаясь манерами общения между родителями молодоженов в ходе сватовства, ведущий передачи заявил: «Пусть мировые дипломаты учатся у них [ведению переговоров]». Однако и на этот раз он не нашел у зала поддержки. «Сейчас вошло в моду приносить после свадьбы в дом жениха по несколько саватов (большие плоские плетеные корзины. – Ред.), - сказала одна из участниц. – Сваты порой ссорятся из-за количества этих саватов. Бывают даже случаи разводов на этой почве». По некоторым данным, после свадьбы на день рождения жениха или устраиваемый им «гап» (мальчишник. – Ред.) родители невесты приносят до сорока саватов с различными гостинцами и напитками.
Примечательно, что если об этом, да и о других столь же дорогостоящих обрядовых мероприятиях заговорить с любым узбекистанцем, он обязательно возмутится ими. Однако, несмотря на массовое осуждение «современных» обычаев и наличие специальных постановлений руководства страны, требующих сокращения расходов на свадьбы и поминки, искоренить излишества не удается. По словам активиста махаллинского (квартального) комитета одного из районов Андижанской области, попросившего не называть его имени, эти проблемы одинаково актуальны для всей Ферганской долины, включая южные регионы Киргизии, где проживают узбеки. «Количество подарков, саватов стало мерилом авторитета и уважения сторон, - сетует он. - Все это исходит от наших женщин, а мужчины соглашаются с ними, «лишь бы не было скандалов, чтобы дочь в новом доме не упрекали». Другая причина – извечное «что скажут люди?».
Тем не менее, в обществе все же находятся «еретики», которые не боятся «общественного гнева и осуждения». Одна из участниц передачи рассказала, что помпезной свадьбе предпочла скромную, а вместо того, чтобы копить деньги на торжества, покупала своей дочери хорошие книги и дала ей высшее образование. «Это стало моим главным приданым для дочери, - сказала она. – Жизнь показала, что я не ошиблась, наши дети счастливо живут и все завидуют нам». Однако людей с таким мышлением пока немного, гораздо больше тех, кто готов рассориться с новыми родственниками из-за свадебных расходов. Нередко подобные ссоры и споры между родителями жениха и невесты приводят к разводу молодоженов.
В ток-шоу, прошедшем на Наманганском телевидении, прозвучали нарекания и в адрес сепа – приданого, являющегося главной «головной болью» родителей, у которых есть дочь на выданье. В разных регионах страны сеп имеет свои особенности. Например, в Ташкенте родители невесты провожают ее в новую жизнь не только с бесчисленным количеством одежды, всякого тряпья и полным комплектом мебели для дома, но и с золотыми украшениями, собранными строго по перечню. «Не зря сказано, что место человека, вырастившего и выдавшего замуж трех дочерей, в раю, - говорил когда-то мой знакомый из Ташкента. - Правда, я не знаю, как и где мы с женой будем жить после замужества наших дочерей». В семье простого токаря растут четыре дочери, нет ни одного сына, жена подрабатывает шитьем женской одежды.
Проведение свадеб в ресторанах и кафе ныне стало модным и в небольших населенных пунктах, хотя там все еще распространены обычные свадьбы, на которые традиционно, по приглашению и без, собирается чуть ли не все село. На плов, приготовленный в столитровых казанах, другие угощения, различные обряды, требующие больших денег, люди тратят все накопленное ими за многие годы порой аскетического существования. В народе очень популярна фраза «Пусть уходит шавля (популярное узбекское блюдо из риса. - Ред.), зато авторитет останется при себе». То есть, для того, чтобы «сохранить авторитет и честь семьи», люди продолжают беспрекословно следовать устоявшимся годами «современным обычаям», которые появлялись при советской власти по мере улучшения жизненного уровня населения.
Следует отметить, что власти, как на местах, так и на самом верху, предпринимают попытки упорядочить свадебные и поминальные мероприятия, из-за которых, отчасти, население не может улучшить свое экономическое положение. Однако желаемых результатов пока нет, что неудивительно: во-первых, каждая кампания, инициированная властями в этом направлении, продолжается от силы год-два, затем все снова возвращается на круги своя; а во-вторых, сами чиновники не спешат показывать населению собственный пример разумного проведения свадебных торжеств и поминальных мероприятий, а наоборот, всячески демонстрируют свою расточительность, тем самым заставляя и обычных людей стремиться «быть не хуже других». В стране достаточно популярны фильмы и юморески, показывающих разорившихся после свадьбы родителей, однако они так и остаются на протяжении многих лет всего лишь отражением узбекской действительности, поскольку пока ничто не в силах изменить психологию людей.
«Наши свадьбы – как океан, в одной передаче обо всем [про эти свадьбы] не расскажешь, не раскроешь даже одной их грани, - вдохновенно завершает программу ведущий ток-шоу «Куз тегмасин». - В свадьбах великая ценность, они отражают наш коллективизм. Объединение нам необходимо, ибо перед нами стоят великие цели. …Чтобы не сглазили».
Приглашенная на ток-шоу публика, так и не высказав до конца все наболевшее, покидает зал. Думается, эта теледискуссия могла бы действительно помочь в решении накопившихся проблем, если бы ее авторы вместе с ведущим поставили перед собой более важные задачи, нежели традиционное восхваление узбекистанской действительности.