Монголия: Бывшая «шестнадцатая республика СССР» тоже диверсифицирует отношения
В эти дни на полигоне к западу от Улан-Батора проходят военные учения, в которых принимают участие войска из Монголии, США и ряда других стран. Как сообщает Би-би-си, в течение трех недель около пятисот солдат и инструкторов будут отрабатывать здесь ход ведения миротворческих операций. Масштаб учений невелик, но уже сам факт их проведения можно считать символическим. Он представляет собой еще одно свидетельство желания Монголии диверсифицировать свои отношения, которые в течение долгого времени были завязаны на двух могущественных соседей – Китай и Россию, которые оказали колоссальное влияние на развитие этой страны.
От империи до республики
Когда-то Монголия сама была могущественным государством. В тринадцатом веке она была империей Чингисхана и простиралась до Европы. Монголия вобрала в себя территории Китая (Улус Великого Хана), Средней Азии (Чагатайский улус), Ирана (Государство Ильханов) и России (улус Джучи или Золотая Орда). Однако вследствие значительных различий культур на захваченных землях государство оказалось неоднородным, и вскоре начался процесс его распада.
В 1260 году в результате антимонгольского восстания династия Чингизидов в Китае была свергнута, а Китай отделился от Монголии. Ослабленная многовековой борьбой Монголия сама оказалась объектом экспансии.
В 1691 году Монголия вошла в состав империи Цин, во главе которой стояла маньчжурская знать. Династия Цин правила Монголией более двухсот лет. В 1911–1912 в Китае произошла революция, в ходе которой была свергнута манчьжурская династия и провозглашена Китайская Республика. Внешняя Монголия, территориально совпадающая с нынешней Монголией, объявила о своей независимости. То же самое хотела сделать и Внутренняя Монголия, однако ее движение за независимость было подавлено, и она осталась в составе Китая.
Юный всадник у стен монастыря Эрдэнэ-дзу. Фото Кругосвет
Вскоре Монголия превратилась в теократическое государство. Опасаясь вторжения китайцев, она пошла на сближение с Россией. В 1912 году Россия обещала поддержать «автономию» Внешней Монголии, и уже на следующий год ее статус как независимого государства был признан в совместной российско-китайской декларации. Однако вплоть до окончания Второй мировой войны единственным государством, признающим независимость Монголии, был СССР. Лишь после признания независимости этой страны Китаем ее признали другие государства.
Когда власть в России захватили большевики, в Монголии под руководством лидера освободительного движения Сухэ-Батора была образована революционная партия, призывавшая не только к освобождению страны от иностранной зависимости, но и к удалению из правительства всех священнослужителей и аристократов.
В 1919 году китайцы восстановили контроль над Монголией. Тем временем сторонники Сухэ-Батора объединились с членами кружка другого местного революционного лидера Чойбалсана, заложив основу для образования Монгольской народно-революционной партии (МНРП). В 1921 году объединенные революционные силы Монголии при поддержке советской Красной Армии одержали победу над противостоявшими им войсками, включая Азиатскую дивизию русского белогвардейского генерала барона Унгерна фон Штернберга. В июле того же года в городе Урга (ныне Улан-Батор) была провозглашена независимость Монголии, избрано временное правительство, а вскоре - подписано соглашение об установлении дружественных отношений с Советской Россией.
В 1921—1990 годах Монголия была социалистическим государством, а ее руководство пыталось смоделировать в ней копию советской системы. В СССР ее даже воспринимали как неофициальную «шестнадцатую республику».
Монгольские юрты. Фото Photo.me.ru
После смерти Сухэ-Батора в стране полтора десятка лет сменяли друг друга у власти недолговечные лидеры, пока в конце 1930-х годов власть не захватил маршал Чойбалсан, правивший страной до 1952 года. Его правление рассматривают сейчас двояко: с одной стороны, масштаб репрессий был весьма велик (почти полностью уничтожено духовенство, дворянство, оппозиция в партии), с другой — в стране произошла модернизация, и из аграрной страны Монголия превратилась в аграрно-индустриальную.
С 1990 года, в связи с ослаблением влияния СССР, в стране начинаются ограниченные реформы, возникают шесть оппозиционных партий. Наиболее крупная из них – Демократический союз – официально признанная правительством в январе 1990 года, позднее была переименована в Монгольскую демократическую партию. В марте того же года в ответ на беспорядки все руководство МНРП ушло в отставку. Новый генеральный секретарь ЦК МНРП П.Очирбат произвел в партии реорганизацию.
На состоявшихся в июле 1990 года выборах в парламент МНРП получила 357 из 431 места в высшем законодательном органе, при этом все оппозиционные политические партии смогли принять участие в предвыборной конкурентной борьбе в большинстве районов Монголии, нарушив тем самым монополию МНРП на власть. В сентябре было сформировано коалиционное правительство, в которое, наряду с членами МНРП, вошли и представители оппозиции – Монгольской демократической партии, Монгольской социал-демократической партии, Партии национального прогресса. Коалиция управляла Монголией до июля 2000 года.
На Центральной площади Улан-Батора. Фото askold.ru
В 1992 году была принята новая, демократическая конституция, по которой вводился пост президента страны, на который в том же году был избран П.Очирбат, представлявший демократические силы Монголии.
Назад в будущее?
В конституцию Монголии 1992 года были внесены статьи о демократии и приватизации. Однако быстрое преобразование централизованного хозяйства в рыночное, экономический кризис, наступивший после того, как прекратилась поддержка Советского Союза, привели к повсеместному обнищанию и безработице, что повлекло социальные конфликты. Недовольство сказалось быстро: президентские выборы в мае 1997 года неожиданно выиграл кандидат от МНРП Н.Багабанди, собрав около двух третей голосов избирателей. А на выборах 2000 года МНРП и вовсе вернулась к власти.
Генеральный секретарь МНРП Намбарын Энхбаяр, ставший после выборов главой правительства (а в 2005 году – и президентом Монголии), пообещал, что рыночные реформы будут продолжаться, но в смягченном варианте. Бывшая правящая партия начала упрочивать свои позиции, однако разногласия в правительственном лагере нарастали.
Президент Монголии Н.Энхбаяр. Фото ЕРА
11 января 2006 года в Монголии разразился внутриполитический кризис, начавшийся с раскола кабинета министров — МНРП заявила о своем выходе из коалиционного правительства. 12 января в Улан-Баторе произошли массовые беспорядки. Около полутора тысяч сторонников премьер-министра Цахиагийна Элбэгдоржа, представляющего Демократическую партию, собрались на центральной площади Улан-Батора на акцию протеста против решения МНРП. Они выбили стеклянные двери главного входа штаб-квартиры этой партии и, несмотря на сопротивление трехсот полицейских, ворвались в здание. Никого из руководства МНРП они не обнаружили, но несколько часов здание находилось под их контролем. Эти действия привели к нарушению своеобразного «перемирия» между двумя крупнейшими политическими силами Монголии.
Беспорядкам предшествовал скандал в правительстве, в результате которого председатель МНРП обратился по телевидению к премьер-министру, призвав его немедленно уйти в отставку как не справившегося с решением основных проблем монгольского общества — бедностью, безработицей и коррупцией. Глава правительства отказался это сделать, после чего десять министров, представляющих МНРП, объявили о выходе из состава кабинета. По конституции, правительство таким образом утратило легитимность.
Вечером 13 января парламент Монголии проголосовал за отставку коалиционного правительства. 29 января 2006 года был сформирован новый кабинет министров, в котором МНРП получила практически полную власть.
Последние выборы в Великий государственный хурал, прошедшие 29 июня 2008 года, ознаменовались массовыми беспорядками, вызванными заявлением экс-премьера Цахиагийна Элбэгдоржа о фальсификациях в ходе выборов. Чтобы прекратить массовые волнения и погромы, в ночь на 2 июля власти Монголии ввели в Улан-Батор войска. В результате столкновений погибли пять человек, сотни получили ранения. В стране несколько дней действовал режим чрезвычайного положения. Беспорядки в Улан-Баторе получили за свое сходство с «цветными революциями» название «революция юрт».
Политика третьего соседа
В 1990 году из Монголии были выведены советские войска. С тех пор страна значительно расширила политические и финансовые связи с Японией, США и Европейским союзом, хотя главными ее торговыми партнерами остаются соседние Россия и Китай, который является главным рынком монгольского экспорта. Китай предоставляет Монголии доступ к своим морским портам, а Россия поставляет этой стране нефть. Оба «больших брата» инвестируют в экономику Монголии, уделяя особое внимание ее природным богатствам.
Молодая монгольская демократия пытается разнообразить свои международные связи, видя в этом гарантию своей политической и экономической независимости. Этот подход получил в Монголии название «политика третьего соседа».
«Никто не отрицает, что Китай и Россия являются тяжеловесами в этом регионе, - говорит Уильям Инфанте, глава монгольского отдела неправительственного фонда «Азия». - Но в то же время Монголия понимает, что диверсификация торговых и дипломатических отношений добавляет ей стабильности».
Холмы Монголии. Фото dolgopa.org
С этой целью Монголия расширяет свое участие в различных международных организациях и проектах. Так, пять лет назад Улан-Батор отправил небольшой контингент своих военных в Ирак, и с тех пор монгольские войска находятся в коалиции под руководством США. Монголия также направила своих военных в Афганистан. Кроме того, монгольские военные принимают участие в миротворческих миссиях ООН в Конго и Сьерра-Леоне.
Улан-Батор стал членом Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и пытается войти в организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Примечательно, что Монголия не стремится войти в Шанхайскую организацию сотрудничества, где ведущие позиции занимают Россия и Китай, и продолжает оставаться в статусе наблюдателя.
Монголия ищет международных партнеров для помощи в разработке крупных месторождений меди, золота, урана и угля. В желающих отбою нет - многие государства активно налаживают экономические связи с Улан-Батором.
Улан-Батор.
Три года назад президент США Джордж Буш стал первым американским лидером, приехавшим в Монголию. Через год в Улан-Батор пожаловал премьер-министр Японии, а затем министр иностранных дел Австралии. Вскоре после этого в Монголии открылось посольство Канады. В страну зачастили торговые представители европейских стран. Австралийская компания Rio Tinto и канадская Ivanhoe Mines ожидают одобрения соглашения на разработку запасов медных руд в южной части пустыни Гоби. Сумма сделки оценивается в $3 млрд. В то же время потенциальных инвесторов беспокоит размах коррупции в Монголии, а межпартийные трения привели к задержкам в реализации экономических проектов.
Подготовлено с привлечением материалов Википедия, Би-би-си, Кругосвет.