В Европе поданы жалобы на компании, торгующие узбекским хлопком, за поощрение рабского детского труда
Германская НПО Европейский Центр за конституционные права и права человека (European center for constitutional and human rights, ЕССHR) вместе со своими партнерами, среди которых Узбеко-Германский Форум за права человека, подала в Организацию по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) жалобы на семь компаний, торгующих узбекским хлопком в Германии, Швейцарии, Франции и Великобритании. В ОЭСР существуют стандарты корпоративного поведения, которые включают и необходимость соблюдения прав человека. Это и позволяет различным НПО, в том числе и ECCHR, подавать жалобы на членов Организации.
По мнению ECCHR, существуют косвенные признаки того, что семь компаний нарушают эти принципы ОЭСР. Речь идет о компаниях Paul Reinhart AG (Швейцария), ECOM Agroindustrial Corp Ltd. (Швейцария), Devot SA (Франция), Otto Stadtlander GmbH (Германия) и трех компаниях, зарегистрированных в Великобритании.
Есть основания считать, что у перечисленных компаний давние и устойчивые торговые отношения с Узбекистаном, а надежные торговые отношения с Узбекистаном означают, что эти хлопковые дилеры поддерживают, в том числе и финансово, регулярное использование принудительного детского труда. Компании, покупающие узбекский хлопок, не только получают прибыли от использования дешевого детского труда, но и поощряют узбекские власти продолжать использовать этот труд.
По мнению ECCHR, речь идет о проблеме, которая затрагивает все страны Европы. Большое количество европейских компаний поддерживают использование принудительного детского труда в Узбекистане и получают от этого прибыли. Некоторые компании по продаже изделий из хлопка уже объявили бойкот узбекскому хлопку, но этих мер недостаточно.
Как утверждают эксперты ECCHR, условия детского труда на хлопковых полях Узбекистана «катастрофичны». Государство использует детский труд - вплоть до закрытия школ на время сбора урожая. Основной доход от продажи хлопка идет в госбюджет, тогда как сами фермеры и семьи, чьи дети собирают хлопок на полях, остаются бедными.
Как уточняет Der Spiegel, ЕССHR возбудил иск против компании Stadtlander, крупной европейской торговой фирмы с ежегодным объемом продаж более 100 миллионов евро (138 миллионов долларов). В течение многих лет компания имела свое представительство в Ташкенте, поддерживая добрые отношения с правительством Каримова.
Как сообщила «Шпигелю» координатор ECCHR Мириам Сааж-Маасс (Miriam Saage-Maass), компания Stadtlander фактически содействует нарушениям прав человека. Сложность состоит в том, что компания никогда не заявляла о том, что ее продукция производится в комфортных условиях и что с рабочими хорошо обращаются. Основные принципы ОЭСР сформулированы довольно туманно, большинство нормативов в них носит рекомендательный характер; Сааж-Масс характеризует их как «мягкое право». В законе о международной торговле ВТО не оговаривается, какими должны быть условия изготовления товара.
Иски, возбужденные против компаний, призваны привлечь внимание общественности к тому, что компании получают прибыль от торговли товаром, который произведен с нарушениями прав человека, и не несут за это никакой юридической ответственности. По мнению Сааж-Масс, полезно было бы расширить возможности ОЭСР, дав организации право введения санкций: например, за поддержку использования детского труда можно было бы приостанавливать экономическую помощь. Но большинство представительств ОЭСР в различных странах не проявляют интереса к этой проблеме. Правление компании Otto Stadtlander уже более года игнорирует расследование, проводимое ECCHR.
Правозащитница Джоанна Эварт-Джеймс (Joanna Ewart-James) из международного общества борьбы с рабством (Anti-Slavery International) рассказала, как посетила международные конференции по хлопку в Техасе и в Ливерпуле. На этих конференциях присутствовали представители крупнейших торговых фирм, таких как американская компания Cargill Inc., швейцарская компания Swiss Reinhart Group и немецкая Otto Stadtlander. Как только правозащитница подняла вопрос об эксплуатации детей, «ее просто подняли на смех», пишет «Шпигель». Хотя то, что происходит в Узбекистане, по мнению Эварт-Джеймс, можно квалифицировать как настоящее «детское рабство».
По мнению корреспондентов «Шпигеля», немецкие банки тоже получают прибыль от узбеко-германской торговли хлопком. Так, Commerzbank, частично принадлежащий государству, имеет в Ташкенте свое представительство, через него в течение многих лет шло финансирование торговых сделок с Узбекистаном по продаже хлопка для европейских потребителей. Финансирует контракты с Узбекистаном и Deutsche Bank.
Однако в германских СМИ началась кампания, рассказывающая о невыносимых условиях сбора хлопка в Узбекистане и об исках против компаний, продолжающих торговать с Ташкентом и тем самым поддерживающих рабскую эксплуатацию детей: так, кроме статьи в «Шпигеле», прошла программа на популярном телеканале The ARD TV, были публикации в швейцарских и германских СМИ.
Как сообщает Eurasianet.org, процесс прохождения жалоб в ОЭСР довольно долгий, тем более что впервые были поданы иски, целью которых является создание прецедента и изменение стратегии сотрудничества внутри организации. «Мы пройдем с нашими жалобами весь процессуальный путь, предусмотренный в ОЭСР, мы не отступим, - говорит М.Сааж-Маас. - Будем надеяться, что эти компании в результате присоединятся к бойкоту товаров из узбекского хлопка». (Напомним, что несколько западных компаний, в том числе Wal-Mart, Tesco, Marks&Spencer, Target и The Gap объявили бойкот товарам из узбекского хлопка, мотивируя это именно использованием принудительного детского труда во время сбора урожая). Заметим, что пока ОЭСР не может вводить санкции против компаний, каким-либо образом нарушающих рекомендации ОЭСР.
Однако М.Сааж-Маас не уверена, что призыв к бойкоту узбекского хлопка будет эффективен в сегодняшних условиях, когда цена на хлопок на мировом рынке растет и уже превысила один доллар за фунт. В Ташкентской хлопковой ярмарке в 2010 году участвовало более 300 компаний, было объявлено о заключенных сделках на 500 миллионов долларов. По данным Eurasianet.com, 40 процентов узбекского хлопка приобретается российскими компаниями. Остальное покупают западные компании, Китай, Индия, Пакистан, Бангладеш, Южная Корея и Объединенные Арабские Эмираты.
Мария Яновская