ЕврАзЭС дает 38.5 млн долларов на рекультивацию четырех урановых хвостохранилищ в Центральной Азии
24-25 октября 2012 года в Бишкеке (Кыргызстан) проходит Международная конференция «Урановые хвостохранилища в Центральной Азии: совместные усилия по снижению рисков». Мероприятие инициировано правительством Кыргызстана и Представительством программы развития ООН в Кыргызстане в сотрудничестве с правительствами государств Центральной Азии и других заинтересованных стран, МАГАТЭ, ПРООН, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (Россия), международными организациями и финансовыми институтами, экспертным сообществом. В международной конференции принимают участие делегации стран Центральной Азии, представители других заинтересованных государств, доноров, международных организаций и агентств развития, представители экспертного сообщества, частного сектора и НПО.
По данным первого вице-премьера Кыргыгзстана Жоомарта Оторбаева, в Кыргызстане существует 90 хвостохранилищ, в которых собрано 286 миллионов тонн урановых и других высокотоксичных отходов. «Хвостохранилища совершенно не отвечают современным стандартам безопасности, под воздействием природного, техногенного и человеческого вмешательства защитные сооружения продолжают разрушаться, - сказал вице-премьер. - Уже происходит загрязнение как питьевой воды, так и воды, предназначенной для производственно-хозяйственных нужд. А города, построенные на месте разработки руды, превращаются в умирающие населенные пункты, с высоким уровнем безработицы и крайним уровнем бедности, здоровье населения там постоянно ухудшается. Система медицинской, социальной и инженерной инфраструктуры в этих городах нуждаются в неотложном развитии».
Хвостохранилища содержат свыше 800 миллионов тонн отходов добытой и переработанной радиоактивной руды;
Около 440 миллионов тонн, или 54% от общей массы, составляют радиоактивные отходы;
Объекты находятся в зонах формирования водосбора, часто в бассейнах и долинах трансграничных рек, и большинство из них расположено в зонах, подверженных землетрясениям, оползням и наводнениям;
Местные жители раскапывают территории урановых хвостохранилищ в поисках металла; влияние этих поисков на здоровье людей пока не исследовано;
Нет качественного и систематического обмена информацией по хвостохранилищам не только внутри стран, но и на уровне региона.
По мнению Оторбаева, существуют следующие долгосрочные приоритеты в решении проблем хвостохранилищ: совершенствование законодательной базы; рекультивация и ликвидация хвостохранилищ; программы медико-гуманитарного направления: предотвращение доступа населения к загрязненным материалам, мероприятия по улучшению жизни населения, проживающего в районах хвостохранилищ; проекты по возрождению социальной и экономической инфраструктуры урановых поселков; укрепление партнерства с частным сектором (речь идет о социальной ответственности бизнеса за охрану окружающей среды).
Генеральный секретарь ЕврАзЭС Таир Мансуров подчеркнул, что до сих пор в регионе не существует единого механизма, который бы решал проблему хвостохранилищ на региональном уровне, поэтому так важно, что делегаты смогли собраться вместе и обсудить проблему.
«Согласно среднесрочной стратегии МАГАТЭ на 2012-2017 годы, мы намерены заниматься оказанием помощи государствам-членам в сфере укрепления безопасности радиационной, транспортной инфраструктуры и радиационных отходов. Это поможет им в улучшении контроля за радиоактивными источниками на протяжении всего жизненного цикла: улучшения практики управления радиоактивными отходами и отработанным топливом, вывода установок из эксплуатации и восстановления жизненных участков, в том числе бывших урановых объектов», - заявил руководитель отдела по выводу из эксплуатации ядерных объектов и рекомендации Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Джон Роват.
На конференции заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии России («Росатом») Николай Спасский презентовал Межгосударственную целевую программу ЕврАзЭС «Рекультивация территорий государств-членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств».
Спасский отметил, что Программа будет реализована на территориях Кыргызстана и Таджикистана, 75% ее финансирования дает Россия. Спасский «железно пообещал», что программа начнет реализовываться с 1 января 2013 года, а подготовительные мероприятия осуществляются уже сейчас. В целом на Программу, которая рассчитана на шесть лет, то есть до 2018 года, будет потрачено 1.155.971 тысяча российских рублей (38,5 миллионов долларов, из них 15% дает КазахстанКазахстан и по 5% - Кыргызстан и Таджикистан).
Николай Спасский рассказал, что программа должна решить две задачи. Первая - разработка технологий рекультивационных работ, применимых к конкретным объектам на территориях стран ЕврАзЭС; эти технологии должны быть современными, некапиталоемкими и универсальными, то есть будет возможно применить их на любых подобных объектах.
Вторая задача - осуществление на практике трех пилотных проектов по рекультивации: в поселках городского типа Мин-Куш (четыре урановых хвостохранилища) и Каджи-Сай (одно урановое хвостохранилище) в Кыргызстане и в городе Табошар в Таджикистане.
Поселок Мин-Куш. На работы по его четырем хвостохранилищам в 2015 году будет выделено 8.465 тысяч рублей; в 2016 году - 94.5 млн рублей; в 2017 - 154.6 млн рублей, в 2018 - 149.6 млн рублей.
Николай Спасский объяснил, в какие сроки и на что будут потрачены выделенные средства. Полностью с презентацией Программы «Рекультивация территорий государств-членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств», где расписаны предстоящие расходы, можно ознакомиться здесь.
«Программа будет реализована в два этапа. Первый этап - с 2013 по 2016 год, когда мы будем заниматься разработкой методик и технологий. Может показаться, что это имеет второстепенное значение, но специалисты скажут, что это не так, - объяснил Н.Спасский. - Все знают, в каком положении находятся хвостохранилища, и первый год мы ведем речь об информационной базе. Атомные объекты - это не автозаправочные станции, чтобы прийти и начать что-то делать, нужна информативная база. В частности, в 2013-2014 годах будут разработаны нормативные и методические документы, на основе которых должно вестись проектирование и выполнение рекультивационных мероприятий, включая ликвидацию объектов, дезактивацию, долговременную изоляцию и захоронение загрязненных материалов и радиоактивных отходов. Уточнение сведений завершится созданием банка данных инженерно-технических решений. Параллельно, так как речь идет о живых людях, будет создаваться база медико-демографических данных. На это уйдет 70 миллионов рублей. В 2015 году будет произведена оценка текущего состояния хвостохранилищ и работа на местности. Это еще 40 миллионов рублей. 2016 год станет реальным рывком в осуществлении Программы, будут отобраны прогрессивные технологии, разработана проектная документация. Здесь уже будут гораздо большие вложения – более 250 миллионов рублей».
«На втором этапе (2017-2018 года) будут проведены строительно-монтажные работы. Здесь уже будут серьезные ассигнования - около 400 миллионов рублей. Мы рассчитываем, что Программа по мере реализации получит дополнительную поддержку, и к ней будут пристыковываться другие международные доноры», - завершил свое выступление Спасский.
После презентации Программы Николай Спасский ответил на вопросы «Ферганы».
«Фергана»: Почему вы озаботились проблемой отработки технологий только сейчас, когда большинство киргизских «урановых городков» уже находится на стадии вымирания?
Николай Спасский: Россия давно работает над этой проблемой. Еще с начала 2000-х годов мы проводили работы, а это - международная программа, инициированная, подготовленная в рамках ЕврАзЭС, и осуществляться она будет тоже в ЕврАзЭС. Если бы мы считали, что этой проблемой заниматься поздно, мы бы ею не занимались. Занимаемся сейчас, потому что сейчас есть возможности и есть понимание необходимости. Будет проведена рекультивация трех наиболее тяжелых объектов. Важно, что, с одной стороны, это пилотная отработка технологий и методик, с другой - реальное решение по трем объектам. Отмечу, что большая часть средств реально пойдет на строительно-монтажные работы на местности.
Это принципиальный момент - с 1 января 2013 года мы в соответствии с графиком готовы приступить к предусмотренным работам.
Конечно, строительные организации и персонал из Москвы мы привозить не собираемся. Приедут специалисты, эксперты и инженеры, разработчики программы, будут привлечены две солидные организации с международным авторитетом, это Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности и НИИ Промышленности и технологии. Субподрядные организации будут привлечены в Кыргызстане и Таджикистане.
- В Кыргызстане достаточно высокий уровень коррупции. Кто будет отслеживать освоение средств?
- Мне трудно комментировать темы межгосударственных отношений. Я говорю профессионально за себя. Госкорпорация «Росатом» будет заказчиком-координатором этой программы, соответственно, средства будут проходить через нас и мы жесточайшим образом будем осуществлять контроль этих средств.
- В чем ваш интерес в исполнении этой Программы?
- Очень хороший вопрос, спасибо, что он поставлен в такой заостренной плоскости. В выступлении я говорил о сотрудничестве в использовании атомной энергии в мирных целях.
Это очень серьезная проблема – рекультивация этих территорий. Но это далеко и далеко не все. Атомная энергия открывает огромные возможности, в том числе для устойчивого экономического развития, а это - проценты экономического роста, решение гуманитарных проблем, электричество в отдаленных селах, передовые технологии в науке, медицине, сельском хозяйстве, лечении онкологических заболеваний. Это очень и очень многое, и часть этой совокупной «поляны» – мероприятия по рекультивации. Мы не скрываем, что рассматриваем сотрудничество с нашими партнерами по ЕврАзЭС как обладающее исключительным потенциалом. Хотя бы в силу того, что мы вышли из единого комплекса, у нас пока общая русскоязычная нормативная и научная база, мы зачастую прошли через одни и те же учебные заведения. Это огромное преимущество, и мы считаем, что сотрудничество в этой сфере может дать очень многое нашим странам…
- То есть атомную энергию?
- Так точно.
- Будете забирать…
- Нет, не забирать, а развивать и, в числе всего прочего, будем вместе решать проблему рекультивации.
Поселок Мин-Куш (Кыргызстан), где находятся четыре хвостохранилища
Заметим, что из девяноста хвостохранилищ Кыргызстана тридцать три являются радиоактивными. Для эксперимента отобраны поселок Мин-Куш (четыре хвостохранилища) и Каджи-Сай (одно). В поселке Майлуу-Суу - 23 хвостохранилища, но туда программа до 2018 года не дойдет.
В галерее «Ферганы» - фоторепортаж о сегодняшней жизни поселка Мин-Куш, куда будут направлены сотни миллионов российских рублей
За сорок лет в поселке Мин-Куш, где корреспонденту «Ферганы» удалось побывать лично, осталось лишь 1700 жителей (40 лет назад их было 20 тысяч). Сегодня в поселке живут пожилые и не самые здоровые люди.
На работы по хвостохранилищам в Мин-Куше, согласно представленной Программе, в 2015 году будет выделено 8.465 тысяч рублей; в 2016 году - 94.5 млн рублей; в 2017 - 154.6 млн рублей, в 2018 - 149.6 млн рублей.
«Фергана» искренне надеется, что хотя бы часть денег, о которых говорится в программе, дойдет до жителей поселка раньше 2018 года, - потому что через шесть лет, возможно, там уже некому будет помогать.
Екатерина Иващенко
Международное информационное агентство «Фергана»