Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Кыргызстан: Дело Азимжана Аскарова будет расследовано вновь

Кыргызстан: Дело Азимжана Аскарова будет расследовано вновь

Сегодня Октябрьский районный суд столицы Кыргызстана вынес решение возобновить следствие по делу знаменитого журналиста и правозащитника Азимжана Аскарова, этнического узбека, обвиненного в тяжких преступлениях и приговоренного к пожизненному заключению с конфискацией имущества.

Такого решения удалось добиться адвокату Аскарова Валериану Вахитову, который обжаловал постановление генпрокуратуры от 5 февраля 2014 года.

Напомним, 5 мая 2013 года Генеральная прокуратура Киргизии создала следственную группу по проверке материалов уголовного дела в отношении Азимжана Аскарова для возобновления производства по вновь открывшимся обстоятельствам. Проверка проводилась в течение девяти месяцев, и 5 февраля 2014 года заместитель генпрокурора республики постановил прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием оснований для возобновления производства.

Валериан Вахитов подал жалобу на незаконность принятого постановления в Октябрьский районный суд Бишкека. 30 апреля суд под председательством Ж.Сабитовой удовлетворил жалобу Вахитова, признав постановление Генпрокуратуры необоснованным.

«Наконец-то в деле Аскарова что-то сдвинулось с мертвой точки. Мы уже начали терять веру, что в нашей стране есть судебная система, где можно получить справедливое решение, особенно в отношении совершенно невиновного человека, которого преследуют за его правозащитную деятельность, - прокомментировала «Фергане» руководитель Коалиции «За демократию и гражданское общество» Динара Ошурахунова. - Долго и внимательно отслеживали мы это дело, потому что судьба Аскарова – это судьба любого другого правозащитника Кыргызстана. Дело сдвинулось, и это важная веха в судьбе Аскарова, жертве пыток. Надеемся, что на этом не закончится и теперь его дело будет рассмотрено более тщательно, а люди, которые участвовали в его обвинении и жестоком обращении с ним, будут привлечены к ответственности», - выразила надежду правозащитница.

Правозащитное движение «Бир Дуйно-Кыргызстан» также приветствовало «законное, обоснованное и справедливое постановление суда» и выразило уверенность, что повторное исследование материалов дела в отношении Азимжана Аскарова, жертвы пыток и несправедливости, пройдет с учетом требований распоряжения генпрокурора Киргизии от 12 апреля 2011 года «Об усилении прокурорского надзора за обеспечением конституционной гарантии запрета на применение пыток и других бесчеловечных, жестоких или унижающих достоинство видов обращения или наказания».

Однако глава партнерской группы «Прецедент» Нурбек Токтакунов, который является одним из адвокатов Аскарова, настроен скептически. Он напомнил, что в 2011 году дело Аскарова уже отправлялось на новое рассмотрение, но это ничего не дало. «Ну, рассмотрят еще раз. Суд же не обязывает возобновить новое уголовное дело. Прокуратура рассмотрит и откажет еще раз, заявив, что нет никаких оснований для возбуждения нового дела. Надеемся на лучшее, но готовимся к худшему. Будем надеяться, что прокуратура все же возобновит новое дело», - сказал «Фергане» адвокат.

Между тем, руководитель правозащитной организации «Воздух» Азимжан Аскаров находится под стражей уже почти четыре года. Его задержали 16 июня 2010 года и доставили в изолятор временного содержания Базар-Коргонского РОВД. На следующий день Аскарову предъявили обвинение в участии в массовых беспорядках, призывах к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и возбуждении национальной вражды с применением насилия. Правозащитник отвергал все обвинения в свой адрес, заявляя, что его не было среди тех, кто тогда убивал людей и что он не занимался противозаконной деятельностью во время трагических событий на юге Киргизии. В итоге он был обвинен в целом ряде преступлений, предусмотренных статьями: 28, 30-227 уголовного кодекса (покушение на соучастие в захвате заложника), 241 (незаконное приобретение, хранение боеприпасов), 299-2 (приобретение, хранение экстремистских материалов); 299 (возбуждение национальной, расовой, религиозной, межрегиональной вражды, унижение национального достоинства, пропаганда исключительности превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, с применением насилия или же угрозой его применения), 233 (массовые беспорядки), 30-97 (соучастие в умышленном лишении жизни человека); 30-340 (соучастие в убийстве сотрудника правоохранительного органа).

В сентябре 2010 года районный суд приговорил его к пожизненному заключению, 20 декабря 2011 года Верховный суд Киргизии оставил приговор в силе.

Друзья и коллеги Аскарова уверены, что он осужден по ложному навету, и в его деле имеет место включившийся механизм «ментовской мести»: ранее правозащитник активно освещал в прессе факты применения пыток в следственных органах, а в дни июньской трагедии 2010 года собирал данные о погибших и раненых в Базар-Коргонском районе, документировал факты погромов, поджогов и мародерств.

Напомним, с 10 по 13 июня 2010 года в столкновениях между этническими киргизами и узбеками на юге Кыргызстана погибли 423 человека, ранено более двух тысяч. В те дни были убиты десять милиционеров и один сотрудник ГКНБ, ранения получили более 170 сотрудников правоохранительных органов.

По данным группы сотрудников Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ), МВД и Генпрокуратуры Кыргызстана, 70 процентов погибших в те дни составили узбеки. При этом 73,3 процента привлеченных к уголовной ответственности (400 из 545 человек) тоже являются узбеками, и лишь 24,4 процента (133 человека) – киргизами. Во время облав, последовавших за июньскими беспорядками и проводившихся под предлогом изъятия оружия и задержания подозреваемых, побоям и аресту подверглись сотни людей, преимущественно этнические узбеки. Адвокаты, защищающие права узбекского меньшинства, подвергаются серьезному давлению, в том числе физическому. Некоторые адвокаты отказывались принимать участие в судебных разбирательствах «июньских» дел, пока в зале суда и вне его им и их семьям не будет гарантирована защита. Однако ситуация не изменилась, более того - в апреле 2013 года адвокатов этнических узбеков избили даже в здании Верховного суда республики.

Об избирательности киргизского правосудия, этнической предвзятости следователей и неспособности судебной системы Кыргызстана действовать объективно и беспристрастно заявляла, в частности, международная организация Amnesty International, а на конференции Парламентской Ассамблеи Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, прошедшей в июле 2011 года, где выступил председатель Международной независимой комиссии по расследованию межэтнического конфликта в Кыргызстане, финский политик Киммо Кильюнен, который выразил сомнение в наличии у киргизских властей политической воли для рассмотрения последствий июньской трагедии сбалансированным и справедливым образом, киргизскую сторону призвали соблюдать свои международные обязательства в деле защиты этнических меньшинств от дискриминации.

Правозащитное сообщество считает Азимжана Аскарова одной из жертв избирательного правосудия и настаивает на объективном пересмотре его дела. С таким призывом оно обращалось и к Розе Отунбаевой, в период президентства которой и произошла Ошская трагедия, и к действующим президенту Кыргызстана Алмазбеку Атамбаеву и генпрокурору Аиде Саляновой. С призывами провести справедливое судебное разбирательство дела Аскарова выступали, к примеру, посольство США в Кыргызстане, Amnesty International, базирующийся в Нью-Йорке международный Комитет по защите журналистов (КЗЖ), Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй, Всемирная организация против пыток и другие. В ноябре 2013 года Азимжан Аскаров направил в Комитет ООН против пыток обращение, в котором рассказал о пытках, примененных к нему во время следствия, заявил о неправосудности вынесенного ему приговора и настаивал на пересмотре своего дела.

Получит ли теперь 63-летний Аскаров шанс на пересмотр жестокого приговора?

«Очень похоже, что власти Кыргызстана попросту тянут время. Чтобы заново расследовать дело, объективно пересмотреть его и в результате освободить невинно осужденного Аскарова, правительству Кыргызстана требуется огромная политическая воля. Оправданием Аскарова они боятся навлечь на себя гнев национал-патриотов — активной части своего электората. Если приговор не пересматривать — будет усиливаться критика со стороны международных правозащитных организаций и правительств некоторых европейских стран, требующих от Кыргызстана соблюдения международных судебных стандартов. Вот они и бьются между двух огней уже несколько лет, со времен «переходного правительства» Розы Отунбаевой. А пожилой и не слишком здоровый человек Аскаров сидит и будет сидеть. И это - позор для Кыргызстана», - сетует главный редактор «Ферганы.Ру» Даниил Кислов.

Международное информационное агентство «Фергана»