Аждар Куртов: «Да не так уж и мешает России эта база «Манас»
«Фергана.Ру» продолжает расспрашивать экспертов и политологов о намерении президента Киргизии закрыть авиабазу войск НАТО. На этот раз собеседник «Ферганы.Ру» - эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.
«Фергана.Ру»: - Аждар Аширович, вы тоже, как и некоторые эксперты, не верите, что базу «Манас» закроют?
Аждар Куртов: - Я сторонник формулы, популярной в марксистской философии: «Общественная практика – это критерий истины». Никаким обещаниям я не верю до тех пор, пока они не реализованы на практике. Тем более когда речь идет о главе Киргизской республики. Курманбек Салиевич Бакиев три года назад уже давал похожее обещание, причем давал он его не просто перед президентом России, а перед главами государств – членов Шанхайской организации сотрудничества. И обещания своего не сдержал.
Для сомнений есть и другие причины. Насколько я знаю, не так давно киргизские структуры заключили соглашение с американцами на обслуживание отдельных объектов, связанных с функционированием американской базы в аэропорту «Манас». Я не думаю, что эти соглашения были заключены только ради того, чтобы, извините за жаргон, кинуть американцев на деньги. Или из-за того, что политическое решение этого вопроса оттягивалось.
На подготовку этого решения нужно время: все должно быть оформлено, согласовано с парламентом, есть и технические аспекты проблемы – нельзя просто дать под зад американцам и пинком выкинуть их с этой базы. Они должны нормально свернуть свою деятельность, переместить куда-то эти объекты. Скорее всего, это займет даже не недели, а как минимум несколько месяцев. И кто знает, что может произойти за это время?
К сожалению, партнеры России по СНГ – я имею в виду азиатскую часть Содружества – это люди, которые живут в атмосфере плотного восточного лукавства. Это часть их менталитета, и они часто этого даже не замечают, воспринимая свою систему ценностей как единственно возможную.
«Фергана.Ру»: - Вы говорите, что вряд ли у Киргизии была цель кинуть на деньги американцев. Но если они не закроют базу «Манас», не получится, что на деньги кидают Россию? Я так поняла, что решение о выводе базы – это часть пакетного соглашения, базу выводят в обмен на предоставляемые Россией кредиты, причем часть денег дается безвозмездно…
А.Куртов: - Я бы отделил мух от котлет. Да, общая сумма, предоставляемая Россией, весьма внушительна – два миллиарда долларов. Но существенная часть этой суммы – кредиты, а значит, предполагается, что эти деньги будут вложены и потом принесут прибыль. Долг 180 миллионов долларов вроде прощается Киргизии, но прощается он в обмен на акции предприятия «Дастан», входившего раньше в военно-промышленный комплекс СССР. Тут у меня возникает очень серьезный вопрос: а так ли уж нужно России это предприятие? Что, наш ВПК без него существовать не может? Тем более что вопрос о жизнеспособности и функционировании бывшего завода «Физприборы» - это серьезная проблема, потому что из Киргизии уехали многие специалисты. И я не думаю, что это предприятие сможет стать таким же, каким было в советское время. Кроме того, насколько мне известно, сначала разговор шел о гораздо большем проценте акций, которые должны были быть переданы России. Теперь же мы не достигли и того, что называется «контрольным пакетом» - у нас только 48 процентов.
Но часть российских денег передается Киргизии на супер-льготных условиях, под очень низкий процент и на сорок лет. Сорок лет! Кто мог предположить сорок лет назад, какие тектонические изменения произойдут на постсоветском пространстве? И кто может знать, что будет еще через сорок лет? Скорей всего, лет через пять, а может, и больше, киргизское руководство опять обратится к России с просьбой либо реструктурировать долг, либо частично его простить. К России постоянно обращаются с этими просьбами: мол, как же так? Вы же прощаете долги Монголии, Афганистану, Алжиру… А мы-то союзники…
Россия, действительно, несет очень большие расходы, реализуя ту интеграционную политику на территории постсоветского пространства, которую считают нормальной. Я не во всем разделяю ценности этой политики. Все-таки союзнические отношения не должны строиться на полностью равноправной основе: трудно представить себе равноправие в экономической сфере между Россией - гигантской экономической державой – и Киргизией, которой не хватает ресурсов для независимого существования, причем не только политического, но и экономического.
Но отношения эти могли бы строиться на основе реальных общих целей, причем цели эти не просто бы декларировались, но и реализовывались в совместных проектах. Практика должна быть мерилом наших суждений и об эффективности любой организации, и об искренности или неискренности заявлений тех или иных политиков.
«Фергана.Ру»: - А как увязать: Россия настаивает на закрытии базы «Манас», Киргизия вроде соглашается закрыть базу – и тут же идет совместное заявление Москвы и Бишкека о том, что они намерены продолжать сотрудничать с силами НАТО в Афганистане?
А.Куртов: - Я бы не согласился с вашей формулировкой: «Россия настаивает». С точки зрения российских интересов и ее обороноспособности – нам что, так уж катастрофически мешает эта база «Манас»? Что, оттуда исходит какая-то апокалипсическая опасность? Там что, шахты со стратегическими ракетными установками? Нет, это база тылового обеспечения, и на самом деле она для России имеет не большее значение, чем для Киргизии или для Казахстана. Я думаю, что в этой базе должно быть заинтересовано, прежде всего, само киргизское руководство, причем из соображений безопасности, а не из-за каких-то шкурных интересов получения прибыли. И я не думаю, что именно Россия давила на Бишкек, чтобы он вывел базу, а мы бы в обмен обещали какие-то деньги…
«Фергана.Ру»: - Подождите, вы хотите сказать, что решение закрыть базу принято Бишкеком самостоятельно?
А.Куртов: - В условиях кризиса киргизы обратились к России за экономической помощью, а поскольку получить с этой республики в ответ мало что можно, то естественно, на поверхности оказался вопрос… ну, хотя бы о базе. Думаю, было так. А как это увязывается с тем, что Россия не против сотрудничества с антиталибской коалицией? Я думаю, что Россия заинтересована в том, чтобы к афганской проблеме было подключено максимальное число государств, граничащих с Афганистаном. Ведь сейчас никто не подключен к политическому процессу: ни Иран, ни Китай, ни Узбекистан, ни Туркменистан, ни Таджикистан, ни Пакистан. Пока в политическом процессе участвуют только американцы и их союзники.
«Фергана.Ру»: - Подождите. Я не понимаю. Если мы, в принципе, не против присутствия американской военной базы в Киргизии, то из-за чего весь сыр-бор? Мне-то казалось, что Россия как раз настаивает на том, чтобы убрать эту базу. А если база эта необходима НАТО для того, чтобы воевать в Афганистане, - то в чем сотрудничество?
А.Куртов: - Я не думаю, что эта база так уж жизненно необходима. Постоянная антитеррористическая операция требует очень больших финансовых вложений, это основная проблема. Гораздо дешевле возить грузы не по воздуху, а по железной дороге. И Россия ведь не пресекает НАТО эту возможность, мы предлагаем свою территорию. Но даже если бы мы не предлагали – есть еще возможности доставить грузы в Афганистан наземными путями – через Каспий, через Кавказ, через Узбекистан…
Другое дело, что по извечной советской привычке мы подозреваем – и совершенно справедливо подозреваем – что от этой военной базы может исходить угроза для внутренней стабильности наших потенциальных союзников в Центральной Азии. Ведь военно-стратегический альянс не идет нам навстречу, провозглашая одно – и делая совершенно другое, приближаясь к нашим границам: и в Европе, и на Северном Кавказе, и в Центральной Азии… Поэтому в России и подумали: желательно, чтобы этой базы не было…
Беседовала Мария Яновская (Фергана.Ру)