Кыргызстанская мафия: Власть реальная и официальная. Часть третья
Продолжение. Начало тут
(На фото - Алтынбек Арзымбаев из партии «Ата Мекен», он же Джин)
По своему авторитету и влиянию криминальные структуры Кыргызстана превосходят практически все ветви власти. Даже высокопоставленные государственные деятели идут на поклон к преступным авторитетам: с просьбой уладить ту или иную проблему, решить спорный вопрос, поговорить о возможности «делового сотрудничества», да просто выразить почтение с «прицелом» на перспективу. А парламентская система Киргизии — это просто рассадник «легального» криминала: записался в партийный список, уселся в кресло депутата ЖК (Жогорку Кенеша – парламента Кыргызстана), получил неприкосновенность, и ты уже не «опэгэшная» «торпеда» или «шестерка», а большой человек - мырза. Теперь можешь запросто говорить, что сводки МВД, в которых фигурировало твое прозвище - плод больного ментовского воображения или свидетельство гонений, устроенных милиционерами на прелестного во всех отношениях гражданина.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
После смерти печально знаменитого Рыспека Акматбаева и падения режима Бакиевых криминальный мир Кыргызстана возглавил, как известно, Камчи Кольбаев, суд над которым идет в Первомайском райсуде столицы в течение последних двух месяцев. Судя по откровениям участников заседания, уже при нынешней власти, в августе 2010 года, депутаты Садыр Жапаров и Джаныш Кудайбергенов ездили на поклон к Кольбаеву, дабы «молвить слово» за губернатора Баткенской области Арзыбека Бурканова, который задолжал двум бизнесменам крупную сумму денег. Последние обратились к «законнику» с просьбой помочь выбить должок. Кольбаев просителям подсобил. А спустя несколько месяцев Бурканов еще раз получил по шее от кольбаевских «торпед» - уже за другое «прегрешение». В статье «Параллельная юстиция», опубликованной в «МК» в апреле нынешнего года, приводились слова прокурора, который рассказал, как губернатора затащили в машину, натянули на голову куртку, «нагнули его головой вниз и, нецензурно выражаясь, стали наносить удары кулаками». Сейчас Бурканов потерпевшим себя не считает и уверяет суд в том, что претензий к Коле Киргизу и его «подчиненным» не имеет.
* * *
Видимо, после двух государственных переворотов (март 2005 г. и апрель 2010 г.), в которых преступные группировки принимали самое непосредственное участие, политики переосмыслили значение роли криминалитета в жизни страны и продвижении собственных интересов. Лидеры партий стали активно записывать в ряды своих политструктур постоянных фигурантов милицейских сводок.
Такие «ценные» члены могут, во-первых, оказать влияние на общественное мнение в определенном регионе и обеспечить количество голосов, необходимое для получения мест в парламенте или местных кенешах (советах). Во-вторых, при необходимости они могут «по душам» поговорить с парламентариями из других фракций, убедив их быть более сговорчивыми или, наоборот, строптивыми — в зависимости от ракурса возникшей проблемы.
«Свои» люди нужны и в местных органах. Так, интересы старейшей партии «Ата-Мекен» в г. Кара-Куль Джалал-Абадской области представляет некто Алтынбек Арзымбаев по прозвищу Джин. В марте нынешнего года он прострелил ногу своему собеседнику, с которым у него произошел конфликт.
Тем не менее, суд приговорил Арзымбаева условно к году лишения свободы за «хулиганство». Лидер партии «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев поспешил откреститься от Джина, заявив, что не может знать подноготную каждого сопартийца.
Привлекаются региональные депутаты-«братки» и для решения бизнес-вопросов. Известно, что экс-премьер-министр страны Омурбек Бабанов, по совместительству председатель партии «Республика», занимается реализацией ГСМ. Под этот бизнес в свое время он отобрал у предпринимателя Валерия Хона нефтебазу, откуда теперь постоянно выезжают большегрузные топливозаправочные машины. Кыргызстан «переварить» такое количество ГСМ не может, поэтому «горючку» отправляют в Таджикистан, где она стоит в два раза дороже.
Дорога в соседнюю республику лежит через Баткенскую область, а точнее — через Кызыл-Кию, где в городском кенеше депутатствует «республиканец» Замир Сыргабаев. Известный спортсмен, мастер спорта международного класса по боксу, вице-чемпион мира по боям без правил, Сыргабаев давно попал в поле зрения правоохранительных органов как лидер местной преступной группировки.
Показывая мне фотографии членов ОПГ, один из оперативников главного управления по борьбе с оргпреступностью и коррупцией (ГУБОПиК), протянул снимок, похожий на виньетки, что делают для выпускников школ. Снимок «украшала» надпись: «Фотоальбом преступной группы Замира Сыргабаева, г. Кызыл-Кия».
«Фотоальбом преступной группы Замира Сыргабаева»
— А вот этот человек является спикером городского кенеша, — указывает опер на одну из физиономий.
— Вы уверены?
— Абсолютно. Он контролирует контрабандные поставки ГСМ в Таджикистан через Баткенскую область. Караван из полутора десятков огромных бензовозов проходит практически ежедневно. Здесь его сопровождает группа Сыргабаева, которого в свою партию привлек известный олигарх и политик Омурбек Бабанов. По некоторым данным, сыргабаевские боевики вооружены пистолетами и имеют удостоверения помощников депутата.
Чтобы проверить эту информацию, я отправился в Баткенскую область. На дорогу от южной столицы до Кызыл-Кии ушло два часа. Впереди нас по разбитой трассе в сторону таджикской границы пылили несколько 40-тонных бензовозов…
Путь коротаю за разговором с местным таксистом, у которого выясняю, кто является мэром городка.
— Ашим его зовут, бизнесмен местный, у него есть гостиница, рынок в Кызыл-Кие, — отвечает водитель.
— А фамилия?
— Вот не помню, для меня он просто Ашим.
— А Замир тогда кто? — спрашиваю я с таким видом, будто мне известны местные дела.
— Так он депутат…
— Говорят, он бандит?
— И что с того? Простым людям он ничего плохого не делает.
Высадившись у горадминистрации, спрашиваю у милиционера, охраняющего здание, как найти председателя местного кенеша.
— Вон он сидит, во дворе, — указывает тот на мужчину в костюме.
Подхожу, представляюсь и предлагаю поговорить. Председатель любезно приглашает меня в свой кабинет.
Зовут его Асилбек Маткалыков. По образованию он учитель, 20 лет проработал в школе. Говорит, что в депутаты пошел от партии «Ата-Журт», чтобы помогать бывшим коллегам решать их проблемы.
— Мне сказали, что в местном депутатском корпусе работает лидер преступной группировки Замир Сыргабаев, это так?
— Да какой же он преступник?! — восклицает Маткалыков. — Он директор спортивной школы, его воспитанники не раз прославляли Кыргызстан, одерживая победы в различных международных турнирах. Зря на него наговаривают…
— Я могу с ним поговорить?
— Думаю, он с удовольствием согласится побеседовать, я вам дам номер его телефона.
Набираю указанный номер.
— Алло…
— Замир? Здравствуйте! — коротко представляюсь и объясняю причину звонка.
— Но почему милиционеры говорят о преступной группировке именно Замира Сыргабаева?
— В этой группе мои спортсмены. Они не имеют отношения к криминалу, не «опэгэшники», никто из них не судим и к уголовной ответственности не привлекался.
— А вы привлекались?
— Если бы у меня была судимость, я не смог бы пройти в горкенеш. Причем в первый раз я был самовыдвиженцем, а во второй — от партии «Республика».
— Какие у вас отношения с ее лидером Омурбеком Бабановым?
— У меня с ним чисто деловые отношения: он знает, что в Кызыл-Кие есть депутат Замир Сыргабаев, я знаю, что Омурбек Токтогулович - лидер партии. Он приезжал, встречался здесь с партийцами, беседовал и уезжал…
— По некоторым данным, вы занимаетесь контрабандой ГСМ в Таджикистан…
— Это неправильная информация двухлетней давности. Кто-то пустил эту «утку», чтобы очернить меня. На границе есть погранслужба, работают сотрудники МВД, ГКНБ, таможенники. Они могли бы меня увидеть, задержать, когда я пересекал границу. Но этого не было. Просто взяли с потолка и написали, что Замир — контрабандист. В области и другие районы есть, где могут быть контрабандисты с таким именем, а все на меня сваливают.
— А как вы прокомментируете информацию о том, что люди Сыргабаева имеют при себе пистолеты и удостоверения помощников депутата…
— Удостоверения сотрудников городских структур действительны только в пределах города, так какой смысл будут иметь эти корочки в других районах, правильно? В регламенте местного кенеша даже и понятия такого нет — «общественный помощник депутата».
На этом беседа с Сыргабаевым окончилась. Кому в данном случае верить, милиционеру или депутату, каждый решает сам.
Продолжение следует
Улугбек Бабакулов. Материал подготовлен при финансовой поддержке проекта SCOOP – сети журналистов-расследователей Восточной Европы, России, Кавказа, Центральной Азии и Западной Африки. Проект финансируется Министерствами иностранных дел Дании и Швеции
Международное информационное агентство «Фергана»