Кыргызстан: «Снять» девушку в Оше. Легко
Несмотря на предпринимаемые милицией меры, количество притонов по оказанию интим-услуг в Оше не уменьшается. Сами сотрудники правоохранительных органов говорят, что основной причиной широких масштабов проституции в Кыргызстане является слишком лояльное законодательство. А простые люди полагают, что притоны «крышуют» чиновники, поэтому из года в год меньше их не становится. Корреспондент «Ферганы» провел собственное расследование, посетив несколько таких мест в качестве «клиента», и выяснил, действительно ли после милицейских рейдов заведения, где обитают «ночные бабочки», перестали работать.
За предоставление секс-услуг в Кыргызстане не предусмотрено ни уголовного, ни административного наказания. Но вовлечение в проституцию несовершеннолетних и взрослых, а также содержание публичных домов является уголовно наказуемым деянием, за которое назначается штраф или лишение свободы на срок до пяти лет.
По официальным данным, в одном только Бишкеке около трех с половиной тысяч женщин занимаются проституцией. И это только те, которые поставлены на учет милицией. Средний возраст девушек, предоставляющих интимные услуги в саунах и гостиницах, составляет 18-25 лет, но среди них есть как 16-летние подростки, так и матроны, которым за пятьдесят.
В 2014 году ошская городская милиция выявила 22 факта организации и содержания притонов. В отношении их администраторов были возбуждены и переданы в суд уголовные дела. В этом году выявлено пять таких фактов. На учете в УВД Оша состоят 97 девушек, оказывающих интим-услуги. Однако местные жители говорят, что на одной только улице Масалиева более 300 девушек занимаются проституцией. В самом деле, «ночных бабочек» там можно встретить с десяти вечера до самого утра.
Ни для кого не секрет, что происходит под покровом ночи в ошских парных. Тем не менее, проверки в саунах, являющихся основным рассадником секс-услуг в Оше, правоохранительные органы могут проводить только после поступления соответствующих заявлений — жалоб от граждан.
Местные жители утверждают, что за притонами стоят высокопоставленные чиновники и даже депутаты, поэтому существенно ограничить этот вид «коммерческой деятельности» невозможно. Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть эти утверждения, но люди в Оше уверяют, что прекрасно знают даже то, какому чиновнику в действительности принадлежит та или иная сауна.
Сотрудники УВД Ошской области и города Ош периодически проводят рейды по выявлению притонов, где оказываются интимные услуги. Они проверяет сауны, гостиницы. Несмотря на это, количество притонов не сокращается. Выявить такое заведение довольно сложно, поскольку работают они под прикрытием вполне добропорядочных парных, гостиниц и даже оздоровительных центров.
«Альп Лагерь» - заведение не для альпинистов, а проституток и их клиентов
Одним из таких центров является «Альп Лагерь», находящийся на юго-востоке города Ош. Ранее это заведение посещало большое количество мужчин, по желанию которых вызывались девушки. Администраторы получали от клиентов по 1700 сомов за один час оказания интимной услуги и отдельно 500 сомов за постель, то есть клиенты платили за час отдыха 2200 сомов (около $35).
После рейда милиции администраторы «Альп Лагеря» так же, как и многие другие подобные заведения, временно усилили меры конспирации. Мы с приятелем говорим женщине-администратору, что раньше отдыхали здесь и видели девушек разных национальностей. После долгого молчания женщина отвечает: «Недавно был рейд, и мы сейчас не вызываем девушек. Но у меня есть одна девушка. Если хотите, я ее вызову. Цены такие же, как раньше были». Мы говорим, что подойдем с друзьями позже и удаляемся.
Следующий пункт нашего «общественного рейда» - сауна «Бажалар», расположенная в центре Оша, недалеко от мэрии города. Это место тоже имеет определенную репутацию, так как является одной из элитных саун в городе.
«Бажалар» - одна из самых «элитных» саун в Оше
Открываем ворота и спрашиваем у охранника, можно ли поговорить с администратором. Из особняка выходит молодой парень с вопросом: «Чем могу помочь?». Мы говорим, что пришли сюда, чтобы отдохнуть. Спрашиваем: есть ли девушки? «Да, девушки по вызову есть, если хотите, я сейчас Вам организую», - говорит администратор. Мы говорим, что хотели бы узнать цены и национальности девушек, на что молодой человек нам отвечает: «По 1700 сомов за час, 500 сомов за постель. А национальности разные – киргизки, русские, узбечки, а также метиски. Я предлагаю Вам именно днем отдохнуть, а то вечером много людей будет».
Еще одно из «прославленных» мест – сауна «Караалма», расположенная в центре города, недалеко от центрального рынка. Но сауна – это только название, на самом деле «Караалма» - настоящий притон, причем с доступными ценами. Несмотря на то, что в городе регулярно проводятся рейды, это место никогда не закрывается.
В этом переулочке находится сауна «Караалма» - самый настоящий притон в центре города
Одноэтажное скромное здание с решетками на окнах, внутри - парни-охранники. Впускают сюда практически всех – от школьников до пенсионеров. Далее их встречает «мамаша»-кассир. Один час отдыха здесь стоит 600 сомов (почти $10). Эта сумма считается приемлемой для людей любых возрастов и социального уровня. В коридоре ходят девушки разных национальностей, приглашая к себе клиентов. Каждая пытается привлечь внимание к себе. Здесь девушки работают круглосуточно, обслуживая клиентов в антисанитарных условиях. А если хотите вызвать девушку на дом, то «мамаше» придется заплатить 1500 сомов и оставить паспорт в качестве гарантии, что девушка вернется.
Далее мы посетили еще несколько саун и гостиниц, где девушки оказывают интимные услуги клиентам. Все эти места известны жителям города Ош. Цены в них колеблются от 400 до 1700 сомов за час.
Публичные дома располагаются в обычных частных строениях
Удалось нам поговорить и с девушками. Большинство из них работают по вызову. Так, 23-летняя Нодира имеет свою постоянную клиентуру и уже полгода работает отдельно. Раньше девушка работала в «Альп Лагере», куда приезжала по вызову администраторов оздоровительного комплекса. Нодира рассказала нам, что работать в секс-индустрии начала в прошлом году, после развода с мужем. Тогда она была на шестом месяце беременности.
«Сейчас моему сыну 4 месяца. Родители не знают, что я занимаюсь этим делом. Каждый человек использует то, что ему дал Бог. Я сейчас только ради моего сына живу. Зарабатываю только проституцией. Никто мне материально не помогает. За час от клиента я получаю 1700 сомов», - говорит Нодира.
Девушка выглядит серьёзной и скромной. С клиентами общается с осторожностью. Много курит. Из разговора с ней стало понятно, что после очередного рейда по выявлению притонов Нодира, как и многие другие девушки, оказывающие интим-услуги, остается почти без клиентов, и ей не на что кормить сына и себя.
Другая девушка по имени Шахноза работает в этой сфере более года. Она тоже разведена, воспитывает маленькую дочку. Но в отличие от Нодиры, Шахноза готова удовлетворить сексуальные нужды клиентов за 400 сомов (около $6,5). «Раньше работала в бане, сейчас работаю отдельно по вызову», - говорит Шахноза.
С помощью этих девушек мы узнаем номер телефона «мамаши», которая отправляет девушкам заказы от клиентов. «Мамашу» зовут Нилуфар. Мы заказали по телефону двух девушек, и вот, после некоторого ожидания, ночные бабочки приехали по назначенному адресу. Внешне девушкам было от 17 до 20 лет. Они сообщили, что оказывают интимные услуги по 1500 сомов ($24) за час. Мы сказали, что для нас это дорого, и отпустили девушек.
Написано «Баня». А что внутри?
Следует отметить, что после выхода из очередной сауны, которую я посетил в ходе своего расследования, по дороге меня остановили двое парней и попросили сидеть в машину. Они представились сотрудниками правоохранительных органов и предупредили, что я посещал притон. Я ответил, что я журналист и провожу расследование, показал удостоверение. После этого они меня отпустили и продолжили свой путь. Таким образом, можно предположить, что сотрудники правоохранительных органов знают, какие заведения скрываются под вывесками «сауна», но вместо того, чтобы закрыть притон, отлавливают выходящих оттуда клиентов, запугивают и вымогают у них деньги.
И еще одно наблюдение. Если в 2000-е годы почти половину работниц секс-индустрии Оша составляли девушки, приехавшие «на заработки» из Узбекистана, то сейчас в городе их не встретишь. По словам одной из «мамаш», после июньских событий 2010 года девушки из Узбекистана в южном регионе Кыргызстана не работают.
Бек Салиев
Международное информационное агентство «Фергана»