Узбекистан: Хлопка на полях почти не осталось, но бюджетников до сих пор отправляют на его сбор
Фото – Томас Грабка.
На протяжении всей осени каждый рабочий день руководителей отделов народного образования в приаральском регионе начинался с проводов на сбор хлопка больших групп из числа подчиненных. Сейчас, в конце уборочного сезона, на поля пригородных фермерских хозяйств едут, в основном, технические работники местных школ и детских садов. Но еще в октябре и в начале ноября из областного центра отправлялись целые автобусные караваны с педагогами, «добровольно» вызвавшимися помочь сельчанам в сборе урожая.
По словам одного из руководителей облуно, пожелавшего остаться неназванным, ежедневная отправка группы работников управления на поля – это головная боль. Хлопка на полях почти не осталось. Сами фермеры не собираются убирать остатки из-за их крайне низкой стоимости. Не имея достаточных экономических рычагов давления на них, местные власти принуждают зачищать поля работников бюджетных организаций, в частности, учебных заведений.
О привлечении к сбору хлопка детей рассказывают учителя и родители учеников школ данного региона.
Манзура: - У меня четверо детей - две дочери и два сына. Все обучаются в городской школе. Младшая – четвероклассница, на сбор хлопка ходит иногда и только после уроков. А вот старшие дети каждый год в начале сентября поучатся один-два дня, затем школы закрываются, а ученики отправляются на хлопок. Я понимаю, что для блага республики надо, чтобы весь хлопок был собран. Но ведь не за счет детского труда!
Дети работают на полях с утра до вечера без выходных. Каждый день они к восьми утра уходят в школу, там их на машинах увозят на поля, почти за пятнадцать километров от центра. Возвращаются вечером, уже затемно. Нашего согласия на участие детей в этом мероприятии никто не спрашивает. Наоборот, если ребенок хоть на день останется дома, сразу же на дом приходит классная руководительница и начинает ругать за «прогул».
Детей обязывают ежедневно сдавать по тридцать-сорок килограммов хлопка. Деньги за собранный хлопок выплачивают из расчета сорок-пятьдесят сумов за килограмм, Но что толку? На эти деньги даже изношенную на хлопковых полях одежду не обновить.
Кахраман: - Я учитель математики. Уже третий год во время сезона сборки урожая хлопка мне поручают делать сводку, то есть – собирать по школе всю информацию по сбору хлопка, обрабатывать ее и по вечерам передавать итоги в районный штаб. В нашей школе на сбор хлопка отправляются ученики четырнадцати классов. В конце каждого дня классные руководители сдают мне сводку по собранному количеству хлопка их подопечными и числу учеников, вышедших в этот день на поля. В прошлом году наша школа ежедневно собирала примерно две с половиной - три тысячи килограммов. Если итог получался меньше этой цифры, директора вызывали в штаб «на ковер», а утром уже он проводил в школе линейку и распекал учеников и их педагогов. В прошлом сезоне наша школа собрала сорок две тонны хлопка.
Надежда: Я - учительница русского языка городской школы. Я не участвую в сборе хлопка, не привлекаю к этому учащихся и сама его не собираю. Во время хлопкового сезона занимаюсь с лучшими учениками школы по дополнительной программе и готовлю их к школьной олимпиаде.
Я против того, чтобы школы закрывали и на два месяца прекращали занятия. Из-за отвлечения детей от учебного процесса на сбор хлопка школьную программу по всем предметам урезают, и наши дети не могут получить полных знаний. Кроме того, увеличивают количество учебных часов в неделю, сокращают каникулы. Из-за чего у детей возрастает нагрузка на нервную систему, и это сказывается на их здоровье. К сожалению, такое положение дел уже стало системой и никогда не прекратится, потому что властям нужен хлопок. А я считаю, что хлопок должен собирать тот, кто его посадил.
Систему необходимо менять. Может быть, следует шире использовать технику или повысить расценки на хлопок. Но никто не хочет над этим думать, потому что есть дешевая рабочая сила. А последствия никого не интересуют и не тревожат. Но ведь все это приводит к умственному вырождению нации.