Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Трагедия Арала: Зашумят ли саксаульные леса на дне мертвого моря?

11.02.2009 16:21 msk, Павел Кравец (Ташкент)

Разное Узбекистан
Трагедия Арала: Зашумят ли саксаульные леса на дне мертвого моря?

На прошедшем в Ташкенте семинаре-тренинге для журналистов и государственных служащих Главного управления лесного хозяйства Минсельводхоза Узбекистана освещались вопросы и проблемы экологии, связанные с нынешним состоянием лесов в республике. В частности, была поднята и проблема увеличения площади лесопосадок на осушенном дне Арала. Эта работа проводится с целью предотвращения ветровой эрозии почвы, являющейся причиной ежегодного выноса миллионов тонн соли, песка и мелкодисперсной пыли, наносящих огромный вред экологии региона и здоровью населения.

Как известно, лесопосадки на дне высыхающего Аральского моря ведутся с середины 80-х годов прошлого столетия. Главное лесное хозяйство Советского Союза – Госкомлес - определил тогда, какие виды растений надо высевать на рекультивированных территориях.

С тех пор леса здесь были посажены на площади в 300 тысяч гектаров. Казалось бы, это должно было оказать существенное влияние на уменьшение соле- и пылепереноса с осушенного дна Аральского моря на окружающую территорию и улучшить состояние среды. Но процесс осушения дна Арала опережает темпы проводимых здесь лесомелиоративных работ. В настоящее время площадь «осушки» составляет уже 4,7 миллиона гектаров, а у соответствующих ведомств не хватает денежных и людских ресурсов для проведения более широкомасштабных действий.

Питомник саксаула
Питомник саксаула

До недавнего времени работы Главного управления лесного хозяйства на осушенном дне моря активизировались в рамках проектов Германского общества по техническому сотрудничеству («Рекультивация осушенного дна Аральского моря и лесопосадок») и Международного Фонда спасения Арала («Освоение осушенной части Аральского моря на основе местных соле-, пылезакрепляющих растений»).

Узбекские специалисты считают, что сегодня назрел вопрос о пересмотре стратегии по исправлению экологической ситуации в регионе высыхающего Арала и необходимости создания основополагающего документа, отражающего реальную картину бедствия.

Своим мнением по этому поводу с «Ферганой.Ру» поделился научный сотрудник Республиканского научно-производственного центра декоративного садоводства и лесного хозяйства Узбекистана, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Зиновий Новицкий. Это именно он еще в далеком 1981 году предложил свой метод выращивания на осушенном дне Аральского моря саксаула, кандыма, черкеза и других пустынных растений.

Пыльная буря на дне Арала
Пыльная буря на дне Арала

- До 1960 года Аральское море было четвертым по величине среди озер мира, - рассказывает Зиновий Новицкий. – В настоящее время мы имеем осушенное дно площадью около пяти миллионов гектаров. Вода отошла от прежней береговой линии на двести и более километров. Ежегодно в воздух поднимаются более ста миллионов тонн соли, пыли и песка, которые перемешиваются с облаками и уносятся на расстояние до тысячи километров, где затем выпадают в виде соленых дождей и снега.

Основными источниками выноса соли являются солончаки, площадь которых - около 450 тысяч гектаров. Они наносят всему живому непоправимый ущерб. В настоящее время в Каракалпакстане из двух миллионов гектаров пахотных земель из севооборота выведено уже 240 тысяч.

Проблема сложная, катастрофическая, ее нельзя замалчивать. Это - большая беда, которая год от года усугубляется, и дальше будет еще хуже. Площадь засоленных почвогрунтов на осушенном дне увеличивается стремительными темпами. Это, в первую очередь связано с тем, что между Большим и Малым Аралом построена дамба, протяженностью 13 километров и высотой 10 метров. Она значительно подняла уровень Малого Арала. В настоящее время ведутся работы по наращиванию дамбы. При этом Большой Арал оказался отрезанным и высыхает, поскольку не получает никакой подпитки.

По нашим расчетам, через 8-10 лет за счет высыхания Большого Арала площадь осушенного дна увеличится еще на 450-500 тысяч гектаров. Отсюда ежегодно в воздух будут дополнительно выноситься 20-40 миллионов тонн соли, песка и мелкодисперсной пыли, поражающей дыхательные пути.

В настоящее время всему живому в Приаралье наносится огромный ущерб, который через несколько лет вырастет до катастрофических размеров. Уже сейчас это сказывается на здоровье местного населения, на урожайности сельскохозяйственных культур, и, как следствие, на экономике республики, и даже на генофонде местного населения, а это уже - историческая трагедия.

В настоящее время глубина Большого Арала всего шесть-семь метров, и это притом, что испарение составляет пятьдесят-шестьдесят сантиметров в год. На осушенном дне происходит непрерывный процесс дефляции (разрушения, выветривания, выдувания). В Приаралье нередки песчаные бури. Тем не менее, в этих тяжелейших климатических условиях приходится выживать местному населению.

Что в этой ситуации можно предпринять? Мы, лесоводы, считаем, что, поскольку восстановить Арал в прежних берегах нереально, то поможет решить эту проблему лишь планомерное создание лесных насаждений . В нашем Центре разработаны уникальные технологии и методы посадки растений на осушенном дне. Кто был в пустыне, знает, что даже на коренном грунте не всегда возможно вырастить такие насаждения, но наша технология позволяет выращивать их на осушенном дне Арала. В рамках проекта GTZ именно по нашим рекомендациям, и при нашем непосредственном участии на Аральском дне создано 27 тысяч гектаров лесных насаждений. В возрасте шести лет они уже достигают высоты в четыре метра.

Местные женщины собирают семена
Местные женщины собирают семена

Мы завезли из бухарской зоны семена растений, устойчивые против вредителей и болезней. В настоящее время наши растения дают обильный урожай семян, для заготовки которых привлекается местное население. Но недостаточно просто заготавливать семена, для них пришлось построить специальные хранилища, где семена постоянно перелопачивают и сушат. Учитывая то, что это новое дело для местных жителей, и поскольку, среди них нет лесоводов, нам постоянно приходится с ними работать, проводить семинары, консультировать.

Построены питомники, где применяются технологии по ускоренному выращиванию сеянцев из генетически стойких семян. За один год они вырастают до полутора метров. Хочу сказать, что по нашим рекомендациям за 2006-2007 годы в Казахстане выращено 15 миллионов саженцев саксаула.

Посадка на осушенное дно осуществляется при помощи лесопосадочных машин. Растения высаживаются в грунт с применением технологии, защищающей корневую систему от соли. Нами разработан интересный элемент технологии – при посадке нарезаются песконакопительные борозды, своеобразные щели, где скапливается влага, питающая стержневой корень растения. Для закрепления песков применяются устилочные защиты из камыша.

Механизированная посадка растений на дне Аральского моря
Механизированная посадка растений на дне Аральского моря

Дно высохшего моря выглядит белой и мертвой соленой пустыней, но у нас есть опыт создания пастбищ на облесенных участках. Более чем за двадцать лет работы сотрудниками нашего Центра и лесоводами создано более двух тысяч гектаров пастбищ на дне Муйнакского залива, и сегодня жители поселка Учсай выпасают здесь более пятисот голов крупного рогатого скота.

Нужно иметь в виду, что дно Арала представляет собой уникальный, не имеющий аналогов в мире объект. И при устройстве лесопосадок в каждом конкретном случае нужен свой подход. Скажем, идет сплошной солончак, и если местами на его поверхность выходят лесопригодные типы донных отложений, необходимо производить очаговые посадки и уже через пять-шесть лет семена разнесутся ветром и будет результат. В одних случаях локальные насаждения производятся вокруг солончаков, а в других - лесопосадки производят сплошным массивом. За шестым-седьмым рядом растений скорость ветра снижается более чем на девяносто процентов, и далее падает до нуля.

Растения выполняют еще одну немаловажную функцию – очищают воздух от углекислого газа, снижая парниковый эффект. Так, в возрасте четырех лет один гектар саксаула поглощает 1158 килограммов углекислого газа и выделяет 835 килограммов кислорода. А у черкеза (кустарник семейства маревых из рода солянка. – прим. ред.) эти показатели - в полтора раза выше. В настоящее время на дне Арала около 300 тысяч гектаров лесных насаждений выделяют 167 тысяч тонн кислорода, при этом поглощая два миллиона триста шестнадцать тонн углекислоты. Это - весомый вклад в выполнение Киотского протокола, который подписал Узбекистан.

Солончаки на дне Аральского моря
Солончаки на дне Аральского моря

Фергана.Ру: - Так когда зашумят леса на дне Арала?

Зиновий Новицкий: - Во-первых, нужно разработать единую схему лесомелиоративного освоения осушенного дна Аральского моря на территориях Узбекистана и Казахстана. Необходимо переориентировать проведение лесомелиоративных работ, положив в их основу научно-обоснованный подход, плановость, очередность, открытость и технологический расчет на проведение всех видов работ. Нужно срочно применить весь комплекс мероприятий, направленных на снижение экологической напряженности. В системе лесного хозяйства должен быть основополагающий документ, который бы отражал реальную картину, складывающуюся на осушенном дне. К сожалению, лесоводы лишены такого документа.

Вторым важным документом для решения Аральской проблемы, мы считаем, должна быть Межнациональная программа борьбы с экологическими кризисными ситуациями, в основу которой должны быть положены аспекты лесомелиоративной науки.

Меня часто спрашивают: «Сколько лет нужно, чтобы освоить осушенное дно, сколько денег на это необходимо?». Пока, на эти вопросы у меня нет четкого ответа. Основные положения Единой схемы лесомелиоративного освоения осушенного дна Арала нашли свое одобрение при рассмотрении на международном форуме, проходившем в Ташкенте в январе 2007 года, и записаны в принятой им Ташкентской декларации. Потребуется время на разработку необходимых документов, и его никак нельзя потерять. Не исключено, что при наведении порядка в лесомелиоративных работах оптимальным решением станет создание координационного центра по проблеме Арала, подотчетного правительству. Думаю, что если на государственном уровне воплотить все то, о чем говорилось выше, то максимум через 15 лет экологическая проблема может быть успешно решена.

Зиновий Новицкий осматривает шестилетние посадки
Зиновий Новицкий осматривает шестилетние посадки

* * *

На вопрос, о том, насколько реально в ближайшие годы решить проблему озеленения дна Арала, ответила и главный специалист отдела лесовосстановления и лесоразведения Главного управления лесного хозяйства Минсельводхоза Узбекистана Галина Решетникова:

- Как производственник, могу сказать, что на сегодняшний день реально можно освоить лишь 15-17 тысяч гектаров в год и через десять лет эта цифра составит всего 150-170 тысяч гектаров. В песках приживаемость очень низкая – из ста растений в лучшем случае выживают сорок. Это показал опыт последних двадцати с лишним лет. Все также упирается в финансирование, в технику, которой у нас не хватает.

Фергана.Ру: - То есть, можно сказать, что в настоящее время государственным бюджетом увеличение финансирования работ по облесению дна Арала не предусмотрено?

Галина Решетникова: - В Национальной лесной программе мы подняли вопрос по проекту облесения Аральского моря, и если его поддержит правительство, то процесс ускорится. Мы все в этом заинтересованы, поскольку из Приаралья песчаные бури доходят уже до Бухары.

Лесопосадки на дне Аральского моря
Лесопосадки на дне Аральского моря

Фергана.Ру: - В районе Аральского моря ведутся геологоразведочные работы, а с открытием углеводородных месторождений начнется их добыча, что в свою очередь, может повредить хрупкую экосистему дна Арала, которое взрыхляется колесами мощной техники, создающей новые очаги дефляции. Предусмотрены ли какие-то договоры с газодобывающими компаниями по взятию на себя части расходов в организации лесопосадок?

Галина Решетникова: - Если работы компаний примут широкомасштабный характер и над экосистемой Арала нависнет реальная угроза, то мы со своей стороны будем добиваться, чтобы эти компании также принимали участие в лесомелиоративных работах. Конечно же, производством может наноситься вред окружающей среде, и очевидно, что в этом случае газодобывающим компаниям следует взять на себя часть лесомелиоративных работ.

Павел Кравец