Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Гуманизация уголовного законодательства Киргизии позволила суду оставить «несостоявшихся убийц» под стражей

30.07.2007 08:50 msk, Абдумомун Мамараимов (Джалалабад)

Кыргызстан
Гуманизация уголовного законодательства Киргизии позволила суду оставить «несостоявшихся убийц» под стражей

На фото - Майрам Заирова.

Как «Фергана.Ру» уже сообщала, 27 июля один из районных судов Киргизии вынес решение по делу об убийстве двадцатидвухлетней Майрам Заировой, которая неожиданно для всех оказалась живой и невредимой и лично пришла на судебное заседание. Несмотря на «воскресение» жертвы, судья Мамасалы Токтомушев отказался освобождать обвиняемых в ее смерти подсудимых в зале суда, сославшись на принятый месяц назад новый закон по гуманизации уголовного законодательства.

По словам Токтомушева, до принятия нового закона, если вина подсудимых не была доказана, судья мог освободить их прямо в зале суда. Теперь же закон не позволяет вынести такое решение.

Прокурор района Расул Умаров попросил судью вернуть дело на повторное расследование до полного выяснения обстоятельств дела. То есть - до установления личности погибшей женщины, которую приняли за Заирову, и выяснения возможной причастности подсудимых к этому убийству. Суд удовлетворил просьбу прокурора, сославшись на новый закон по гуманизации уголовного законодательства, который вступил в силу в начале июля.

Как отметили местные правозащитники, прокурор района выступал на судебном процессе в двух качествах: как сторона обвинения и как представитель надзорного органа, что в корне противоречит принципам справедливого правосудия. В этом случае прокурор оказывается заинтересованным в исходе дела в пользу следствия. Подсудимые, к примеру, могут заявить, что, находясь под стражей, они подвергались избиениям и оскорблениям со стороны следователей. Тогда прокурору придется отвечать за действия своих подчиненных.

Напомним, что в феврале 2007 года в подвале Дома культуры был найден обезображенный труп неизвестной женщины с многочисленными ножевыми ранениями. Близкие знакомые опознали в трупе Майрам Заирову, которая в это время находилась в соседнем селе у приемной матери, а затем уехала в Узбекистан, куда ее выдали замуж. Следствие длилось четыре месяца, и все это время Заирова и ее приемная мать ни о чем не подозревали. Следователям каким-то образом удалось найти ее мнимых «убийц» и доказать их вину, после чего дело было передано в суд.

Сначала оперативники задержали Ёркиной Мамажанову, у которой Майрам жила последние три года до своего отъезда. Затем взяли под стражу сестру задержанной Барчиной и зятя - Хусанбая Режепова, которые приехали в РОВД за своей родственницей. В ходе следствия Ё.Мамажанова признала свою «вину», но на суде отказалась от своих показаний, заявив, что давала их под давлением следователей. Хусанбай Режепов не признал предъявленного ему обвинения. Он даже добился смены адвоката, который уговаривал его признаться во всем, обещая «смягчить наказание». По свидетельству Барчиной Мамажановой, милиционеры с самого начала «жестоко избивали задержанных», требуя у них признательных показаний.

Дело с признательными показаниями Мамажановой уже находилось в суде, когда их односельчанка Мухаббат Рахманкулова сообщила, что видела «убитую» Майрам в городе Джалалабаде. Следователи искали Майрам Заирову целый месяц, пока Рахманкулова буквально не притащила ее из Узбекистана. Однако, как заявила корреспонденту ИА «Фергана.Ру» Мухаббат Рахманкулова, «следователи явно не были заинтересованы в «воскрешении» Заировой». «Они даже пообещали мне вознаграждение за то, чтобы я отправила ее обратно в Узбекистан, - сказала Рахманкулова. – Говорили о желании утопить ее в реке, предложили мне тысячу долларов за молчание». Эти телефонные разговоры со следователями Мухаббат записала на диктофон. Женщина сообщила также, что ее собеседники заявляли о намерении устранить нажившего себе врагов в правоохранительных органах местного правозащитника Азимжана Аскарова, у которого в данный момент находится диктофонная запись Рахманкуловой. Однако следователи отрицают слова Мухаббат.

Судья и адвокаты «несостоявшихся убийц» разъяснили возмущенным родным подсудимых положения нового закона, но родственники арестантов опасаются, что теперь следователи постараются «повесить» на них убийство женщины, личность которой еще не установлена.

Адвокат Мамажановой Раимбек Козубаев верит в невиновность своей подзащитной, несмотря на то, что она все время давала признательные показания. По его мнению, состояние трупа показывает, что человек был убит с особой жестокостью, а это требовало большой физической силы, чего нет у щуплых Ёркиной или Хусанбая. Кроме того, адвокат считает, что труп пролежал в подвале предположительно с осени прошлого года, а не несколько месяцев, как установило следствие.

Известная правозащитница, заместитель председателя Комиссии по правам человека при президенте Кыргызстана Азиза Абдурасулова считает, что подсудимых должны были освободить прямо в зале суда. «Ни в одной стране мира не поймут такое решение суда», - отметила она. Ее мнение разделяют и джалалабадские правозащитники, которые занимаются этим делом. А независимые юристы назвали этот момент «очередным казусом» в законодательстве страны, они считают, что судья в этом случае действовал в рамках закона.

Стоит отметить, что в данном деле бросаются в глаза два фактора, объединяющие участников этого процесса, – бедность и неграмотность. Майрам Заирова окончила всего три класса школы, не умеет ни читать, ни писать, не смогла назвать даже фамилию своего второго мужа, с которым живет сейчас. Она не имеет никаких документов, удостоверяющих ее личность. У матери Хусанбая одиннадцать детей - от тринадцати до тридцати одного года, но она до сих пор не может оформить себе пенсию. У Ёркиной есть пятилетняя дочь, женщина живет на случайные заработки, не получая никаких пенсий и пособий, так как не имеет соответствующих документов для их оформления.

В своем заключительном слове подсудимые Ёркиной и Хусанбой даже не просили судью освободить их в силу отсутствия доказательств их вины, хотя получили от своих адвокатов соответствующие консультации. Напротив, они выразили согласие с мнением прокурора, попросившего отправить дело на повторное следствие, из чего следует, что мера пресечения в отношении подсудимых останется прежней. Когда же поняв, в чем дело, Ёркиной и Хусанбой стали возмущаться, было поздно – судья сформулировал и вынес свое решение в соответствии с просьбой прокурора.

Таким образом, новый закон по гуманизации уголовного законодательства отложил освобождение обвиняемых в убийстве М.Заировой как минимум на десять дней. Они будут отпущены, если им не будут предъявлены новые обвинения, связанные с убийством неизвестной женщины, чей труп был найден в подвале Дома культуры.

Примечательно, что в Кыргызстане могут игнорироваться даже требования конституции, а такие абсурдные законы действуют, как правило, всегда безотказно. Особенно в отношении неграмотных и бедных граждан, которые не в состоянии отстаивать свои права.