Совет ООН по правам человека заслушал доклад о ситуации в Узбекистане
Мнения членов Совета по правам человека Организации Объединенных Наций о ситуации в Узбекистане разделились. Одни участники дискуссии призвали власти Узбекистана освободить активистов правозащитного движения, томящихся в тюрьмах, остановить преследование журналистов и вообще обеспечить приверженность основным принципам прав человека. Другие практически безоговорочно поддержали отчетный доклад узбекских чиновников.
Ситуация в области прав человека в Узбекистане обсуждалась в минувший четверг, 11 декабря, в Женеве в рамках сессии Универсального Периодического Обзора (Universal Periodic Review), сообщает Радио «Свобода».
Как мы уже ранее сообщали, ожидалось, что делегацию Узбекистана возглавит дочь президента страны и постоянный представитель республики при ООН Гульнара Каримова. Однако национальный отчет был представлен Акмалем Саидовым – главой Национального центра по правам человека и одним из кандидатов в президенты на прошедших выборах главы узбекского государства.
Кроме А.Саидова на слушаниях выступили заместитель Генерального прокурора страны Алишер Шарафиддинов, Омбудсмен Узбекистана (Уполномоченный по правам человека) Сайёра Рашидова и глава департамента исполнения наказаний МВД Абдукарим Шодиев. Они рассказали членам Совета, что ситуация с правами человека в Узбекистане «значительно улучшилась», и в настоящее время делается все возможное для того, чтобы решать проблемы пыток, прозрачности системы наказаний и принудительного детского труда. По убеждению докладчиков, в Узбекистане постоянно расширяется деятельность неправительственных организаций, для чего в стране даже создана национальная ассоциация НПО и фонд для их поддержки.
Из отчетного доклада узбекской делегации
Как сообщает «Немецкая волна», в обсуждении, продолжавшемся три часа, приняли участие пятьдесят пять членов Совета прав человека и наблюдателей. Ряд делегаций, в том числе, представители России, Беларуси, Ирана, Азербайджана, Китая и Кубы отметили определенные позитивные достижения, в частности, усиление роли парламента, создание органа омбудсмена, недавнее освобождение политзаключенных, присоединение к большинству ключевых правозащитных договоров.
Однако сорок семь участников дискуссии выступили с критическими замечаниями. В частности, ставились вопросы об освобождении правозащитников, еще находящихся в заключении; об обеспечении свободы деятельности неправительственных организаций; о принятии эффективных мер по борьбе с безнаказанностью и рассмотрении жалоб о продолжающихся случаях применения пыток и плохого обращения со стороны сотрудников правоохранительных органов; о гарантиях независимости судебной системы.
Наиболее категоричны были представители Швеции, Канады и Великобритании. Они заявили, что положение в области прав человека в Узбекистане после трагических событий в Узбекистане в 2005 году только ухудшается, поэтому доклад узбекских чиновников нельзя считать убедительным.
В выступлениях прозвучали пожелания по обеспечению больших свобод для узбекских верующих. Были высказаны рекомендации по расширению свободы печати и снятию ограничений для национальных и иностранных журналистов; обеспечению свободы собраний и гарантированию свободы деятельности неправительственных организаций, об освобождении правозащитников, еще находящихся в заключении.
Другие выступавшие настаивали на создании независимой комиссии по тщательному расследованию событий мая 2005 года в Андижане, приведении определения пытки в узбекском законодательстве в соответствие с Международной конвенцией против пыток, на обеспечении наказания всех лиц, ответственных за серьезные злоупотребления и нарушения прав человека.
Российская делегация с удовлетворением отметила прогресс, «достигнутый Узбекистаном по демократическому обновлению страны, усилению влияния парламента, политических партий и институтов гражданского общества на принятие важнейших государственных решений, либерализации и гуманизации судебно-правовой системы, широкой образовательной и информационно-просветительской работы в области прав человека».
На чем основывается такое мнение России, как члена Совета ООН по правам человека, пока неизвестно. Наверное, у российской делегации есть какие-то свои собственные сведения о положении в Узбекистане, серьезно разнящиеся со свидетельствами журналистов, независимых экспертов, да и просто миллионов граждан этой азиатской страны.
Принятие доклада Узбекистана запланировано на понедельник, 15 декабря. К этому времени докладчики по Узбекистану – представители Египта, Индонезии и Никарагуа – должны свести все отмеченные во время обсуждения пункты в едином документе.